Когда мы говорим о коллекции скульптуры начала XVIII века в России, то сразу вспоминаем Летний сад. Действительно, Петр I фактически создает в Летнем саду музей итальянской скульптуры под открытым небом, однако в Петергофе также есть несколько статуй XVIII века, и самые прекрасные из них расположены на "Золотой горе".Каскад "Золотая гора" является главным фонтанным сооружением ансамбля Марли в западной части Нижнего парка. Каскад создается в 1721 году по проекту Микетти, в 1724 году работы возглавил Земцов, который расширил его, создал у подошвы лестницы бассейн, а также обил подступенки каскадных уступов медными позолоченными листами, придавшими ансамблю ообый блеск. Сегодня скульптурное оформление каскада представлено 16-ю статуями, 5 являются произведениями венецианских мастеров начала XVIII века, помимо упомянутого выше "Тритона", это "Нептун", "Флора с Амуром", "Андромеда" и "Нимфа", о них-то и пойдёт речь далее, остальные являются копиями 1860-х годов, выполненными в Италии по античным образцам.
Тритон, Андросов приписывает авторство Антонио Тарсиа. Предположительно она была выполнена в Венеции ок.1718 - 1719 гг. по заказу Рагузинского для Меншикова. Тритон трубит в свой рог, возвышаясь над заливом.
Погода была великолепная: солнце чередовалось с дождём, и капли дождя с фонтанными брызгами так и переливались в солнечных лучах!
Нептун, предп. 1718 - 19 гг., ск. Антонио Тарсиа. Документы о приобретении статуи и её привозе в Россию отсутствуют. В 1793 году она находилась здесь же на "Марлинской каскаде", и Андросов предполагает, что она попала сюда в числе пяти статуй, перевезённых в Петергоф в июле 1732 года из коллекции Меншикова.
Флора с Амуром, 1720 - 1722гг. Андросов приписывает авторство Пьетро Баратте и считает, что в списке приобретённых статуй она значилась как "Венус с Купидоном". По другой версии автором мог быть Дж.Зорзони. Статуя была привезена Рагузинским из Венеции в 1722 году и сразу попала в Петергоф.
Андромеда, ск. Пьетро Баратта, 1717 - 1718 гг. Приобретена в Венеции Саввой Рагузинским, по прибытию в Россию сразу была отправлена в Петергоф. Согласно мифу Андромеду приковали к скале чтобы принести в жертву чудовищу, грозившему уничтожить город, её спас Персей, показав чудовищу отрубленную голову Медузы Горгоны.
"Нимфа", предп.1718 - 1719 гг. Антонио Тарсиа. История этой скульптуры аналогична истории статуи "Нептун". Предположительно, она была выполнена в Венеции по заказу Рагузинского для Меншикова.
На "Шахматной горе" в противоположной части парка стояли статуи Адониса и Олимпии, также поступившие в Петергоф из коллекции светлейшего князя. Однако сейчас этот каскад закрыли на реставрацию и сняли оттуда всю скульптуру. Судя по состоянию "Золотой горы", она следующая на очереди.
Адам и Ева, ск. Джованни Бонацца, 1718 г. Оригиналы находятся во Дворце-музее. Сведения о заказе статуй "Адама" и "Евы" "наилутчему здешнему мастеру Бонаце" появляются в письме Рагузинского Петру I от 6 декабря 1717 года. Они задумывались, вероятно, как копии с образцовых скульптур, созданных в 15 веке Антонио Риццо и украшавших Дворец Дожей. В 1718 году статуи были закончены и отправлены в России, сразу попали в Петергоф.
В Верхнем парке неподалёку от "Дубового" фонтана установлены 4 копии с мраморных статуй мифологических покровителей природы, выполненные уже в 1757 году скульптором Антонио Бонацца (сыном Джованни Бонацца) в Падуе.
Моя любимая статуя Зефира с крыльями бабочки. Зефир в переводе с древнегреческого означает "западный", в западной части Средиземного моря Зефир являлся лёгким, ласкающим ветерком.
Парные статуи "Вертумн и Помонна".
В римской мифологии Вертумн - бог перемен (от лат. vertere - превращать), имеется в виду смена времён года, стадии созревания плодов, течение рек, настроение людей... Вертумн влюбился в богиню плодов и фруктовых деревьев Помону и, пользуясь своим даром перевоплощения, стал являтся ей в разных обличиях (то воином, то рыбаком, то простым садовником), предлагая свою любовь, однако всегда получал отказ. Решив воздействовать на возлюбленную силой чужого убеждения, он пришёл к ней в обличье дряхлой старухи и стал убеждать выйти замуж за славного бога Вертумна. Но Помонна возразила, что никогда не видела этого бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед ней в своём истинном обличьи, и она в конце концов согласилась стать его женой.
В римской мифологии Флора - богиня цветов, юности и весеннего цветения.
А теперь немного уток! Этот затейливый фонтан был создан в 1725 году по проекту Михаила Земцова фонтанным мастером П.-Ж.Суалем и носит название "Фаворитный". Это образец "фабольного"фонтана, т.е. фонтана, несущего в себе назидательный смысл. Он исполнен на сюжет басни французского поэта XVII века Лафонтена. На металлической табличке, стоявшей некогда возле фонтана, была следующая надпись: "Собачка по кличке Фаворитка гоняется за утками на воде; тогда ей утки сказали тако: ты напрасно мучися, ты де силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать", т.о. басня учит не обижать тех, кто слабее. Интересно, что героиней басни был пудель, однако создатели фонтана предпочли собаку другой породы и изобразили мопса. У нас в Летнем саду в зелёном кабинете (слева от Кофейного домика) при Екатерине I был сделан аналогичный фонтан, но в ходе реставрации его не стали воссоздавать. Что касается петергофского фонтана, то излюбленной затеей туристов сейчас является кидание монеток на счастье, если приглядитесь, увидите одну на спине у утки )).
Настоящих уток в Петергофских прудах и фонтанах тоже хватает!
Балтийское море - окно в Европу через Финский залив
Информация о скульптуре взята из книги: С.О.Андросов. Петр Великий и скульптура Италии. С.-Пб., изд."Арс", 2004.