Усадьба Ильи Ефимовича Репина расположена в живописном месте на северо-восточном побережье Финского залива. Здесь художник прожил последние 30 лет жизни, по иронии судьбы оказавшись заграницей, поскольку эти земли после 1917 г. отошли к получившей независимость Финляндии. Наша прекрасная группа, одетая по моде начала ХХ в., на фоне усадебного дома. Как сказала наш экскурсовод: "Смотрю на вас, и вижу лица с портретов Ильи Ефимовича")).
Название "Пенаты" отсылает к древнеримским богам - хранителям домашнего очага, к сожалению, они не уберегли дом от пожара, во время Великой Отечественной войны здание сгорело дотла. В начале войны большую часть мемориальных вещей успели вывезти в Ленинград, они хранились в подвалах Академии художеств и после войны были возвращены в заново отстроенный дом, в 1962 г. музей возобновил работу.
Кабинет И.Е.Репина.
У стола стоит большое зеркало, которое в 2006 г. подарил музею почетный консул Перу в Санкт-Петербурге И.А.Соболевский. В 1908 г. Репину позировал дед Соболевского - Василий Николаевич Кипятов. В качестве оплаты за сеансы он попросил у художника зеркало, вернувшееся в родные "Пенаты" спустя почти сто лет. Картина, на которой изображен Кипятов, была закончена в 1911 г. под названием "Кучер" или "Извозчик" и сейчас находится в музее Клайпеды.
Подлинный письменный стол художника не сохранился, при воссоздании музея сотрудники пересмотрели более 20 письменных столов той эпохи, чтобы подобрать идентичный утраченному. На нем стоят фотографии родителей Репина и 10-летнего сына Юрия. Слева на столе лежит портфель художника с монограммой "И.Р." и ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий. Справа - деревянный ларец-подголовник, изготовленный в Абрамцеве по старинным образцам специально для хранения телеграмм и писем с соболезнованиями по поводу повреждения картины Репина "Иван Грозный и его сын Иван". В 1913 г. картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний старообрядец, сын мебельного фабриканта Абрам Балашов (в 2018 г. история повторилась).
Гостиная с гипсовой копией Венеры Милосской. Рядом со статуей стоит стол жены художника Натальи Борисовны Нордман-Северовой, в обычные дни, когда в доме не было гостей, гостиная служила ей рабочим кабинетом. На репинских "средах" в гостиной проходили домашние концерты. Рояль фирмы Беккер под номером 34132, принадлежавший Репину, не сохранился, сотрудникам музея удалось найти аналогичный инструмент, близкий по номеру к утраченному оригиналу.
На полке возле статуи помещен пейзаж К.К.Первухина "Мостик в Венеции" - подарок И.Е.Репину от автора. В зеркале отражается портрет писателя К.И.Чуковского кисти И.И.Бродского.
Над дверным проемом висит портрет сына художника - Юрия Репина, написаный в 1915 г. В.С.Сварогом.
Справа - автопортрет Веры Алексеевны Шевцовой - первой жены художника, она немного занималась живописью, не имея художественного образования. В браке, длившемся 15 лет, родилось четверо детей: Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. После развода старшие дети остались жить с Репиным, младших забрала мать.
У лестницы, ведущей на второй этаж в зимнюю мастерскую, установлен бронзовый бюст второй жены Репина - Натальи Борисовны Нордман-Северовой, выполненный И.Е.Репиным в 1902 г. Наталья Борисовна была писательницей, публиковавшейся под псевдонимом Северова, она придерживалась прогрессивных взглядов, была суфражисткой, пропагандировала вегетарианство, отказ от ношения меха, а также "самопомощь" - отказ от прислуги в общепринятом в то время смысле (служащие приходили в определенные часы, имели выходные и садились за стол наравне с гостями).
К гостиной примыкает восьмиугольная бревенчатая зимняя веранда, увенчанная прозрачным шатровым перекрытием. В центре установлен бюст И.Е.Репина работы скульптора Н.А.Андреева.
Гости Ильи Ефимовича на Зимней веранде: А.М.Горький, М.Ф.Андреева, Л.Н.Яковлева (секретарь Стасова), В.В.Стасов.
В правой части снимка расположились Репин с женой. 1904.
Столовая.
Знаменитый крутящийся стол был сконструирован по рисункам Репина и Нордман. Его заказали в 1909 г. местному столяру-краснодеревщику Пекко Ханикайнену. Устройство стола позволяло обходиться без прислуги и помощи соседей. На среднюю вращающуюся часть стола до начала обеда ставились угощения. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда была также заранее выставлена на столе, использованная в процессе обеда складывалась в нижние выдвижные ящики стола.
"С" - "САМОПОМОЩЬ"! ))
Давид Бурлюк в своих воспоминаниях так описывает обед, состоявшийся в "Пенатах" в феврале 1915 г.: За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек... Так как народу было много, то не обходилось и без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в "карусель", тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой".
Во время войны стол был утрачен, но его воссоздали благодаря сохранившемуся чертежу.
Репин с супругой (в центре) у крутящегося стола, сервированного к приходу гостей. 1900-1905.
Нарушители правил "поведения за круглым столом" должны были подняться на "штрафную" трибуну в углу столовой и произнести оттуда короткую остроумную речь.
Репин на "штрафной" трибуне в столовой. 1909.
Зимняя мастерская занимает почти весь второй этаж дома.
Эскиз к картине "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
Парусник на розовом фоне - копия центральной части запорожского знамени, выполненная в 1904 г. Юрием Репиным.
Бюст Шаляпина работы скульптора Паоло Трубецкого, конец 1890х.
В центральной части мастерской возле камина представлены подлинные вещи запорожских казаков, собранные Репиным во время путешествий по Малороссии, они использовались художником при работе над картинами "Конец Черноморской вольницы" и "Гопак". Торбан - любимый музыкальный инструмент запорожцев, можно увидеть на самой известной картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Напротив камина у окна мастерской стоит "шаляпинский диван". На нем Федор Иванович позировал художнику.
Процесс работы над портретом Шаляпина, 1914. Федор Иванович развалился на диване со своим любимцем бульдогом Булькой, рядом застыл его слуга Нембо. Репин неоднократно переписывал этот портрет, в итоге, неудовлетворенный результатом, художник уничтожил свою работу, написав на холсте этюд обнаженной натурщицы.
Портреты двух великих русских писателей кисти Репина: незавершенная картина "Пушкин на набережной Невы. 1835 год" и портрет Л.Н.Толстого в цветущем саду, написанный в 1912 г.
Последний автопортрет И.Е.Репина, написанный в 1920 г. на линолеуме. В синей вазе хранятся кисти художника с длинными черенками, с возрастом у него развилась дальнозоркость, поэтому длина некоторых кистей доходила до метра.
Фантастические звери украшают Зимнюю веранду с улицы.
Колодец "Посейдон" на самом деле артезианская скважина глубиной примерно 72 м . Ее прорубили на берегу пруда в 1914 г. Вода стекала в шестигранную бетонную чашу со ступенями, ведущими в пруд. По свидетельству современников Репина, скважина давала 400 ведер воды в час, что являлось существенным вкладом в наполняемость искусственных прудов водой. Илья Ефимович считал воду из скважины целебной и пил ее постоянно.
И.Е.Репин у артезианского колодца "Посейдон", 1929.
Могила Ильи Ефимовича, художник сам выбрал место своего последнего успокоения на небольшом холме у подножия Чугуевой горы.
На ступенях "Башенки Шахерезады" в день именин И.Е.Репина 20 июля 1912 г.
Повторить кадр не удалось, потому что эта беседка сейчас находится на реставрации.
"Храм Озириса и Изиды", 1906.
"Храм Озириса и Изиды" в наши дни.
На территории усадьбы Репиным было вырыто пять искуственных прудов, они не только украсили пейзаж, но и осушили болотистую местность. Протоки, соединяющие пруды, позволяли весной сбрасывать лишние воды в Финский залив.
Усадьба Репина находится в пяти минутах ходьбы от побережья Финского залива. Ветер и простор!