Город-герой Сталинград

Aug 09, 2022 23:03

ЗА ВОЛГОЙ ДЛЯ НАС ЗЕМЛИ НЕТ


Два города, названные в честь большевистских вождей, именно с этими советскими названиями вошли в учебники истории, став символами непоколебимой стойкости и доблести русских людей. Конечно, речь идет о Ленинграде и Сталинграде. Но если Лениград, несмотря на обстрелы, после снятия блокады сохранил большую часть исторической застройки, то Сталинград был разрушен до основания. 200 дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и в самом городе шли ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек. 2 февраля 1943 г. завершилось крупнейшее сражение Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. Заново отстроенный и переименованный в 1961 г. в Волгоград, этот город по-прежнему неразрывно связан в нашем сознании с победой над фашизмом.

Речной вокзал на набережной 62-й Армии.


Во время Сталинградской битвы к набережной доставлялись припасы с левого берега Волги и эвакуировались раненые и мирное население. В 1952 г. разрушенную набережную отстроили заново и назвали в честь защищавшей её 62-й армии. Главным сооружением набережной является Центральная лестница, которая на верхней террасе оформлена восьмиколонными пропилеями. За ними начинается Аллея героев. На крышах домов помещены изображения медали "Золотая звезда" и ордена Ленина, которым был награжден город-герой Сталинград.






Верхнюю террасу набережной украшает фонтан "Искусство". Он был установлен здесь в 1957 г. и первоначально назывался фонтан "Дружбы народов". Отсюда в сторону Александро-Невского соборя тянется Аллея героев.


На Аллее героев сохранился тополь - свидетель Сталинградского сражения.


Первый обелиск из кирпича был установлен на братской могиле борцов за дело революции после взятия Царицына Красной армией в 1920 г. По окончании Сталинградской битвы в братской могиле рядом с обелиском защитникам Красного Царицына было захоронено свыше ста человек - воинов 62-й и 64-й армий, погибших в ходе боёв за площадь. Свой нынешний вид памятник, объединяющий захоронения погибших в двух войнах, приобрел в апреле 1957 г.




Американский писатель Джон Стейнбек, вместе с военным фотокорреспондентом Робертом Капой в 1947 г. совершили 40-дневную поездку по Советскому Союзу. По возвращении в штаты Стейнбек издает свой легендарный "Русский дневник", проиллюстрированный снимками Капы. Я приведу  в посте несколько отрывков из этой книги с описанием послевоенного Сталинграда:
"Во второй половине дня мы вышли на площадь у реки с небольшим парком. Там, под большим каменным обелиском, стоявшим среди клумбы с красными цветами, похоронено множество защитников Сталинграда. Народу в парке было мало: одна женщина сидела на скамейке, а маленький мальчик лет пяти-шести стоял у ограды обелиска и смотрел на цветы. Он стоял у ограды так долго, что мы попросили Хмарского поговорить с ним. И Хмарский обратился к нему по-русски:
- Что ты здесь делаешь?
И мальчик будничным голосом ответил:
- Я к папке пришёл. Я каждый вечер к нему прихожу.
Здесь не было ни пафоса, ни сентиментальности. Это была просто констатация факта. Женщина на скамейке взглянула на нас, кивнула и улыбнулась. А потом женщина с мальчиком пошли через парк обратно в разрушенный город..."


"Нам и раньше приходилось видеть разрушенные города, но большинство из них было разрушено в результате бомбардировок. Здесь был совсем другой случай. Обычно даже в разбомбленном городе некоторые стены все-таки остаются целыми; а этот город был уничтожен ракетным и артиллерийским огнем до основания. Битва за Сталинград длилась несколько месяцев, он не раз переходил из рук в руки, и стены здесь тоже сравняли с землей. А те немногие, что остались стоять, были буквально изрешечены пулеметным огнем".


"Мы, конечно, слышали о невероятной мужественной и упорной обороне Сталинграда, но только здесь, при виде этого уничтоженного города, нам пришла в голову мысль, что, когда город подвергается нападению, а его дома разрушаются, то руины могут служить хорошим укрытием для защищающей город армии. Каждый дом превращается в бункер, щель или пост, из которых обороняющих твердыню людей выбить практически невозможно. Здесь, в этих страшных руинах,произошёл один из решительных переломов войны. Когда после нескольких месяцев осады, атак и контратак немецкая армия в конце концов была окружена и захвачена в плен, даже самые твердолобые вояки в глубине души почувствовали, что война проиграна. На центральной площади лежали развалины того, что раньше было большим универмагом. Он стал последним опорным пунктом окруженных фашистов. Именно здесь попал в плен фон Паулюс, именно здесь стало ясно, что осада завершилась".


"Некоторые предлагали не восстанавливать город, а перенести его вниз или вверх по реке, поскольку расчистка территорий от развалин требовала огромного труда. Было бы дешевле и легче начать с чистого листа. Но против этого были выдвинуты два аргумента: во-первых, кажется, сохранилась большая часть канализационной системы и проложенные под землей электрические кабели; во-вторых, существовало твердое мнение, что восстановить Сталинград надо в точности на том месте, где он стоял, по причинам чисто эмоциональным. Последние, похоже, и стали самыми важными - большой объем работ по расчистке города не шёл ни в какое сравнение с силой этого чувства".
Летом 1947 г. Роберт Капа сделал снимок знаменитого фонтана "Бармалей". Другой фотограф по имени Эммануил Эвзерихин сделал фотографию этого фонтана сразу после массированного налета гитлеровской авиации 23 августа 1942 г., благодаря которой скульптура танцующих вокруг крокодила детей стала восприниматься как символ несломленного города.


Фонтан иллюстрирует сказку Чуковского, в которой злодея Бармалея проглотил крокодил:
Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
"Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!"

Удивительное дело, но советские чиновники не посчитали нужным сохранить фонтан, чудом уцелевший в войну - он был демонтирован в 1951 г. при застройке центра города. В 2013 г. по инициативе Александра Залдостанова на Привокзальной площади была установлена реплика фонтана авторства популярного современного скульптора Александра Бурганова. Фигуры детей заметно "подросли" и выполнены уже не из бетона, а из композитного пластика.




Более точную копию фонтана установили в том же 2013 г. рядом с мельницей Гергардта. Здание паровой мельницы было разрушено во время Сталинградской битвы и оставлено в руинированном виде, как память о войне. Сейчас оно входит в состав Музея-заповедника "Сталинградская битва".


Знаменитый дом Павлова, в котором группа советских бойцов героически держала оборону 58 дней, немцы так и не смогли его захватить. Он считается первым восстановленным зданием Сталинграда.


Согласно первому постановлению 1958 г. о сооружении панорамы "Сталинградская битва", она должна была располагаться на Мамаевом кургане. Но спустя 6 лет панораму вывели из состава памятника-ансамбля на Мамаевом кургане и в предназначавшейся для нее коробке здания был позднее размещен зал воинской славы. Панораму же включили в состав нового музея "Сталинградская битва" на месте трамвайного кольца рядом с домом Павлова и руинами мельницы.


Создание панорамы площадью 2000 кв.м было поручено художниками Студии им. М.Б.Грекова. Подготовительная работа велась с 1958 по 1964 гг. Авторы панорамы ответственно подошли к поставленной задаче: изучали архивный материал, воспоминания участников боя, фронтовые рисунки и  документальные киноленты, консультировались с маршалами Советского Союза В.И.Чуйковым, А.И.Ерёменко, Н.И.Крыловым, главным маршалом артиллерии Н.Н.Вороновым и другими военными, побывали на полевых учениях. Для натурных зарисовок на вершине Мамаева кургана была построена мастерская, завезена военная техника, привлечены солдаты Волгоградского гарнизона в качестве моделей для позирования. В результате были созданы тысячи эскизов, этюдов и круговой цветовой эскиз в 1/3 натуральной величины.




В 1980 г. на Сурской фабрике "Красный Октябрь" было сшито грандиозное полотно 147,6 м в длину и 16,75 м в ширину. После установки полотна и завершении грунтовочных работ, в начале сентября 1980 г. художники-авторы панорамы начали наносить рисунок на холст. С эскиза панорамы были изготовлены диапозитивы. На смотровой площадке был установлен проектор с мощным объективом, и рисунок направлялся на холст панорамы в натуральную величину. Полотно было разбито на 48 квадратов, а на диопозитивах были пронумерованны клетки, которые следовало совместить с квадратами на холсте.
Панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" была открыта 8 июля 1982 г.


Вид на Сталинград с Мамаева кургана.


Руины мельницы Гергардта и дом Павлова.


Сюжетом панорамы являются события завершающего этапа Сталинградского сражения, когда советские войска приступили к операции "Кольцо" - ликвидации окруженных вражеских войск. Осуществляя её, 21-я и 62-я армии Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 г.
На самой высокой точке Мамаева кургана в 1930х гг. были оборудованы водонапорные баки, входящие в систему водоснабжения Сталинграда. В конце октября 1942 г. фашистам удалось захватить эту высоту, они превратили баки в хорошо укрепленные опорные пункты с системой огневых точек и в течении трех месяцев успешно удерживали занятую позицию. 15 января 1943 г. части 284-й стрелковой дивизии полковника Н.Ф.Батюка в результате штурма смогли выбить немцев с кургана.


По замыслу создателей зритель обозревает картину боя, находясь на одном из водонапорных баков. Рядом на переднем плане панорамы изображен второй бак, сильно разрушенный в ходе боев. Справа на нас внимательно смотрит сам полковник Николай Филиппович Батюк.


Лейтенант медицинской службы Елизавета Ильинична Людвиг с октября 1942 г. работала в Сортировочном эвакогоспитале в Сталинграде. Госпиталь представлял собой ряд палаток, в которых оперировали раненых. Елизавета Ильинична вспоминала:
- Пока стоишь на операции, откуда только силы берутся, не знаю. Но, как только отойдешь, присядешь, сразу обмякнешь и бессильно падаешь... Потом разбудят - и снова к операционному столу... Приходилось работать и при керосиновой лампе, и при свечах. Единственная стеклянная аккумуляторная лампа прошла вместе с госпиталем всю войну. Лампа была одна, настоящая. Она была нужна, когда делали "чистые" операции - на грудной или на брюшной полости. Берегли её как зеницу ока, на руках её носили, закрывали, потому что она спасала, когда оперировать приходилось ночью.
Как сказано в наградных документах, она, "не считаясь с усталостью, работала беспрерывно по несколько суток в перевязочной, оказывая помощь раненым. Благодаря напряженной, самоотверженной работе тов. Людвиг спасена жизнь свыше 500 раненых".
Эта удивительная женщина прожила долгую жизнь и скончалась в 2021 на 102 году жизни!


Под конвоем советских бойцов гитлеровцы покидают свое последнее убежище.




Колонна пленных, замотанных в тряпье, длинной узкой лентой протянулась вдоль оврага Банный к Волге.


Рельеф местности выполнен из бетона, расписанного художниками вручную. Этот прием помог передать грязный, перемешанный с землей снег.




Реальное крыло упавшего самолета делает материальным изображение его корпуса на холсте.


Соединение передовых частей 21-й и 62-й армий.


Перед художниками была поставлена задача изобразить на панораме конкретные исторические подвиги героев Сталинградской битвы, поэтому авторам пришлось совместить во времени и пространстве события, происходившие в течении всей битвы на Волге.


Подвиг танкиста Сергея Маркина:
ранним утром 20 ноября 1942 г. группа советских танков при поддержке артиллерии ринулась на штурм вражеских позиций у села Селиваново. Экипаж танка Т-34, который вел старший сержант Маркин, успел уничтожить четыре пушки, четыре автомашины и более 30 фашистов, пока в него не попал снаряд. Все члены экипажа погибли, а смертельно раненый Маркин выбрался из горевшей машины и собственной кровью написал на броне своего танка: "Я умираю - моя Родина партия победят."
Честно признаюсь, не все фрагменты панорамы мне кажутся равноценными по художественным достоинствам, видимо это обусловленно тем, что над ним работала группа художников. Данный фрагмент мне представляется как раз наименее удачным, так ли уж необходимо было подчеркивать потерю крови зеленым цветом кожи? Очень спорная трактовка образа героя.


Подбитый танк Вермахта.


Наиболее сильное впечатление после посещения города оставил, конечно, главный мемориал Великой Отечественной войны - Мамаев курган.
Скульптура "Стоять насмерть".


Стены-руины.


"Весь великий Советский народ с вами, дорогие защитники волжской твердыни"






"Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть!"




Площадь героев.
"Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника:
люди ли шли в атаку, смертны ли они?!"




Змея символизирует фашизм,который победили советские воины.


Скорбящая мать.




Вход в Зал Воинской славы




"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы все выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-родиной"


Смена почетного караула.










От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к монументу "Родина-мать зовёт!" Вдоль серпантина в холме перезахоронены останки 34.505 воинов - защитников Сталинграда, а также 37 гранитный надгробий Героев Советского Союза, участвовавших в Сталинградской битве. Мамаев курган - это огромная братская могила.


Вид с Мамаева кургана на Волгу и современный Волгоград.


Отплытие от речного вокзала Волгограда.


Памятник волжским речникам. Катер "Гаситель" во время Сталинградской битвы работал на переправах: под огнём противника подвозил вооружение и продовольствие войскам, тушил пожары на судах и на берегу, эвакуировал раненых и мирных жителей.












"И охватило нас чувство глубокой печали, когда мы увидели все эти подношения от глав правительств, копию средневекового меча, копию старинного щита, несколько фраз, написанных на пергаменте, и множество высокопарных слов. Когда нас попросили написать что-нибудь в книгу отзывов, нам просто нечего было сказать. Книга была полна таких слов, как "герои мира", "защитники цивилизации"... Эти слова и подарки были похожи на редкостно уродливые гигантские скульптуры, которые обычно ставят в ознаменование какого-то мелкого события. А нам в эту минуту вспоминались железные лица сталеваров, работавших у мартеновских печей на тракторном заводе. Вспоминались девушки, выходящие из подземных нор и поправляющие волосы, да маленький мальчик, который каждый вечер приходит к своему отцу на братскую могилу. Это были не пустые и аллегорические фигуры. Это были простые люди, на которых напали и которые смогли себя защитить".
(Джон Стейнбек "Русский дневник")


Волгоградская обл., речные круизы

Previous post Next post
Up