Линейный корабль 4го ранга "Полтава"

Jun 11, 2022 01:03



9 июня сего года в Петербурге празднуется 350-летие со дня рождения основателя города царя Петра I. В честь такого события на набережную Лейтенанта Шмидта пришел корабль "Полтава", он будет украшать собой набережную до 13 июня включительно в рамках фестиваля "Окно в Европу".
"Полтава" - первый линейный корабль, построенный в городе на Неве в 1712 г. (до "Полтавы" линейные корабли строили на других российских верфях). Таким образом "Полтава" символизирует собой не только переломный момент в ходе Северной войны, но и начало крупного судостроения в Петербурге. Линейным в то время называли класс парусных деревянных военных кораблей, применявшихся для морских боев с использованием линейной тактики. До Петра I в России не существовало линейных кораблей, но уже в 1722 г. в составе русского флота их насчитывалось 36. Будучи первоначально копиями западных образцов, к концу правления Петра русские корабли получили собственные отличительные черты, адаптированные для плавания в водах Азовского моря и Балтики: они стали короче и имели меньшую осадку. Линейные парусные корабли ушли в прошлое в середине XIX в. в связи с переходом на паровой флот и изменением тактики морского боя.


Линейный корабль 4го ранга "Полтава" имел следующие главные размерения: длина по палубе - 130 фунтов 8 дюймов (39,83 м), ширина без обшивки - 38 фунтов 4,5 дюйма (11,7 м), глубина трюма - 15 фунтов 2,2 дюйма (4,64 м).
По уже разработанному чертежу 5 (16) декабря 1709 г. на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства Петр I лично заложил корабль "Полтава". Строителем боевого корабля царь назначил Федосея Моисеевича Скляева, но как обычно оставил за собой функции главного строителя и наблюдающего. До нас дошли записки датского посланника в России Юста Юля за 4(15) декабря 1709 г. о закладке "Полтавы": "После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один штевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалование) распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники".
Создание копии корабля "Полтава" было начато в 2013 г., спустя пять лет он был спущен на воду. В 2014 г. мы видели его на начальном этапе постройки, когда шла установка шпангоутов (шпангоут- (нидерл. spant - "ребро" и hout  - "дерево") - поперечное ребро корпуса корабля), поэтому мне было особенно радостно увидеть законченный корабль на Неве.


Носовая фигура корабля в виде льва.


С полчаса мы бродили возле корабля, разглядывая детали, парень наверху так и не поменял своего положения, теперь нас терзают сомнения, настоящий ли он вообще?? Подняться на борт не удалось, волонтеры на входе сказали, что пока не готова необходимая документация и "Полтаву" планируется открыть для посетителей как музей со следующего года.


В основу русской меры калибров был взят артиллерийский фунт - шар из чугуна диаметром 2 дюйма и весом 490 грамм. По весу снаряда классифицировали и орудия. Согласно табелю от 3 мая 1715 года, вооружение "Полтавы" составляли 22 18-фунтовых, 20 12-фунтовых и 12 6-фунтовых орудий. При выстреле из всех пушек с одного борта мощность залпа составляла 354 фунта.
Гладкоствольное корабельное орудие того времени отливалось из бронзы либо из чугуна. Медные орудия были лучшего качества, но стоили дороже чугунных. Чугун был дешевле и доступнее, но орудия из него были тяжелее медных и имели меньших срок службы.




Украшение парусного корабля XVIII в. представляло собой сложную композицию из рельефов, объединенных в единый ансамбль общим идеологическим замыслом. При восстановлении внешнего облика линейного корабля 4го ранга "Полтава", мастера опирались на 2 надежно атрибутированных исторических памятника начала XVIII в.: гравюру Питера Пикарта и два зеркально симметричных деревянных элемента корабельного декора из коллекции Центрального Военно-морского музея, изображающие Георгия Победоносца, убивающего дракона.






В конечном варианте симметричную фигуру Георгия Победоносца заменили Нептуном на морском коне гиппокампе, да и сам образ Георгия претерпел значительные изменения.


Две трубящие Славы и русалки с лавровыми венками.


Использование мифологических и религиозных сюжетов в оформлении кораблей характерно для XVII-XVIII вв. Аллегорически переосмысливались многие политические события тех времен. Не случаен и выбор мифа о Фаэтоне для композиционного украшения "Полтавы". Фаэтон ассоциировался с "надменным Карлом", низверженным русским царем в Полтавской баталии.


Декор на подштульце развивает ту же тему, что и композиция на корме: барельефы в виде стволов пушек, знамен и головок зефиров, посылающих ветер победы.






Царский штандарт с 1703 г. Сохранилось собственноручное описание Петра: "Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях Св.Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботнический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)".

Вид на набережную Лейтенанта Шмидта, на которой проходит фестиваль "Окно в Европу".


По случаю петровского юбилея организаторы фестиваля попытались воссоздать бой в устье Невы, состоявшийся 7(18) мая 1703 г. между двумя шведскими кораблями ботом "Гедан" (Щука") и шнявой "Астрильд" ("Звезда") и 30 русскими лодками под командованием Петра и Меньшикова. В ходе непродолжительного сражения при помощи только лишь мушкетной стельбы и гранат русским удалось взять на абордаж оба корабля. Свершилось небывалое дело - с лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены два военных корабля на 8 и 10 пушек. Сам Петр так описывал этот бой в письме к Федору Апраксину: "Понеже неприятели пардон зело поздно закричали, того для солдат унять трудно было, которые, ворвався, едва не всех покололи, только осталось 13 живых. Смею и то писать, что истинно с 8 лодок только в самом деле было. И сею, никогда бываемою викториею вашу милость поздравляю".В честь первой морской победы над шведами Петр повелел выбить медаль с надписью "НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ".


Гравюра Адриана Шхонебека "Взятие шведских судов "Астрильд" и "Гедан" на невском взморье в ночь с 6 на 7 мая 1703 г.






Реконструкцией в полном смысле слова данный бой назвать нельзя, вместо 30 лодок было 4, непосредственно в абордажном бою участвовала одна, и штурмовала она бриг "Триумф", который был пришвартован к набережной, из-за этого абордажа с воды зрителям было не видно, только бой на самой палубе, и то тем, кто, как мы с дочкой, занял стратегически выгодное положение на верхней набережной, придя за полчаса до начала. Несмотря на все несоответствия, нам было интересно, ребята, участвовавшие в реконструкции боя, выложились на все сто! ;)








Капитан шведского судна сдается на милость победителей.




морские суда, Петербург, петровская эпоха, реконструкция

Previous post Next post
Up