Не ищи детей в капусте...

Mar 15, 2009 00:05

В книге "Ивиа омер" на "Иорэ деа" алаха 25, 27 рав Овадия разбирая вопрос о поднятии на Храмовую гору, на десяти страницах анализирует все возможные алахические аспекты, и не находит причину, по которой следовало бы было запретить. Но в заключение пишет, что поскольку поднятие на Храмовую гору может привести к тому, что неграмотные люди станут подниматься (неподготовленными, будут заходить в запретные места и т.д.), подъем на Гору следует запретить.
Вид такой псики в Талмуде назывался "гзирот де-рабанан", т.е. по Торе можно, но я, как бы чего не вышло, запрещаю. Возникает вопрос: кто ныне компетентен давать подобные псаки, и кого они, эти псаки, обязывают?
Выпущенные до окончания записи Талмуда гзирот де-рабанан обязывают всех. РАМБАМ в предисловии к "Яд хазака" пишет, что с окончанием записи Талмуда такая всеохватывающая компетенция кончилась, и рав может давать псаки, обязывающие его общину, не более того. И это принято, как алаха.
В отличие от этого псака, другие посаки нашего времени пытаются выдать всеобязывающие псаки (пытаясь сослаться на Тору). В книге "Эмэт ле Яков" рав Яков Адис пытается привести алахические соображения. Проанализируем их:
1. "Мы не можем отличить извержение семени при полюции или при сношениях от зивы (гонореи, по определению р. Штайнзальца), для очищения от которой требуется окунуться не в микву, а в источник. А поскольку мы не знаем, что такое "источник", то очищиться вообще не умеем." Запрет касается только мужчин, т.к. женщине достаточно миквы ("...как будто мы не знаем разницы между менструацией и зивой", - у женщины признаки совершенно разные).
Допустим, что "зива" - это не гонорея, а вообще что-то неизвестное, но то, что между извержением семени и зивой разница очень большая, об этом пишет и Гмара, и все предыдущие поским. Видимо, тот, кто выдвинул подобное утверждение, не знаком с процессом извержения семени, и имеющиеся в его семье дети заброшены аистом или найдены в капусте.
2. "В Гмаре прямо не указаны современные признаки места Храма, и поэтому мы не можем точно знать, где оно."
В мидраше "Пиркей раби Элиэзер" указано, что ишмаэлим на месте Храма, находящегося в центре Горы построят свое здание. Единственный из ришоним, занимавшийся практическим ответом на условия восхождения на Храмовую гору в дозволенные места, РАТБАЗ, опираясь на традицию, полученную от предыдущих поколений (РАМБАМ и т.д.) указал Золотой Купол, как место Храма,здание построенное арабами, и находящееся в центре Храмовой горы. Какой вес имеет Устная Тора, подкрепленная традицией и ришоним, общеизвестно, и также общеизвестно, что никто из ныне живущих равов сдвинуть эту традицию не может. Мнения же профессоров, критиков Талмуда, отрицавших руах а-кодеш, и утверждавших, что книга "Пиркей раби Элиэзер" написана гораздо позже, при принятии алахических решений веса не имеют, как и любые другие их утверждения. но даже если сделать в данном конкретном случае для них исключение, и принять, что книга эта написана в период арабского завоевания Эрец Исраэль, то эта цитата все равно показывает, что евреям было доподлинно известно, что арабы построили Золотой купол на месте Храма.
3. "Если жена-нида оперлась (прилегла) на одежду мужа, эту одежду перед восходом надо окунуть в микву."
Мнение, приведенное в Тосефте: ни Гмара, ни ришоним не пишут, что алаха, как эта тосефта. а в наше время не принято принимать псаки по тосефте, не опираясь на ришоним или первых ахроним. Рав Фишер, рав Файнштейн, рав Оербах были единогласны в ответе, когда им в прошлом задали вопрос, связанный с этим мнением в тосефте, указав, что это единичное мнение, не принятое к алахе.

РАМБАМ, Алаха

Previous post Next post
Up