Извара - единственный в России мемориальный музей Николая Рериха, открытый в 1984 г. В качестве участника краеведческой конференции "Столица и провинция. Единство культурного пространства XVIII - XXI веков", посвященной 150-летию со дня рождения Рериха, я побывала в Изваре спустя 15 лет. Музейная экспозиция немного изменилась, всё остальное как будто бы нет, в усадебном доме проводятся реставрационные работы, а парк всё такой же запущенный и очень атмосферный.
Дворянская усадьба возникла в Изваре ещё во времена Петра I. Рерихи владели имением с 1872 по 1900 г., здесь прошли первые 26 лет жизни художника. В музее представлены копии его рисунков с видами Извары, выполненные в 1893 г. 19-летним Николаем Рерихом (оригиналы находятся в музее Рериха в Нью-Йорке).
Макет усадебного дома в масштабе 1:50 с большой любовью создан в 1973-74 гг. под руководством архитектора А.Э.Экка, руководившего в те годы реставрацией дома. Стены макета выполнены из фанеры, декоративные элементы - из картона, а крыша - из тонкого медного листа.
Герб семьи Рерихов
Гостиная
"Дом изварский старый, стены, как крепостные, - небось, и посейчас стоит. Всё в нём было милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного бархата..."
(из воспоминаний Николая Рериха, 1937 г.)
Диван датирован 2-й половиной XIX в., сотрудникам музея удалось найти его в окрестностях Извары.
Стол из чёрного эбенового дерева когда-то был частью интерьера усадьбы, его вернули местные жители. А зелёный диван когда-то находился в петербургской квартире Николая Рериха.
Столовая
Воссоздание интерьера производилось по воспоминаниям художника и сохранившейся фотографии начала ХХ в.
Возможно, раньше в зале была изразцовая печь, сейчас на её месте установлен камин, привезённый из Петербурга. Дубовый обеденный стол рубежа XIX-XX веков и стулья, обитые кожей, поступили из квартиры Рериха при Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге.
"Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели..."
(писал Рерих об усадебном доме в Изваре в очерке "Самое первое" в 1937 г.)
Стенной буфет красного дерева не является мемориальным, но соответствует предметам мебели усадебного быта конца XIX - начала ХХ века.
Складное курульное кресло в Древнем Риме было статусным предметом мебели и могло принадлежать только высшим представителям власти. В XVI в. оно появилось в Европе, а спустя столетие такие кресла стали изготавливать и в России.
Резное кресло "Дуга, топор и рукавицы" создано столяром-резчиком Василием Шутовым по эскизу архитектора Ипполита Монигетти. На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года оно было отмечено как самая оригинальная попытка создания кресла в "русском стиле" и получило бронзовую медаль. Изделие имело большой успех и Шутову было заказано до 50ти его повторений. Но самому Рериху оно не нравилось, он считал псевдорусский стиль чем-то искусственным.
Зал археологии
В 1069 г. в летописи впервые упоминается народ водь. Позднее Ижорское плато и его округа получают название Водской земли.
Ещё студентом Рерих исследовал близ Извары каменные сооружения, которые интерпретировал как древнейшие водские захоронения. Характер этой находки остаётся дискуссионным, но Рерих верно определил направление поисков, предположив, что водские могильники, не затронутые славянским влиянием, следует искать в округе Котлов и Копорья. Древнейший в нашем крае каменный могильник, датированный рубежом эр, открыл в 1980е гг. у деревни Валговицы близ Котлов археолог Е.А.Рябинин. Он же раскопал каменный могильник I-III вв. у соседней деревни Великино. Его находки представлены в витрине. Сам Рябинин утверждал, что именно труды Рериха вдохновили его предпринять эти поиски.
Гончарный горшок (кон. XVII - нач. XVIII вв.) найден при археологических раскопках в усадьбе Извара.
В мезонине усадьбы располагалась мастерская Николая Рериха. Сейчас в этом зале представлена картина "Вечер богатырства великого" или "Как перевелись богатыри на Руси" (1896), которая, вероятно, является эскизом к неосуществлённому монументальному фризу.
Фото эскиза панно, парного к "Вечеру..." - "Утро богатырства Киевского" или "Илья Муромец едет от гроба Святогора" (1895, местонахождение оригинала неизвестно).
"Святогор - это богатырь-стихия, титаническая мировая сила. В лице его изображён самый первоначальный период русской земли, не сложившейся, но окрепшей. Святогор - представитель стихийных начал, брожений, кочевья, титанических подвигов; а при наступлении новой эпохи устоявшейся земли, сложившегося мира народа, при появлении оседлости - Святогор обрекается на неподвижность, умирает".
(слова Николая Рериха, приведённые в статье из журнала "Всемирная иллюстрация" №23 от 29 ноября 1897 г.)
Сюжет картины "Вечер богатырства Киевского", по словам самого автора, связан с древним киевским богатырским эпосом, где рассказывалось, как Алёша Попович в порыве самонадеянности воскликнул: «…Подавай нам силу хоть небесную; Мы и с тою силой, братцы, справимся…». Тотчас Бог послал на землю двух воителей, которые будучи разрублены пополам, удваивались числом, пока не стали несметной ратью "а та сила всё растёт-растёт, на богатырей боем идёт". После трёх дней и трёх часов битвы все семеро богатырей обратились в бегство и окаменели. Внимание зрителя акцентировано на могучей фигуре Ильи Муромца на переднем плане. Копыта его коня уже окаменели и он тщетно пытается оторвать их от земли, а на его шлем сел ворон, будто на голову статуи.
В этой работе Рерих впервые разрабатывает тему "небесной битвы", явно находясь под влиянием своего учителя Куинджи. Небесное воинство изображено не в виде реальных фигур, а в виде огненного света, падающего с закатного неба на головы богатырей.
Шкафчик-теремок (нач. ХХ в., дерево, металл, чеканка, слюда, стекло)
"Папоротник" (1890е, дерево, масло, из собрания Музея-усадьбы Извара)
"Лесная опушка" (1890е, холст, масло, из собрания Музея-института семьи Рерихов)
Старая Ладога (1899, холст, дерево, масло, из собрания Музея СПбГУ)
Николай Рерих - "Сосенки" (1902, картон, масло, из собрания Музея-института семьи Рерихов)
Вид на мезонин из парка.
Здание конюшни
"Было там и огромное молочное хозяйство, с великолепными помещениями для рогатого скота... Коров было много, вероятно, больше 120 голов. Выделывалось масло, которое тоже отвозили в Петербург. Были большие конюшни, отличные рабочие лошади, тоже исчислявшиеся десятками, и великолепная барская конюшня, где стояли купленные вместе с имением орловские рысаки".
(из воспоминаний Николая Ефремовича Андреева, оказавшегося в Изваре в 1916 г., когда имение было куплено военным министерством и в нём разместились воспитанники земледельческой колонии).
На территории усадьбы сохранился чудесный заросший парк с незамерзающими родниковыми озёрами.
"Этот парк в осенние и зимние вечера гудел таинственно и страшно, в нём было много прудов, берега которых соединяли элегантные мостики. Пруды были большие, почти озёрного типа, и во всех них и в принадлежавших к ним канавах выводили форель, которую имение продавало. Одним из главных заказчиков был знаменитый гастрономический магазин Елисеева в Петербурге".
(из воспоминаний Николая Ефремовича Андреева)
В 1900 г. умер отец Рериха Константин Фёдорович, и усадьбу пришлось продать. Новым владельцем усадьбы стал чиновник железнодорожного ведомства барон А.П.Верландер. Именно он устроил в имении рыбоводный завод, располагавшийся в Форелевой башне 1902 года постройки.
Форелевая башня была поставлена на одном из прибрежных родников, что позволяло использовать чистую воду для разведения мальков форели. Первый этаж использовался как естественный холодильник, расположенный на одном уровне с прибрежными холодными ручьями. Он предназначался для хранения молочных продуктов имения и электромотора, который работал ежедневно в течение двух часов для получения воды насосом из ключей. Второй этаж был занят вырастными аппаратами для мальков, которые затем перемещались в бетонные баки, после чего перенаправлялись в искусственные вырастные пруды. Третий этаж был в основном "лабораторным": здесь хранились образцы эмбрионов и взрослых особей. Главным образом здесь разводили два вида форели: свирскую и радужную американскую. Параллельно с этим в несколько меньших масштабах производился нагул стерляди.
Внутри башни сейчас сырость и запустение.
В честь 150-летия со дня рождения Николая Рериха в Изваре открыли бронзовый памятник. Он был создан в результате творческого конкурса, организованного Региональным союзом художников. Победил проект скульптора Арутюна Акобяна, который обратился к фотографии молодого художника, сделанной в Изваре в 1890е гг.