"Я люблю старые трамваи. В этом нет никакой метафоры современности, никакой булгаковщины. Красивые они, вот и всё".
В основе выставки заложена тема дороги, путешествуя по киновселенной Алексея Балабанова, зрители читают дорожные указатели с цитатами из его фильмов. Выставочное пространство формируют острые горы, вначале невысокие, они постепенно разрастаются до Кармадонского ущелья. Аудиогид говорит с нами голосами самого режиссера, его сыновей, друзей-актеров, в нем звучит музыка, которая была важной составляющей каждого фильма Балабанова. Мне нравятся многие его работы, поэтому получила большое удовольствие от прогулки по выставке, не стану освещать ее целиком, упомяну только свои любимые фильмы.
"Брат", 1997
Безусловно, самый культовый фильм Балабанова! В нем правдиво передана атмосфера 90х, непарадный Питер и его жители. Я выросла в 90х, поэтому во мне все это очень откликается, особенно плеер Данилы с дисками))
Для меня самый яркий эпизод в "Брате" - когда Данила открывает дверь, а на пороге стоит Бутусов. А потом Данила поднимается на верхний этаж, оказывается на квартирнике, и видит Настю Полеву, играющую на гитаре "Даром и не даром", и подпевающего ей Чигракова. И наш герой отреагировал так, как отреагировали бы мы все (влюбленные в рок-н-ролл дети 90х) спросив "а можно я тут посижу чуть-чуть", присел в сторонке, неловко улыбаясь. Никаких селфи и автографов на память, просто искренняя радость от возможности немного побыть среди незнакомых, но таких "своих" людей.
Даром падают вода и снег с небес,
Даром видим облака и вечный лес,
Даром тени ходят по пятам моим,
Даром греет солнце, одевая мир.
Даром пение дневных и мрачных птиц,
Даром море, океаны без границ,
Даром вьюги заметают колеи,
Даром мне даются ноченьки и дни...
Йе-ие-ие... ))
20 сентября 2002 года, во второй день съемок фильма Сергея Бодрова "Связной", глыба висячего ледника, сорвавшаяся с восточного отрога горы Джимарай-Хох, упала на тыловую часть ледника Колка, создав ледовый обвал и селевой поток чудовищной силы. Этот обвал накрыл Кармадонское ущелье, в котором находились Сергей Бодров и его съемочная группа.
"Смерть Бодрова стала для Балабанова его собственной смертью без переносного смысла. Он еще прожил, сделал сильные картины, но какую-то его часть точно отрубило тем ледником", - вспоминал Сергей Сельянов, продюссировавший большинство фильмов Балабанова.
Сергей Бодров прочно слился в сознании людей с фильмом "Брат". Данила Багров стал по-настоящему народным героем, которого до сих пор не удалось превзойти никому из персонажей современного отечественного кино. Характерно, что в наши дни Сергея Бодрова вновь стали часто упоминать и цитировать, причем и те, кто поддерживают известные события, и те, кто выступают против.
Лазерная проекция декабрьской ночью 2022 г. на Каменноостровском проспекте.
После гибели Сергея Бодрова Сельянов старался вернуть Балабанова к жизни, кидая "вызовы": "А комедию снять можешь? А мелодраму?" Так появились фильмы "Жмурки" (2005) и "Мне не больно" (2006).
Сергей Сельянов вспоминал: "Мы хотели снять очень смешное кино про 90-е. Футболист Стас Мохначев, который работал в видеопрокате, принес нам сценарий "Кавардак" про бандитские разборки в провинции, Леша переписал его".
Сам Балабанов называл картину комиксом: "Там утрировано все. Люди не поняли, что это комедия. У нас нет такой традиции. Я смотрел с народом, в зале хохочут, а потом выходят в каком-то недоумении". Он подчеркивал, что "Жмурки" - "калька с западного кино - тарантиновского и прочего". Но не стоит недооценивать этот фильм, на фоне огромного количества посредственного кино про "братков" типа "Бригады" и "Бандитского Петербурга", "Жмурки" - отличный русский аналог тарантиновскому трэшу с динамичным сюжетом, абсурдными диалогами, классной музыкой и бесподобным нижегородским колоритом 90х.
"Для тех, кто выжил в девяностые":
Малиновый пиджак Михалыча, Кладб'ища из Lego Владика, бронированная папка Сереги, пластинки Sparks, Electric Light Orchestra и битлов, приведшие в восторг Саймона, и, конечно, "Атлас анатомии человека", по которому студент-медик Лёшик извлекал у Сереги из живота пулю.
Фильм "Мне не больно" по сценарию Валерия Мнацаканова - классическая мелодрама, в нем чувствуются ремарковские отголоски: три товарища и смертельно больная девушка. Но Балабанову удалось внести в избитый сюжет жизненность, и актерский состав как всегда был подобран великолепно!
Копна Таты - огненно-рыжая кушетка-мешок, которую она "купила на свои деньги", самый запоминающийся элемент в фильме, ярко характеризующий главную героиню.
На копне можно поваляться, взрослые посетители выставки как-то стесняются, а вот дети ни в чем себе не отказывают))
"Кочегар", 2010
В "Кочегаре" главный герой по прозвищу Якут печатает на машинке рассказ, восстанавливая по памяти прочитанное перед поездкой в Афган произведение польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского "Хайлах". Он объясняет семилетним подружкам, которые иногда забегают в кочегарку посмотреть на огонь, что хайлахами раньше называли ссыльных преступников, подселенных к якутАм после отбывания наказания.
В 2000 году Балабанов снимал фильм "Река" по роману "Предел скорби" того же Серошевского. 20 ноября автомобиль, в котором находились Балабанов с женой и сыном, актриса Туйара и кинооператор Сергей Астахов (был за рулем), попал в аварию близ Кандалакши, всех пассажиров госпитализировали, Туйара скончалась на следующий день от полученных травм. После гибели ведущий актрисы съемки фильма были прекращены. Немой мини-фильм по мотивам произведения Серошевского, которым заканчивается "Кочегар", отсылает зрителей к незавершенной "Реке".
"Плохих людей много, дочки..."
"Про уродов и людей", 1998
Замысел картины появился у режиссера в 1993 г. после посещения Музея эротического искусства в Гамбурге: "Там на видео показывали нон-стоп порнографию конца XIX - начала ХХ века. На меня она впечатление произвела серьезное - я не знал, что в то время это существовало. Там и плетки были, то есть все это я оттуда почерпнул. Я потом книжек накупил, фотографий, и мне почему-то очень захотелось такое кино сделать".
Фильм снят на черно-белую пленку, но напечатан на цветной. Сергей Астахов снял "Уродов" самодельной камерой: "Было желание - создать ощущение старой фотографии. До сих пор тон сепии наиболее близок к этому ощущению". Съемки проходили в Петербурге в белые ночи, чтобы в кадре не было людей, это добавило картине атмосферности.
"Счастилвые дни", 1991
Свое первое большое кино Балабанов снял в Ленинграде. Сергей Сельянов вспоминал: "Какое-то время Леша прожил у меня в квартире один, на моем велосипеде ездил по Васильевскому острову каждую ночь и, в общем, понял, что вот здесь его место, что это его город, что он не хочет ни в какую Москву".
Художник-постановщик Сергей Карнет сделал для дебютного фильма Балабанова эскизы: на этих набросках изображено искаженное клаустрофобическое пространство, странный перевернутый мир, в котором все вещи не то, чем они кажутся, где человек ищет и не может найти свое место.
"Петербург здесь - пространство абсурдистской пьесы. Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется из окна на других: это вымышленный, придуманный город. Сейчас такое абсурдистское безвременье снимать было бы сложнее".
(оператор Сергей Астахов)
Цитата из короткометражного фильма 1987 г. "Егор и Настя"
Голос Егора: "Я жду очень многого. Я жду огромного количества всего. Жизнь до сих пор как бы нераспустившийся бутон для меня. Мне все время кажется, что жизнь так и не развернулась во всем своем блеске и великолепии. Я с самого начала общественно был заряжен на взлет. И я буду взлетать до тех пор, пока не грохнусь."
"Груз 200", 2006
Невозможно сказать про этот фильм, что он нравится. Нравится такое не может. Как не может нравится то, что происходило с нашей страной в описываемое Балабановым время. Анжелика - Россия, изнасилованная бутылкой водки, корчащаяся между Афганской войной и милицейским произволом. Каждый сам решает, нужны ли ему фильмы Балабанова, мне нужны.
Выставка в Севкабеле получилась очень добротной и информативной, каждый, кто любит творчество Алексея Октябриновича, найдет в ней что-то свое.