Золотая хохлома в городе Семёнове

Aug 13, 2021 11:41



Хохломская роспись - визитная карточка Нижегородской области. Однако первые деревянные предметы со сказочным узором появились в Костромской губернии в большой богатом селе Хохлома, куда крестьяне из окрестных деревень привозили на продажу свою продукцию. Но налаживать массовое производство и сбыт хохломских изделий было выгоднее не в костромской глубинке, а под боком у процветающего купеческого Нижнего Новгорода, поэтому центр промысла переехал в основанный в 1779 г. городок Семёнов, сохранив историческое название.



Памятник Семёну Ложкарю. По преданию, жил да был во времена Ивана Грозного в этих краях Семён-Ложкарь с женой Катериной да дочкой Авдоткой. Втроём они делали ложки кленовые и берёзовые, и людям те ложки нравились, потому что при еде губ не обжигали, как серебряные, а после еды не зеленели, как медные. Но опричники сожгли Семёново хозяйство, а самого Семёна угнали за Урал медь и свинец добывать. Вернувшись с рудников уже стариком, Семён заново выстроил себе избу и стал опять делать ложки и учить этому ремеслу других. Так постепенно и выросло вокруг Семёновой избушки село Семёново, превратившееся в город Семёнов.


Памятник Георгию Петровичу Матвееву (1875-1960) - основателю школы хохломской росписи в городе Семёнове. Он приехал в город в 1916 г. и ещё до революции по поручению нижегородского головы В.Д.Сироткина начал создавать здесь школу художественной обработки древесины. Будучи страстным коллекционером-собирателем произведений народного искусства в 1934 г. основал в Семёнове музей кустарно-художественных изделий. С 1946 г. являлся главным художником артели.


В состав современного предприятия входят следующие цеха: столярный, прессовый, сушильно-заготовительный, первый и второй художественный, тарный, транспортный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий. Побывать в цехах и увидеть все этапы производства своими глазами можно в составе экскурсионной группы.
















Технологические этапы изготовления изделий:
1-й - вытачивание деревянной болванки, которую в хохломском промысле называют "бельём".
2-й - грунтовка. На "бельё" наносят тонкий слой очищенной глины и дают просохнуть.
3-й - олифление. Поверхность покрывают слоями олифы (олифа - варёное растительное масло, льняное или конопляное). После нанесения каждого слоя заготовка должна полностью высохнуть. Последний, четвёртый слой должен оставаться не до конца просохшим, немного вязким.
4-й - лужение. Заготовку покрывают серебром или оловом (в наши дни производство удешивили, используя алюминиевую крошку).
5-й - нанесение узора масляными красками (основные пигменты - киноварь и сажа).
6-й - нанесение льняного масла поверх росписи и сушка в тёплой печи. Сочетание полуды и льняного масла давало золотой цвет.










В 1964 г. на фабрике была создана творческая лаборатория и открыт ассортиментный кабинет. Это не просто музей при фабрике, а ассортиментное подразделение, в котором собраны образцы-эталоны производимой предприятием продукции.


Помимо традиционного черно-красно-золотого сочетания цветов в современной производстве используются и другие цвета. Чудесный пример детской деревянной мебели.


Очень стильно выглядят изделия с серебристым рисунком по чёрному фону с деликатным вкраплением красного или жёлтого.




Поволжье, речные круизы, Нижегородская обл.

Previous post Next post
Up