Выставка "Ковчег" в Анненкирхе

Nov 03, 2024 00:27



Ключевая тема выставки, подготовленной арт-группой "Зерно" - вода, все инсталляции первого этажа призваны создать иллюзию нахождения на морском дне.











И что над нами километры воды, и что над нами бьют хвостами киты...






Радуга Завета
После потопа Бог благословил Ноя и его потомков, заключив с ними завет. Бог пообещал, что больше никогда не пошлёт на землю подобное наказание. Символом этого завета стала радуга, которая с тех самых пор появляется на небе после дождя.




Справа - вход "во чрево кита" ))




Спустя столетия после потопа Бог призвал иудейского пророка Иону проповедовать в языческий город Ниневию, чтобы обратить его жителей в истинную веру. Но Иона, не желая явить чужестранцам Божью милость, попытался скрыться на корабле, плывущем в другой город. Во время шторма Иона оказался за бортом, был проглочен огромной рыбой и через три дня выброшен на берегу той самой Ниневии. Иона пригрозил жителям, что если они не примут христианство, то их город будет разрушен, и ниневитяне благоразумно согласились покаяться и принять истинную веру.




Инсталляция отсылает к сцене у колодца из Нового Завета:
Одна самаритянка пришла к колодцу набрать воды, и Иисус попросил её: "Дай мне попить".
Самаритянка спросила: "Как это Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, воды?" Иудеи не общались с самаритянами.
Иисус ответил: "Если бы ты знала, что Бог даёт людям и Кто это просит тебя: "Дай Мне попить", то ты сама просила бы у Меня, и Я дал бы тебе живой воды".
Женщина сказала Ему: "Господин, ведь у Тебя даже ведра нет, а колодец глубок. Где же Ты возьмёшь эту живую воду?..."
Иисус ответил ей на это: "Всякого, кто попьёт этой воды, вскоре снова будет мучить жажда, тот же, кто попьёт воды, которую дам ему Я, больше никогда не испытает жажды. А вода, которую дам ему Я, превратится внутри него в источник, из которого бьёт вечная жизнь".




Голубка с веткой оливы. А где же ковчег. На выставке, проходившей в Анненкирхе в 2021 г. он был изображён в виде деревянного остова, сейчас решение, на мой взгляд, интереснее. Основное пространство главного зала занимают волны, а ковчегом является само здание церкви, в котором люди могут найти спасение.


В нишах помещены картины современных художников на тему потопа.


Нам больше всего понравились работы Андрея Захаренко "Тонущий" и "После потопа".




В подвале кирхи помещена очень мрачная и эмоционально мощная экспозиция, посвящённая гонениям на лютеран в советский период.


В переходах нет освещения кроме света свечей, поэтому приходилось подсвечивать себе фонариком.


Серия портретов ("спиритических полотен") была создана на основе фотографий прихожан и служителей Анненкирхе, репрессированных в 1930е гг.


В одном из подвальных помещений стены обклеены антирелигиозными плакатами и звучит стук клавиш печатной машинки. Они выбивают полные имена жертв репрессий, чьи портреты мы видели по пути сюда. Так звучат поломанные судьбы, когда люди решают распорядиться Словом иначе, чем Бог: не созидать, а обрекать на смерть.








Старинные кресты перенесены в подвал кирхи с настоящих лютеранских кладбищ.


Подвальная часовня с современными росписями, изображающими мучеников за веру из древней и новой истории.




В 1939 г. в кирхе открылся кинотеатр "Спартак" - единственный в Ленинграде кинотеатр Госфильмофонда, здесь шёл прокат фильмов капиталистических стран по строгому регламенту 1-2 сеанса. Иосиф Бродский, живший неподалёку, бывал в этом кинотеатре и упоминул его во  втором сонете к Марии Стюарт:
Мы вышли все на свет из кинозала,
но нечто нас в час сумерек зовёт
назад, в "Спартак", в чьей плюшевой утробе
приятнее, чем вечером в Европе.
Там снимки звёзд, там главная - брюнет,
там две картины, очередь на обе.
И лишнего билета нет.


ц.Анненкирхе, Петербург, выставки

Previous post Next post
Up