Mar 09, 2020 16:52
A time there was, as one may guess,
And as indeed Earth's testimonies tell,
Before the birth of consciousness,
When all went well.
-- Thomas Hardy
тема слезания с иглы у нас из моды вышла ныне - хороший повод о ней вспомнить. история иглы как некой потребности организма в определенных внешних условиях стара как история самой жизни. в некотором смысле, история жизни и есть история игл. фундаментальная игла - игла сохранения жизни и воспроизводства - эволюционно стабильна: организмы, стремящиеся остаться живыми и наплодить себе подобных, преуспевают больше тех, кто относится к вопросу более равнодушно. далее, игла жизни расщепляется на иглы дыхания и голода, а с возникновением полового размножения возникает игла спаривания. процесс создания и накопления игл прогрессирует: акупунктурно выработав локально выгодную мутацию/адаптацию, вид меняется навсегда, и отказаться от этой адаптации уже трудно. даже если изменились условия, или если вторичные последствия адаптации оказались не столь радужными, путь обратно лежит через тот же жесткий отбор, который привел к ее развитию изначально. у взрывной эволюции масса недостатков: накопившиеся адаптации формируют новые потребности и обязанности, а также плодят виды и разобщают жизнь, ранее мирно плававшую в первозданном супе. и вот, волк уже терзает ягненка, лев убивает детенышей другого льва, а приматы, развив префронтальную кору, считают себя хозяевами жизни и смотрят на тех, у кого ее нет как на рептилий. а ведь добрейшей души создания.
если у большинства видов игольные механизмы по большей части биологические, то у людей они с ходом истории становятся все более культурными. история человечества во многом - истории открытия для себя различного рода игл и подсаживания себя на них. они торчат у нас отовсюду; на нас, можно сказать, живого места нет. что наша жизнь? игла! игла верхом на игле, иглой погоняет. развив язык, гоминиды утратили былые ограничения на величину племени, развились социальные иерархии и классы, угнетение одних другими. приобщившись к земледелию, гомосапиенсы ступили на скользкую дорожку цивилизации, урбанизации, эпидемий, войн, пропаганды, промышленного животноводства. а путь назад лежит только через спасительную атомную войну. все иглы одинаково начинаются с "а вот было бы круто...", и одинаково заканчиваются вростанием в тело носителя и слиянием с ним. в результате обретенных и изобретенных игл жизнь особей и всего общества меняется так, что становится невозможной без них. наша цивилизация построена на несчетном их количестве, и укол об каждую из них болезнен. без колеса не было бы автомобильных катостроф, без пшеницы - рабства, без сахара - кариеса и диабета (первого типа), без урбанизации - эпидемий; этот список практически бесконечен.
тем более интересно, что изобретение новых игл - основной движитель экономической деятельности, и подается как триумф мысли и изобретательности. каждая новая игла, расхваленная сидящими на игле светлого будущего как благо и прогресс, изменяет ткань жизни общества, приводит к массовым миграциям и метаморфозам, изменениям русла потока жизненных сил людей, но в общей сумме не дает ничего, отличного от нуля. уже на нашей памяти, наш вид прочно подсел на ПК, интернет, смартфон, соцсети, и каждый слезший с их иглы ощущает себя сперва проснувшимся Нэо, а далее пребывает в легком недоумении относительно новой реальности. но если с недавно возникших игл еще и можно временно слезть - этой цели традиционно служит религиозный пост - то попытка отказаться от хоть сколько нибудь фундаментальных игл быстро приводит к депривации, несовместимой с жизнью, ибо из этих игл мы и состоим. как может игла пролезть через собственное ушко? подобно Кощею, в наших иглах сокрыта сама наша жизнь. горе слезшим с иглы!
[своим возникновением теория игл обязана моей жене: та испытала на мне передовые методики в духе Евгения Ройзмана, и отняла на вечер телефон. много думал.]