Первая часть. 18.09.2022 Кроме издевательства над теориями о Меркель, в «Клео» есть еще один слой - тоже касающийся чисто немецкого легендариума. Дело в том, что макгаффином сериала является Красный Чемодан Мильке (КЧМ).
Предположу, что на постсоветском пространстве эту историю знают не очень хорошо (большей частью из-за обилия чемоданов собственных). Поэтому посвящу несколько карточек и ей.
Для начала дам официальное изложение. Последний руководитель Штази Эрих Мильке был известен тем, что активно собирал компромат на руководство ГДР - чтобы в час Ч его распаковать и привести немецкое политбюро в чувство. У него имелись специальные папочки на каждого, включая и самого Хонеккера. Считается, что Мильке собирался применить его в октябре 1989 года, если бы Хонеккер отказался уходить в отставку по-хорошему.
(Правда Хонеккер совершенно не понял, чем ему угрожает Мильке и ответ на угрозу «кой-чего достать и показать», равнодушно ответил «Валяй»)
В декабре 1989 года начались расследования в отношении бывшего руководства ГДР, и во время обыска кабинетов Мильке в штаб-квартире Штази военной прокуратурой был найден тот самый КЧМ. А в нем - аккуратно сложенные папочки с невероятно интересными сведениями из жизни Хонеккера, Ульбрихта, да и самого Мильке.
Теперь давайте перейдем к деталям.
История вокруг КЧМ запутана настолько, что неясны даже точные обстоятельства его обретения.
На государственном сайте архива Штази опубликованы фотографии, предположительно сделанные во время обыска офиса Мильке сотрудниками военной прокуратурой (кстати, я не нашел внятного объяснения, почему Мильке в декабре 1989 года занялась именно военная прокуратура). На них КЧМ находится в сейфе, расположенном в кабинете его секретаря Ганса Карлзона. Однако во время суда над Мильке речь шла о сейфе в подвале ведомства. Причины этой странной путаницы не установлены до сих пор.
КЧМ в сейфе секретаря Мильке. На самой нижней полке
Более того, едва КЧМ нашли, как он немедленно потерялся. После обыска его передали на хранение прокуратуре ГДР, которая, по логике вещей, должна была сдать чемоданчик администрации Берлина для продолжения процесса над Мильке. Но этого не произошло: было объявлено, что «КЧМ утерян». Поиски длились несколько недель; в это время некие неопознанные лица безуспешно предлагали редакциям крупных изданий купить интересный чемоданчик из красного кожезаменителя. Наконец, КЧМ был обретен повторно при помощи пожелавшего остаться неизвестным восточногерманского прокурора. Опять же, никаких внятных объяснений произошедшего дано не было. «Да, потерялся. Но ведь нашелся же! Тот же самый, видите? Красненький!».
Демонстрация КЧМ на пресс-конференции 2004 года
14 ноября 1990 года в Германии вышел отчетный телерепортаж о КЧМ и его содержимом, после чего чемоданчик повторно ушел с радаров. Известно, что им до 1995 года занимались несколько министерств; затем его сдали в Федеральный архив. В 2004 году его отправили в архив Штази; передача сопровождалась пресс-конференцией, на которой демонстрировался искомый чемоданчик с копиями найденных там документов. При этом, часть бумаг была изъята заранее, как не имеющая отношения к Штази. А в 2015 году КЧМ вернулся туда, откуда его (вероятно) взяли - в сейф секретаря Мильке, который теперь является частью экспозиции в музее Штази. Такие вот «приключения красного чемоданчика».
У «Клео» вышло зрелищнее, спору нет: с драками и погонями; однако неослабевающая интрига вокруг КЧМ в реальной жизни с лихвой компенсирует нехватку экшена. Кроме того, в сериале содержимое чемоданчика оказалось ужасно унылым: всего-то секретный пакт ГДР с одной крупной страной. Предположу, что сценаристы пошли на этот ход осознанно - иначе бы «Клео» получилась бы опасно излишне правдоподобной.
(Хотя и здесь можно было изящно выйти из положения, использовав вместо страны с трехбуквенной аббревиатурой другое государство, обычно сокращаемое до двух букв:-)
***
19.09.2022 Sabota u nass prasstaja, sabota nascha takaja... Чуть лучше разобраться в обстоятельствах нахождения КЧМ нам помогут люди, напрямую связанные с его обретением.
Во-первых, уже упомянутый секретарь Мильке Ганс Карлзон, в чьем кабинете, предположительно, хранился КЧМ. Самая интересная часть его биографии, на мой взгляд, заключается в том, что он не привлекался к суду после объединения Германий - хотя был высокопоставленным сотрудником Штази: правой рукой и личным помощником Мильке, ставшего в массовом сознании олицетворением террора Штази.
Следствием поглощения ГДР стали судебные процессы против ее верхушки. Они были декоративными: сроки осужденным давали совсем небольшие, а многих так и вообще не сажали в тюрьму - немцы очень не хотели повторять унизительный фарс Нюрнбергского трибунала, где довольно скверных людей, спору нет, судили только за то, что они имели глупость проиграть войну. Руководство ГДР получало символическое наказание и клеймо «плохого человека», но никаких тотальных репрессий не проводилось. Людям теперь жить в одной стране, к чему плодить злобу и ресентимент? Однако по Штази существовал общественный консенсус: «это плохие парни». Было бы логичным ожидать, что по паре лет тюрьмы получит все руководство бывшей госбезопасности. Но вот нет. Отчего-то процессы проходили очень выборочно.
Ганс Карлзон в начале девяностых. На предыдущей фотографии он, если не ошибаюсь, стоит за Мильке. ...Schila by strana rodnaja. I netu drugich sabot!
Вот, например, Карлзон - который сорок лет носил чемоданчик за Мильке - преследованиям не подвергался. В январе 1990 года он спокойно ушел на пенсию, не забывая оказывать низверженному патрону помощь. Но это не означает, что правосудие забыло о секретаре Мильке: в 1996 году его вызвали в суд как свидетеля защиты по делу восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля, занимавшегося во время Холодной войны обменом шпионами и политзаключенными между Востоком и Западом. Его обвиняли в том, что он наживался на желающих выехать из ГДР (легальный выезд стоил больших денег) и распродавал их имущество по цене ниже рыночной. Слава богу, что в его защиту выступил личный помощник бывшего главы Штази, и Фогеля оправдали.
Но есть и куда более интересное «во-вторых». После того, как не без помощи Мильке осенью 1989 года в отставку отправили Хонеккера, новое правительство, как известно, занялось уже самим Мильке. Его сняли с должности главы Госбезопасности, а само министерство преобразовали в Ведомство национальной безопасности с сокращенным персоналом и урезанными полномочиями. Руководителем «мини-Штази» стал заместитель Мильке Вольфганг Шваниц. Де-факто он руководил этим ведомством до 14 декабря 1989 года, после чего был отправлен в бессрочный отпуск, а 31 марта огрызок Штази окончательно упразднили.
Фотокарточка Шваница из его личного дела
А кто этот Шваниц, второй человек в Штази? Черт его знает. Он родился в 1930 году, родителей нет (про маму ни слова, папа был, но как-то быстро умер), воспитывался в приюте. Работать в Штази начал еще в 1951 году, демонстрируя отменную верность высоким сталинским идеалам (в 1953 году записался в «Кружок изучения биографии Сталина» - это-то когда за окном бериевская оттепель и восстание в ГДР). Карьера у Шваница продвигалась отменно: уже в 1958 году он возглавил всю контрразведку Восточного Берлина. В условиях ГДР Восточный Берлин - не просто столица, а, одновременно, прифронтовой город; там же рядом Берлин Западный, откуда мировая буржуазия тянет свои империалистические щупальца прямо к сердцу молодой германской республики. Это невероятно ответственный пост.
Тем не менее, молодой Шваниц, видимо, превосходно со всем справился. С 1974-го года он руководит берлинским Штази, а середины восьмидесятых становится заместителем Мильке. По косвенным данным, значительная часть руководства Штази в восьмидесятые лежала именно на нем, а не на потешном пугале Мильке с его «Да я всех люблю, всех и каждого!».
Чем занимался аппарат Шваница - Ведомство национальной безопасности? Преимущественно, уничтожением документов Штази. Сосредоточенные фрау в очках должны были пихать бумажки в шредеры, рвать их на кусочки, жечь в каминах. Однако на практике архивы Штази сохранились почти полностью; да и бумаги Мильке, как нетрудно заметить, тоже уцелели. Что-то у матерого чекиста Шваница пошло не так…
Пенсионер Шваниц
И, как вы уже, наверное, догадались, никакого судебного преследования Шваница не было. Он с удовольствием вышел на пенсию в девяностых и прожил до сего, 2022, года (умер в начале февраля в возрасте Горбачева). В свободное время писал книжки о том, что Штази была хорошей организацией, несущей людям свет и добро - просто ее не так поняли. Слегка обалдевшие от такой наглости немцы попытались вступить с пенсионером в полемику и немедленно получили тростью по лбу: скажем, в 2002 году состоялась презентация одной из книг Шваница, во время которой в зал пришла жертва Штази и попыталась начать дискуссию с отставным чекистом. Шваниц щелкнул пальцами и врага социалистического отечества вышвырнули вон.
«Попытка строительства социализма, как и его защита Министерством госбезопасности, была полностью оправдана. У меня нет никаких поводов для угрызений совести».
А кто будет спорить, того за дверь.
***
20.09.2022 Поскольку обретение Красного Чемодана Мильке произошло в условиях весьма мутных, говорить о его содержимом наверняка сложно. Даже если КЧМ действительно нашли так, как это описывается, он потом пошел по рукам - и не всегда хорошо вымытым. Но я не какой-нибудь ревизионист, выдумывать ничего не собираюсь. Давайте обсудим те документы, которые в нём находились официально: по данным архива Штази. Это тоже интересно.
Эрих Мильке на пенсии. «Отстрелялся».
(Как ни удивительно, история об
убийстве полицейских на Бюловплац в Берлине прямого отношения к КЧМ не имеет. На всякий случай напомню, о чем речь: в 1931 году боевики КПГ напали на троих полицейских, дежуривших на Бюловплац. Одного полицейского убили на месте, одного смертельно ранили, еще один - выжил. Существует гипотеза, что боевиков было трое, но достоверно известно лишь о двух из них: Эрихе Цимере и Эрихе Мильке. Действовали они по поручению депутатов Рейхстага от КПГ
Киппенбергера и Нeймана, которым приказ о проведении акции отдал лично геноссе Ульбрихт, руководитель берлинского отделения партии. Задержать убийц в 1931 году не удалось; спустя пару лет в рамках нового расследования была осуждена примерно дюжина мелких соучастников. Главные фигуры дела к этому времени давно покинули страну, и довольно быстро умерли: Киппенбергера и Нeймана расстреляли в СССР во время процессов 1937 года, а Цимер сгинул в воющей Испании. Так что в итоге остались лишь дон Ульбрихт и солдато Мильке.
В ГДР об инциденте на Бюловплац говорить не любили, потому что это бросало тень на Партию. Ведь кто-то мог бы подумать, что руководство Правильной Германии состоит не из борцов за светлые идеалы социализма, а отмороженных террористов, еще не так давно реагировавших на несложные команды вроде «режь кяфиров!» и «Аллах акбар!».
Правда я считаю, что политический компромат работает вовсе не так, как это кажется со стороны. Само по себе наличие папочки на видного политика не даёт ничего. Мысленный эксперимент: вот к вам попал ноутбук сына президента США. И что дальше?
Считается, что материалы по делу о Бюловплац Мильке бережно хранил в подвале своего дома в Вандлице; вдобавок он еще и подготовил подробные мемуары, где в деталях описал роль руководства КПГ и лично геноссе Ульбрихта в организации нападения на полицейских. В итоге после ликвидации ГДР Мильке посадили не за «преступную деятельность Штази», а как раз за убийство шестидесятилетней давности, причем в ход пошли именно судебные архивы 1933-34 годов из подвала Мильке. Приговор был символическим: шесть лет, из которых престарелый Мильке не отсидел и трех, выйдя на свободу в конце 1995 года)
Жемчужиной КЧМ считаются приложения к делу Бруно Баума (он же Фриц Андерс, он же Вальтер Шварц) - боевика КПГ и близкого товарища Хонеккера и Курта Хагера. Все трое были арестованы в 1935 году. Хагеру вскоре после ареста каким-то образом удалось утечь за границу (интересно, как?), а вот Баум и Хонеккер получили полноценные сроки: 13 и 10 лет соответственно. Справедливость приговоров я комментировать не буду (национал-социалистическую диктатуру мы осуждаем), отмечу лишь, что ужасы условий, в которых нацисты содержали заключенных коммунистов (немецких коммунистов, это важно) несколько преувеличены. Скажем, вождь немецких рабочих товарищ Тельман большую часть своего срока провел в комфортной одиночной камере, где имел возможность работать и принимать посетителей, включая жену и дочь. Да, нацисты били его на первых допросах, а в 1944 году, после покушения на Гитлера, Тельмана подмели от греха подальше вместе со всеми остальными «ненадежными элементами». Но в промежутке между этим никто не отправлял его в концлагерь махать кайлом или крутить гайки.
Баум и Хонеккер до уровня Тельмана не доросли, поэтому им люксовой камеры не полагалось. Первый провел шесть лет в обычной тюрьме Бранденбург-Гёрден, откуда его в 1943 году перевели в Освенцим. Но, как ни странно, речь шла о смягчении режима: Баум работал там электриком и пользовался значительной свободой перемещения и распорядка. В январе Баума отправили в более безопасный Маутхауззен, где его благополучно освободили американцы.
***
21.09.2022 Баум сделал неплохую партийную карьеру в ГДР. Кстати, именно ему весной 53-го поручили озвучить идею «добровольного» повышения трудовых норм при одновременном снижении зарплат почти на треть. Все помнят,
чем это закончилось.
Еще Баум был известен своими воспоминаниями о пребывании в Освенциме. Оказывается, храбрый электрик возглавил подпольную группу, собиравшую в концлагере важные разведданные и передавшую их по коротковолновому передатчику в Лондон. Вместе с отважным польским офицером Витольдом Пилецким, Бруно Баум является основным источником информации о происходившем в Освенциме.
(Пилецкий, как утверждается, был заслан в Освенцим польским сопротивлением, чтобы узнать, что же там такое творят немецкие нелюди. Пан Штирлецкий провел там три года, всё заснял, записал, запомнил и в 1943 году лагерь преспокойно покинул. «Через вход». По итогам пребывания в Освенциме он подготовил т.н. «Доклад Пилецкого», благодаря которому союзники узнали новый термин: «лагерь смерти». Правда, общественности столь важный документ почему-то показали лишь в 2000 году в виде «реконструкции» некоего польского историка. В отличие от Баума, который написал аж три версии лагерных мемуаров, Пилецкий поколебаться с линией партии не успел: его довольно грубо ликвидировали еще в 1948 году)
С Хонеккером вышло еще интереснее: его отправили в ту же тюрьму, что и Баума, посадив в одиночную камеру. Это уже довольно комфортные условия. Спустя полгода его перевели в приличную камеру на трех человек, а сам Хонеккер стал помощником тюремного врача (думаю, никому не стоит объяснять, насколько это выгодная должность). Полагаю, что с Баумом все было примерно так же, просто в биографии Хонеккера такие моменты описаны подробнее.
Все в том же 1943 году режим смягчили и Хонеккеру: его отправили в ремонтную бригаду, которая занималась восстановлением берлинских домов, поврежденных бомбежками. Сам Хонеккер позже рассказывал, что еще им поручали поиск неразорвавшихся бомб, а также разбор завалов. Может быть, хотя даже при таких условиях работа в городе уж точно приятнее сидения в четырех стенах. А потом, весной 1944 года, бригаду Хонеккера переводят в… женскую тюрьму. Дальше я, извините, рассказывать не буду - как-то совсем не мой формат. Неловко.
(Как и самому Хонеккеру, который отчего-то очень стеснялся того, что его первой женой стала надзирательница этой тюрьмы, Шарлотта Шануэль)
Мильке и Хонеккер.
- ...Menja mojo serdze w trewoschnuju dal sowjot!
- И меня. В Чили.
Так что за приложения к делу Баума, которые собрал и хранил Мильке в своем чемодане? Во-первых, речь идет протоколах, из которых следует, что именно неосторожные действия Хонеккера стали причиной разоблачения группировки Хонеккера-Баума-Хагера и арестам ряда других коммунистов. Во-вторых, о показаниях самого Хонеккера, в которых герой антинацистского сопротивления и образец для каждого жителя ГДР сдал абсолютно всех. В-третьих, два прошения отца Хонеккера, поданные в 1939 и 1942 годах. Хонеккер-старший просил помиловать его сына, утверждая, что коммунизм был юношеской придурью, а сейчас Эрих исправился, от коммунистических взглядов отказался, считает, что «его юношеские идеалы реализованы в нынешнем государстве» и вообще готов сражаться за геноссе Гитлера и социалистическую Германию.
...фон дем Пацифик бис цум Вайсен Мер... О других документах говорится меньше. Упоминаются письма его жен: второй (Эдит Бауманн) и третьей (Маргот Файст, «фиолетовая ведьма» - тоже одна из персонажей «Клео», кстати) к Ульбрихту с довольно типовыми доносами друг на друга, а также всякие свидетельства неизбежного казнокрадства, вроде использования казенных средств для ремонта виллы Хонеккера, записанной на какую-то из его любовниц. В подробности содержимого чемоданчика не вникает даже архив Штази, так что можно предположить, что там имелись и другие документы - но нам их не покажут. Как я уже упомянул, в «Клео» попытались пофантазировать на тему «что же там было», однако именно этот сюжетный поворот у них вышел неинтересным. Предположу, что специально. Это же развлекательный сериал, а не документальный фильм. Да и подлинное содержание чемоданчика могло быть таким, что именно самые смелые фантазии оказались бы наиболее историческими корректными.
/титры, музыка/
Wir sind bereit und halten Wacht für unser Vaterland
Vorwärts, Dzierzynskis Soldaten
Heißes Herz, kühler Kopf und Verstand В рецензиях пишут, что успех «Клео» объясняется «остальгией» немцев, в том числе и тех, которые в ГДР никогда не жили и относятся к ней примерно так же, как к Средиземью или Азероту. В принципе, это верно, учитывая, что от Восточной Германии там лишь антураж, на фоне которого творится сплошное аниме. Но лично мне «Клео» понравилась именно веселой попыткой перенести на экран самые популярные конспирологические гипотезы о поздней ГДР. Наконец-то люди поняли, что конспирология и спекулятивная история - это такие же литературные жанры, как детектив или фентези, которые можно в т.ч. и экранизировать.
Подобное открывает захватывающие перспективы - представьте, что лет через …цать мы, возможно, увидим сериал про историю России начала XX века, основанный на гипотезах ДЕГа. В стиле «хи-хи, ха-ха, это же просто художественный вымысел». Я бы посмотрел.