Музей в Петрозаводске покорил нас тем, что при создании экспозиции и временных выставок акцент сделан на местном колорите, и сразу становится понятно, что ты находишься именно в Карелии. Отдельный раздел в экспозиции музея посвящён карело-финскому эпосу "Калевала", уникальная коллекция произведений разных авторов, иллюстрировавших эпос, собиралась на протяжении многих лет и теперь демонстрируется посетителям в обновлённом музейном пространстве.
Старинные руны исполнялись рунопевцами, которые держались за руки и, покачиваясь, пели. Сказитель Архиппа Перттунен вспоминал: "Когда мы рыбачили, то отдыхали на берегу озера Лапукка возле костра... Целыми ночами они пели у костра, держась за руки, и никогда в одну ночь не пели дважды одной руны. Я, мальчишка, сидел и слушал, и выучил так свои лучшие песни".
Мюд Мечев - "Рунопевцы" (1970-75, линогравюра)
Встречи с рунопевцами Олонецкой и Архангельской губерний вдохновили финского доктора медицины Элиаса Лённрота (1802-1884) на создание эпоса, который он назвал "Калевала". Лёнрот не просто собрал и обработал 65 тысяч записанных им строк народной поэзии, но дополнил их материалами других собирателей и выстроил единую сюжетную линию. "Я вырастил "Калевалу" как выращивают дерево", - говорил он о своей работе. Первый вариант эпоса был опубликован в 1935 г., окончательный - в 1849 г. На русский язык эпос был впервые переведён в 1888 г. поэтом Леонидом Бельским.
Юрий Люкшин - "Рунопевцы" (1984, офорт, акварель) и "Айно" (1985, офорт, акварель, темпера)
Первое иллюстрированное издание "Калевалы" в СССР было выпущено издательством "Academia" в Ленинграде в 1933 г. Над книгой работали 14 художников - представителей школы "аналитического искусства" Павла Филонова, в том числе Виктор Цыбасов, слева-направо:
Куллерво идёт на Унтамо. Руна 36
Встреча Вяйнямёйнена и Йовкахайнена. Руна 3
Куллерво находит свою мать. Руна 34
Алиса Порет - заставки и концовки (1940, бумага, цветная тушь, перо)
Инсталляция "Рождение Вселенной "Калевала"" (2020, авторы А.Скрицкий, А.Дубровская) создаёт иллюзию нахождения внутри одного из яиц, снесённых уткой на колене Илматар. Яйцо уже раскололось и "что в яйце являлось низом, стало матерью-землёю, что в яйце являлось верхом, верхним небом обернулось,... что в белке являлось верхом, то луною засияло, что в яйце пестрее было, стало звёздами на небе"
Виталий Добрынин - диптих "Полёт рун. Спасение Вяйнямёйнена" (1999, холст, масло)
Инсталляция "Щука - владычица озёр"
Щука Туонелы всплывает,
Из воды ползёт собака -
Щука та не из огромных,
Но не очень чтоб из малых:
С топорище язычище,
С рукоятку грабель - челюсть,
Пасть в широких три потока,
Шириной спина в семь лодок.
В пасти у щуки старинный сундук, а в сундуке - приданое. Зал посвящён испытаниям Ильмаринена и последовавшей за ними свадьбе на дочери хозяйки Похьёлы.
Осмотар, хозяйка пива,
Капо, браги мастерица,
набрала семян ячменных,
шесть взяла отменных зёрен,
хмеля - семь больших головок,
восемь ковшиков водицы,
ставит варево на пламя,
на огонь - котёл для пива.
Игорь Баранов - "Свадебный пир" (2007, офорт, гуашь)
Тамара Юфа
слева "Невеста Похьёлы" (1963, тушь, гуашь)
справа "Лоухи и дочь" (1963, тушь, гуашь)
Тамара Юфа - "Илмаринен показывает свою жену калевальцам" (1962, тушь, гуашь, акварель)
Тамара Юфа - "Калевальцы едут за Сампо" (1962, тушь, гуашь, акварель)
Тамара Юфа - "Похьёла" (1984, гуашь, акварель)
Сампо - волшебная мельница, создающая богатства. Кузнец Ильмаринен выковал её для хозяйки Похьелы - старухи Лоухи в качестве выкупа за невесту. После гибели жены, Ильмаринен решает вернуть себе Сампо, крадёт мельницу, но Лоухи настигает его в море, в результате битвы мельница разбивается и её обломки "делают море богаче, чем сушу". Часть собранных обломков позволяют Вяйнямёйнену благословить и землю, в результате она становится плодородной. В эпосе нет подробного описания внешнего вида Сампо, упоминается лишь пёстрая крышка, которая символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси, на которой покоится весь мир.
Игорь Гашков - "Сотворение Сампо. Руна 10" (2007, сосна)
Юрий Люкшин - "Рождение Сампо" (1987, литография)
В эпосе нет подробного описания внешнего вида Сампо, упоминается лишь пёстрая крышка, которая символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси, на которой покоится весь мир.
Инсталляция "Крышка мельницы Сампо" (2020, авторы А.Скрицкий, А.Дубровская)
перед ней стоит "волшебный шар", на который проецируется облик Вяйнемёйнена под звуки кантеле.
В последнем зале можно потрогать некоторые экспонаты и даже примерить на себя национальный костюм
Тамара Юфа - "Кантелист" (1977)
Загнутый носок для крепления лыж
Великолепная выставка "Фактура Севера" очень созвучна настроению "Калевалы", здесь тоже можно увидеть работы полюбившейся нам Тамары Юфы, а также других современных художников, которые делятся со зрителем своей любовью к природе Карелии через произведения, имитирующие или использующие фактуру камня, дерева и воды.
Тамара Юфа - "Пейзаж" (1966, картон, гуашь, темпера)
Тамара Юфа - "Пейзаж с лосем" (1967, картон, гуашь)
Виктор Сиренко - "Карелия" (2023, камень, стекло)
Алексей Лебедев и Надежда Белая - скульптура "Лодки" (2018, сталь, стекло)
на заднем плане видны нежные зимние пейзажи Евгения Судакова.
Андрей Комулайнен - "Чайка" (2019, фанера, лак)
Виктор Сиренко - "Белое море" (2022, дерево, акрил, коллаж)
Виктор Сиренко - "Солнце над Залавругой" (2022, камень, дерево, стекло, металл)
Виктор Сиренко - "Тиски" (лист, дерево, стекло, металл)
слева его же работа "Беломорье" (2022, оргалит, масло)
справа серия работ Виктории Зориной - "Зарастание" (2022-24, дерево, темпера)
слева Наталья Кошелева - "Композиция" (2020, холст, масло)
справа её же работа "Синантропия" (1994, холст, масло)
Владимир Зорин - картины из бересты "Белое море. Нейтральная зона" (1998)
Виталий Добрынин - "Память деревьев" (1990, холст, масло)
Светлана Георгиевская - Беломорские петроглифы. Фрагмент скалы Павильона "Бесовы следки" (2023, рисовая бумага, акрил)
Светлана Георгиевская - Онежские петроглифы. Триада мыса Бесов Нос. Выдра, Онежская Оранта, Налим (2019, рисовая бумага, акрил)
Вышитые полотенца из Олонецкой губернии, созданные в XIX - нач. ХХ в. вепсскими и карельскими народными мастерами. Представленные образцы вышивки демонстрируют все характерные типы народного орнамента: геометрический, растительный, антропоморфный и зооморфный.Многие мотивы имеют истоки в языческой мифологии, например, обрядовые трёхчастные композиции с изображением Богини-матери или Древом жизни.
В одной из витрин наглядно показаны этапы создания иконы.
Наиболее ранние памятники в собрании музея относятся к XV в., когда земли Обонежья и Беломорья входили в состав владений Великого Новгорода. Искусство древней Карелии явилось особой ветвью новгородской школы, тесно связанной с народной культурой. В стилистике иконы "Богоматерь Одигитрия" воплотились такие характерные черты новгородского искусства эпохи его расцвета, как суровость образов, напряжённая контрастность цвета и пластичность рисунка.
Идеально подобранный оливковый фон подчёркивает колористическую красоту северных икон.
по бокам "Пророк Илья" и "Апостолы Пётр и Павел", обе иконы из деревни Пяльма Пудожского района (XV в.)
в центре "Богоматерь Одигитрия" из деревни Усть-Колода (Кубово) Пудожского района (XV в.)
После присоединения Великого Новгорода к Москве в конце XV в. произошёл временный упадок его экономики и отток художественных сил в северные провинции.
слева "Святой Власий" - икона из села Мегрега Олонецкого района (конец XV - начало XVI в.)
справа "Чудо Святого Георгия о змие" из деревни Кукасово (Пирзаково) Пудожского района (XVI в.)
слева "Пророк Илья в пустыне" из деревни Пяльма Пудожского района (конец XV - начало XVI в.)
справа "Святой Николай" из деревни Вегорукса Медвежьегорского района (2-я половина XV в.)
Святитель Николай - строгий ревнитель веры, христианский богослов и мыслитель. В пропорциях головы выделен лоб - вместилище духа. Пальцы благословляющей руки словно лишены костей и напоминают пламя свечи. Над правым плечом анфас помещено поясное изображение Богоматери (обычно Богородица изображалась над левым плечом, а над правым - Христос, причём по иконографии оба они обращены к Николаю и подносят ему знаки его святительского достоинства - евангелие и омофор). Возможно на данной иконе образы Богоматери и Николая сопоставляются, поскольку оба они олицетворяли собой милосердие.
Во второй половине XVI в. искусство русского Севера развивалось в условиях формирования общерусского стиля, становление которого было обусловлено образованием централизованного государства под главенством Москвы. Проводниками московского влияния в Обонежье стали Александро-Свирский, Соловецкий и Тихвинский монастыри. Показательной в этом смысле является кижская икона "Покров" с её многофигурной торжественной композицией. Изображение многоглавого русского храма на фоне иконы акцентирует тему покровительства Богоматери Русскому государству.
слева "Покров" из Заонежья (XVI в.)
справа "Покров" из Кижского погоста Медвежьегорского района (2-я половина XVI в.)
Макет церкви Преображения Господня из Кижей
"Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с монастырём" - икона из Олонецкого района (XVIII в.)
В живописи ХХ века, представленной на постоянной экспозиции музея, тоже встречается много интересных и порой неожиданных работ.
Ярослав Крестовский - "Белое море. Обетный крест" (1971)
Подборка работ талантливого ученика Павла Филонова - Михаила Цыбасова (один из иллюстраторов первого издания эпоса "Калевала")
Слева представлен его автопортрет, рядом - портрет матери
Михаил Цыбасов - "Обоз на Северной Двине" (1928)
Михаил Цыбасов - "Кондострой" (1931)
Великолепно скомпанованные пейзажи Василия Рождественского
В музее представлена достойная подборка пейзажей с видами Петербурга начиная с художников "Бубнового валета" и заканчивая современниками:
Роберт Фальк - "На Неве. Ленинград" (1939)
Александр Осмёркин - "Внутренний двор Эрмитажа" (1945)
Вячеслав Пакулин - "Канал Грибоедова" (1944-45)
Игорь Суворов - "Мойка" (1960)
Андрей Ветрогонский - "У Манежа липы подстригли" (2012, оргалит, масло)
Виктор Сиренко - скульптура "Система координат" (2012, камень, металл)
ДавЫд Плаксин - "Из советского металлолома" (2014, холст, акрил)
ДавЫд Плаксин - "Чёрный квадрат. Триптих" (2012, фанера, смешанная техника)
Олег Ланг - "Дорога на деревню" (2009, холст, акрил)
Сложно поверить, но эту картинку тоже написал Олег Ланг - "Утро в городе" (1985)
Евгений Орлов - "Храм на горе (Сортавала)", "Мост", "Пейзаж с лодкой" (1994, холст, масло, коллаж)
Борис Калаушин - "Женский портрет" (1966, холст, масло, темпера)
русская версия картин Фернана Леже
В здании музея до революции располагалась гимназия, где учился художник Василий Поленов