Грот в усадьбе Кусково - единственный в России павильон, сохранивший свою удивительную "гротическую" отделку XVIII в.
С 1761 по 1775 гг. над внутренней отделкой павильона работал "гротических дел мастер" немец Иоганн Фохт. Он украсил стены и своды "экзотическими гротесками" - декоративными композициями, сочетающими реальные и фантастические элементы. В качестве отделочных материалов Фохт использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, дробленое стекло и зеркало, и тысячи раковин 24 видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
Ниши грота украшают деревянные и глиняные "куклы", убранные морскими и речными ракушками. Эту уникальную коллекцию скульптур Петр Борисович Шереметев приобрел в 1775 г. "у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта". Всего было куплено 8 статуй, три дельфина и одна "морская девушка". Большинство фигур вырезаны из цельных дубовых стволов, покрытых слоем левкаса, в который и вдавливались раковины. На открытых частях тела и лицах левкас расписывали в технике масляной живописи. Сохранились колоритные названия некоторых скульптур: "Французский мужик держит петуха", "Французская баба держит в руках корзину с фруктами", "Мужик играет в волынку" и т.п.
Дельфины и "морская девушка" изначально украшали фонтан.
К сожалению, не все скульптурное убранство грота дошло до нас в целости, это касается и хрупких ракушек. Во время последней реставрации павильона 2017-19 гг. было решено восстановить его ракушечный декор, однако выяснилось, что семь видов моллюсков, чьи раковины использовал Фохт, вымерли, а некоторые другие виды сменили среду обитания и внешний вид. Реставраторам пришлось подбирать аналоги совместно со специалистами Института океанологии РАН.
Павильон состоит из центрального круглого зала и двух боковых кабинетов: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный - в холодной.
Декоративная скульптура: "Мужик смотрит на раковины и рассуждает" и "Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка".
Раковина наутилуса.
Металлические бра с фарфоровыми розами - реконструкция с оригинала сер. XVIII в.
В центральном объеме представлены три панно XVIII в., изготовленные с использованием ракушек и перламутра.
Панно "Олень", XVIII в.Германия. Холст, раковины, перламутр, масло, мастика.
Павильон "Грот" был создан в 1756-61 гг. крепостным архитектором Шереметевых Федором Семеновичем Аргуновым. Навершие на куполе имитирует фонтанные струи, которые как бы стекают вниз по куполу.
Также по проекту Аргунова была построена Большая каменная оранжерея, в наши дни здесь располагается Государственный музей керамики.
Перед оранжереей в 1779 г. была установлена колонна со статуей Минервы в честь Екатерины Великой, которая "Всемилостивейше соизволила марта 22 и августа 23 1775 года посетить своим присутствием здешнего дома хозяина, Графа Петра Борисовича Шереметева. В память чего благодарность сей монумент из пожалованного Ея Величеством мрамора соорудила".
Герб Шереметевых с девизом "Бог хранит все".
"Подмосковный Парнас" - усадьба графов Шереметевых Кусково, впервые упоминается в конце XVI в. Изначально Шереметевым принадлежал здесь всего один небольшой участок ("кусок", как называл его сам Борис Петрович). Всеми окрестными землями владел будущий канцлер Российской империи князь Алексей Михайлович Черкасский. После женитьбы Петра Борисовича Шереметьева на дочери князя Вареньке в 1743 г., Шереметевы стали полновластными хозяевами этих земель, и с середины XVIII в. началось строительство обширной усадьбы с дворцом, парком и многочисленными "увеселительными затеями" в барочно-рокайльном стиле. На сегодняшний день бывшая графская усадьбы обладает единственным дошедшим до наших дней регулярным парком в пределах Москвы.
В усадьбе сохранились подлинные интерьеры XVIII в. Особого внимания заслуживает Шпалерная гостиная, в которой сохранилось первоначальное убранство стен фламандскими шпалерами конца XVII - нач.XVIII вв. Единый ансамбль со шпалерами образуют кресла и стулья с тканым обитием фламандской работы конца XVII в.
Итальянская садовая скульптура середины XVIII в. Как по мне, она сильно уступает по художественным достоинствам статуям из нашего Летнего сада: плоские формы, скованные позы, уже не прослеживается прекрасная античная традиция.
Павильон "Эрмитаж" был построен в 1765-67 гг. под "смотрением" арх. Карла Ивановича Бланка. Использовался для приема гостей, сейчас внутри проводятся выставки Музея керамики.
Винтовая лестница на второй этаж в павильоне Эрмитаж.
Голландский домик - самый ранний из сохранившихся до наших дней павильонов усадьбы Кусково. Он был построен в 1749 г. в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Пристань, баллюстрада и два павильона по берегам Голландского пруда не сохранились.
На картине Г.Д.Молчанова 1770х годов слева показан павильон Пагоденбург, символизировавший Китай, к которому Голландия проложила маршрут через Ост-Индскую компанию, справа изображена Столбовая беседка.