Feb 23, 2013 00:44
Зашел на Госуслуги.ру и почувствовал разницу. Захотелось рассказать о том, как устроено электронное государство в Швеции.
Первый факт: в Швеции никакого единого государственного портала нет. А электронное государство есть. Точнее, есть набор услуг, часть которых оказывается "государственными" организациями. Это очень важно -- что система оказания "государственных" услуг не является собственностью "государства" или какой-то одной организации, а децентрализована. Часть компаний вполне частные, часть примерно соответствуют российским ФГУПам, но эта разница не важна.
Ключевым понятием всей шведской системы является личный номер (personnummer). Он выдается налоговой службой и имеет вид ГГГГММДД-ХХХК, где ГГММДД -- дата рождения, а ХХХК -- доп.цифры, делающие номер уникальным (разряд К -- контрольный). Таким образом, для запоминания персонального номера нужно запомнить лишь четыре цифры, зато по персональный номер уникален, компактен и несет внутри дату рождения, которую иначе надо было бы везде указывать (младший значащий разряд ещё кодирует пол, четный Ж, нечетный М). У организаций есть аналогичные номера, но подробности их устройства я не знаю.
Далее, налоговая служба (Skatteverket) ведет реестр физических и юридических лиц. Кто угодно может бесплатно обратиться в этот реестр и мгновенно получить по персональному номеру почтовый адрес интересующего человека. В отличие от России, где юридический адрес является зачастую фиктивным, тут вся официальная почта направляется строго на адрес регистрации.
Для доступа к "официальным" услугам используется электронное удостоверение личности (e-Legitimation), которого говорит, что предъявитель сего действительно владелец такого-то персонального номера. Это электронное удостоверение можно получить, например, в банке. То есть банк удостоверяет твою личность. Либо можно получить как приложение к "настоящему" удостоверению личности (которое, кстати, я за три месяца так и не собрался получить). Кстати, в банк я не ходил. Я оставил на сайте заявление об открытии счета и в ближайшее почтовое отделение пришел конверт с кодом активации. В отделение, а не домой -- потому что всё-таки банку хочется удостоверить личность получателя. Но он эту функцию передоверяет сотрудникам почты. Милая деталь: почтовое отделение реализовано как доп.функция мини-маркета на соседней улице, продавцы мини-маркета одновременно сотрудники отделения. Но документы смотрят внимательно.
Этим электронным удостоверением пользуются (помимо основной функции -- подтверждения банковских операций в интернет-банке) для доступа к муниципальным и государственным сервисам. Муниципальные порталы занимаются такими вещами, как образование и здравоохранение. Можно записать ребенка в детский сад, записаться к врачу, и т.п.
Порталы нескольких "настоящих" государственных организаций не объединены между собой, но все работают через тот же механизм электронного удостоверения личности. На сайте налоговой делают, вобщем, то, что обычно делают на сайте налоговой; на сайте кассы взаимопощи (Försakringskassan) можно подать заявление на льготы, изменить номер счет, на который они зачисляются, и т.п. Нам, например, полагается пособие на ребенка (barnbigrag) -- около 1000 крон (это можно рассматривать как снижение подоходного налога примерно с 30% до 28%).
На практике оказывается, что к этому празднику жизни присоединяется масса других организаций. Например, частный пенсионный фонд, который что-то делает с моими пенсионными отчислениями (я не до конца ещё в этом разобрался).
Другой забавный пример, чуть сбоку,-- Stockholm Localtrafik, интегрированная транспортная система большого Стокгольма (включает в себя метро, автобусы, трамваи, легкорельсовые системы, пригородные поезда). Казалось бы, причем здесь интернет. Штука в том, что местный проездной стоит кучу денег, и потерять его было бы невероятно обидно (трехмесячный проездной стоит 2300SEK -- примерно 9000р.) Из любви к людям SL позволяет зарегистрировать свой билет на сайте и в случае утери получить новый -- ага, на адрес регистрации по почте. Кенга этот маневр уже проделала. Логин на сайте SL, впрочем, свой собственный, без использования e-Legitimation, но тем не менее этот сервис логично вписывается в общую картину, где почта ходит, а люди стараются облегчать друг другу жизнь.
Ещё пример немного сбоку от электронного государства. Библиотечная система. Это просто счастье какое-то. День на десятый На шестой день по прибытии пошли в библиотеку и безо всякого персонального номера, по паспорту, получили симпатичную пластиковую карту с десятизначным номером. Дамы и господа, по этому номеру и PIN можно залогиниться на сайт библиотеки и продлить книги! Можно заказать книги из другого отделения! Много чего можно. А какой тут детский отдел! Отлично иллюстрированные книги, ребенка из библиотеки не вытащить, он часами копается в книгах, пытается читать (латиницу он как-то незаметно усвоил), что-то сравнивает, анализирует… А какой тут отдел литературы на иностранных языках! То есть русская часть так себе (update от Кенги: это в основной библиотеке она так себе, а соответствующем отделении там очень прилично), но английская! Книги, которые я годами мечтал прочитать в оригинале...
швеция