Выставка произведений Михаила Рогинского проходит в квартире №7 музея "Полторы комнаты" в доме Мурузи.
Это первая за 20 лет персональная выставка художника в Петербурге.
Её идея возникла у директора музея Иосифа Бродского Максима Левченко, когда он по приглашению коллекционера Дениса Химиляйне посетил склад в Москве, где хранились работы Рогинского. Мы попали на экскурсию к самому Максиму Левченко, он поделился с нами своей любовью к произведениям Рогинского: рассказал, как впервые познакомился с его творчеством, увидев на московской выставке работу "Красная дверь", как приобрёл первую небольшую картину "Капуста" и постепенно собрал собственную коллекцию работ Рогинского.
Концепция выставки заключается в том, чтобы воссоздать испытанное самим Левченко впечатление "найденного" искусства, существующего не в музейном пространстве, а в мастерской художника, поэтому у работ отсутствуют этикетки с названием и датировкой. Квартира № 7 (новое пространство музея "Полторы комнаты") с её оголёнными стенами, проступающей кирпичной кладкой, потолком из профлиста, фанерным покрытием на полу и строительными светильниками - идеальный фон для работ Рогинского, большинство из которых выполнено на обычном картоне. Сам художник признавался: "Я люблю работать вульгарными нехудожественными материалами".
Интересный и очень органичный для работ Рогинского способ крепления к стене.
Дочери понравилась картина про мух ))
В 1978 г. Рогинский эмигрировал во Францию и начал создавать французские тексты - своеобразные звуковые клише. В Интервью Рогинский с улыбкой признаётся: "Просто писать буквы - это тоже акт творческий... Меня забавляет, что я такие дурацкие вещи излагаю на французском языке".
Переводы текстов приведены на табличках внизу. Так, текст на розовом фоне слева гласит:
"Несмотря на все наши усилия, жизнь бесконечно дорожает, гонка вооружений продолжается, но предназначение человека остаётся неясным, а вопрос этот - безответным".
Директор музея рассказывал нам о сложностях, связанных с организацией выставки в этой квартире, в целом о том, как непросто музею существовать в старинном жилом доме, как жильцы между собой судятся... Возможно, не случайно за его спиной находится надпись:
"Проект благоустройства района рискует быть скомпрометированным из-за серьёзных разногласий между арендаторами и владельцами. Атмосфера начинает становиться напряжённой, ситуация - безвыходной", - такая вот самоирония ))
Открывок из интервью, взятого в 1989 г. у Михаила Рогинского в его французской мастерской в Кретее, спроецированное на стену с работами художника.
Большинство работ Рогинского 1980-90х годов выполнено в жемчужно-серой цветовой гамме, в том числе многочисленные "гардеробы".
Надпись на картине слева вверху:
"Хотя алкоголизм и представляет собой настоящее бедствие ХХ века, он оказывается очень эффективным способом справиться с тревогой, страхом смерти, беспокойством, вызванным инфляцией, безработицей, крахом духовных и моральных ценностей, коррупцией".
Под ней:
"Уровень жизни лишь отчасти зависит от зарплаты, а намного больше - от возможности откладывать деньги, инвестировать в успешные дела и от хорошего круга общения".