Музей Пикассо в Малаге

Aug 19, 2023 00:49



В Малаге - родном городе Пабло Пикассо, где будущий художник провёл первые 10 лет своей жизни, конечно же, есть музей, посвящённый его творчеству. Он небольшой и не может претендовать на полное и всестороннее знакомство с огромным художественным наследием мастера, прожившего 91 год, но всё равно заслуживает внимания и пользуется большой популярностью, нам пришлось отстоять получасовую очередь, прежде чем попасть внутрь.

"Сусанна и старцы", 1955 г.


"Фернанда в мантилье" и "Женщина со спины", 1906 г.
Фернанда Оливье - парижская модель и любовница Пабло Пикассо, они состояли в отношениях семь лет.


Жаклин Дюрбах - "После Пикассо".
Гобелен выполнен в 1958 г. по мотивам скандально известной картины "Авиньонские девицы", написанной Пикассо в 1907 г.
"В Авиньонских девицах я писал нос в профиль на лице в фас. Мне нужно было показать его сбоку, чтобы я мог назвать его, дать ему имя "нос". А они принялись рассуждать о негритянском искусстве. Вы видели хоть одну африканскую маску, одну-единственную, с носом в профиль?" (Пикассо)






"Бокал абсента", 1914 г.
Бронзовая крашеная скульптура с ложкой для приготовления абсента.


"Стекло", работы 1914 и 1918 гг.
Пикассо в своих картинах кубистического периода демонстрирует новую концепцию пространства. Оно больше не формируется по законам линейной перспективы с единой точкой схода, теперь все предметы предстают под разным углом зрения.
"Кубизм - такая же школа в живописи, как и любая другая. В нём есть общие принципы и элементы. Фактически долгое время кубизм не понимали, да и сегодня встречаются люди, которые ничего в нём не видят, никакого смысла. Я не знаю английского, и книга на английском языке для меня - просто пачка бумаги. Но это не значит, что английского языка нет, и разве я могу винить кого-нибудь, кроме самого себя, в том, что я не понимаю того, чего не знаю?" (Пикассо)


"Фруктовая чаша", 1919 г.


"Натюрморт с гитарой", 1920 г.


"Натюрморт с гитарой", 1920 и 1922 гг.


"Три грации", 1923 г. - работа классического периода, доказывающая, что Пикассо был хорошо знаком с классическим наследием.
"Для меня в искусстве не существует ни прошлого, ни будущего. Если произведение искусства не способно вечно жить в настоящем, оно не достойно внимания. Искусство Греции, Египта, великих художников других эпох - это не прошлое искусство; быть может, сегодня оно живее, чем прежде. Искусство развивается не само по себе; меняются представления людей, а с ними и способ их выражения" (Пикассо)


Ольга, 1923 г.
Ольга Хохлова - первая жена художника. Они познакомились во время работы Пикассо над оформлением балета "Парад", она была танцовщицей в труппе Сергея Дягилева. Брак официально длился с 1918 по 1955 гг., хотя уже с 1935 г. супруги жили раздельно.


"Поль в белой шляпе", 1923 г.
Сын Пикассо и Ольги, на портрете ему примерно 2 года.


"Женщина", 1927 г. и "Купальщица с пляжным мячом", 1929 г.


"Сиеста", 1932 г.


"Голова женщины", 1933 г.


"Лицо", 1934 г. (гипс, картон)


"Лицо", 1934 г. (гипс, газета)


Кинесий и Миррина, 1933 г.
Персонажи комедии Аристофана "Лисистрата". По сюжету, Лисистрата призвала греческих женщин не давать своим мужьям, пока те не образумятся и не перестанут воевать. Пикассо изобразил момент, когда Миррина, распалив Кинесия, отказывает ему в исполнении супружеских обязанностей.


"Минотавр любит женщину", 1933 г.
Образ Минотавра, получеловека-полузверя, появился в искусстве Пикассо 1930х годов, отразив двойственность его страстной натуры.


"Вакханалия с Минотавром", 1933-34 гг.


"Натюрморт с Минотавром и палитрой", 1938 г.


В 1937 г. параллельно с работой над "Герникой" Пикассо создаёт цикл сатирических офортов "Сон и ложь Франко" (встречается также перевод "Мечты и ложь генерала Франко"), состоящий из 18 сцен, размещённых на двух листах и сопровождающее их стихотворение в прозе. Серия была издана тиражом в 900 экземпляров, прибыль с продаж  передана республиканскому правительству Испании.
"Художники, принимающие в жизни и творчестве духовные ценности, не могут оставаться безразличными к конфликту, угрожающему человечности и высшим достижениям цивилизации". (Пикассо)


Франко называли "обутым фаллосом", "зловещим полипом" и гротескным гомункулом", в этих офортах Пикассо излил всю свою ненависть к испанскому диктатору. В верхнем ряду мы видим, как Франко атакует классическую скульптуру киркой, идёт по канату, балансируя огромным фаллосом, и скачет верхом на лошади, у которой вспорото брюхо. В среднем ряду Франко молится перед денежным алтарём на фоне колючей проволоки, его бодает бык и он красуется в наряде куртизанки. В нижнем ряду Франко оседлал свинью, преследует крылатого коня и попирает труп лошади.


В верхнем ряду: мёртвая лощадь, мёрвая женщина (отсылка к серии Гойи "Бедствия войны"), Франко вспарывает брюхо мёртвой лошади.
Плачущая женщина, раненая женщина с детьми, мать, скорбящая над мёртвым ребёнком, и мать, выносящая ребёнка из горящего дома - эти четыре сцены перекликаются с "Герникой" - главной антивоенной картиной Пикассо.
"Крики детей, крики женщин, крики птиц, крики цветов, крики деревьев и камней, крики кирпичей, мебели, кроватей, стульев, занавесей, кошек, газет, крики, смешивающиеся с запахами, крики дыма, обжигающего вас со спины, крики, варящиеся в большом котле, и крики птиц, падающих дождём в море и переполняющих его". Такими словами заканчивается поэтический текст Пикассо, сопровождающий серию офортов "Сон и ложь Франко".


"Женщина с поднятыми руками", 1936 г.


"Портреты Доры Маар", 1939 г.
Дора Маар - фотограф и художница из Югославии. Пикассо познакомился с ней в 1936 г., она стало его любовницей и музой в тяжёлый военный период. Пикассо любил писать её лицо одновременно в фас и в профиль.


"Женщина в шляпе", 1939 г.


"Женский бюст с руками, скрещенными за головой", 1939 г.


"Голова быка", 1942 г. (руль и седло от велосипеда)
"Однажды на свалке я нашёл старое велосипедное сиденье, а рядом с ним валялся проржавевший руль... В моей голове то и другое немедленно соединилось... Всё, что мне оставалось сделать, это скрепить две детали. Самое замечательное в бронзовых статуях состоит в том, что в них разные части слиты воедино, так что невозможно говорить о них по отдельности. Но в этом есть и опасность. Если вы увидите здесь только голову быка, забыв о том, что она состоит из седла и руля, скульптура станет просто неинтересной". (Пикассо)


"Женский бюст", 1943 и 1948 гг.


"Женщина в кресле (Франсуаза)" и "Фигура", 1946 г.
"Женщина-цветок" - Франсуаза Жило познакомилась с Пикассо в 1943 г. в оккупированном немцами Париже.  Их роман продлился 10 лет. В результате этих отношений на свет появились двое детей, многочисленные портреты Франсуазы, написанные Пикассо, и автобиография "Моя жизнь с Пикассо", опубликованная Франсуазой в 1964 г. (по ней был снят отличный фильм с Энтони Хопкинсом).


"Женская голова", 1945 г. и 1948 г.


"Натюрморт с черепом и тремя морскими ежами", 1947 г.


"Сова в клетке", 1947 г.


"Сова в клетке", 1947 г.


После войны Пикассо обосновался маленьком провансальском селении Валлорис. Он поселился на вилле возле заброшенной парфюмерной фабрики, где оборудовал собственную гончарную мастерскую. В сотрудничестве с местными мастерами только в первые годы он создал почти 2 тысячи художественных изделий из керамики.
"Сова", 1952 г.


"Птица", 1947-48 (керамика)


"Женщина - фавн", 1947-48 гг. (керамика)


Испанские блюда с бычьими головами, 1957 г.


Голуби, 1950-е
Жан Кокто о голубях Пикассо: "Ты сворачиваешь им шеи, а они оживают".


"Три голубя", 1960 г.


"Голова мужчины", 1971 г.
"Когда я был ребёнком, я мог рисовать, как Рафаэль, но понадобилась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребёнок".


"Тореодор", 1971 г. и "Мушкетёр со шпагой", 1972 г.


"Мушкетёр", 1969 г. (кафельная плитка).


"Сидящая фигура", 1971 г.


"Ребёнок с лопатой", 1971 г.


"Мужчина, женщина и ребёнок", 1972 г.


"Купальщица", 1971 г.


Внутренний дворик музея.




живопись, Испания

Previous post Next post
Up