Кафедральный собор Успения Божией Матери - старейший собор города Мышкина, возведенный в 1805-20 гг. по проекту итальянского архитектора Иоганеса Манфрини на средства горожан. Он был заложен на холме в центре большой торговой площади в соответствии с планом городской застройки 1777 г, в окружении торговых рядов, домов купцов и дворян.
После революции Успенский Собор был разграблен, иконы и иконостас разрубили и спустили по Волге, колокола разбили, сбросив с колокольни.В 1929 году на колокольне соорудили водонапорную башню, а здание собора вначале использовали как склад льна, позднее - продуктовый склад. В 1991 г. помещение собора передали Ярославской Епархии, основные работы по восстановлению храма завершились в 2009 г.
Подкупольное пространство собора
В соборе сохранились старинные плиты 1811 года!
На колокольню сейчас можно подняться за символическое пожертвование в 30 р., просто оставляете деньги в специальной коробочке для пожертвований, за этим никто не следит, полагаются на добросовестность посетителей, так что желание пожертвовать больше возникает само собой))
В 2005 году один из ярусов колокольни был отдан под древлехранилище: здесь можно увидеть подлинные церковные облачения и фрагменты деталей интерьера собора.
Вид с колокольни на Волгу. Желтое здание слева - дом городского головы Тимофея Васильевича Чистова.
Главный фасад дома Чистова, обращенный к Волге.
Старая мельница, принадлежавшая городскому голове купцу Тимофею Чистову.
Механизм мельницы
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: "Ох, доска кончается, сейчас я упаду". В четверостишье Агнии Барто речь идет не о животном, а о деревянной игрушке, выпускавшейся в предвоенные (ВОВ) годы! Мастер-игрушечник Лев Ланцман рассказывал: "Бычок - серьезная игрушка. Я долго раздумывал, какой смысл закреплен за быком среди сказочных образов. И пришел к выводу: это некая упертость, пробивная сила, желание во что бы то ни стало сделать по-своему. Ну а бычок - это символ становящейся воли ребенка". Главной хитростью при изготовлении бычка было заставить его ходить. Тельце бычка сделано из цельного деревянного брусочка, в нем по строгой схеме просверливают 12 маленьких отверстий, через которые протягивается тонкая прочная проволока - ось, с помощью которой крепятся ножки бычка, и бычок двигается по наклонной поверхности, раскачиваясь по принципу маятника.
Наши предки тоже иногда попадали в просак. Просак - это станок для изготовления веревок и канатов. Если что-либо попадает в просак в процессе его работы, то все закрутит "и кудри русы, и бороду бобровую, так что кое-что потеряешь, а на побитом месте только рубец останется на память. Так что ходи, не зевай!".
Комплекс "Мышкины палаты" был открыт в 2008 году.
Небольшое представление в начале экскурсии по "Мышкиным палатам". Также в палатах имеется живой уголок с летучими и обычными мышами, крысами и шиншилами и интересная экспозиция, рассказывающая о важной роли мышей в жизни человека. Упоминаются и лабораторные мыши, и мыши-космонавты, и крысы-саперы... Даже взрослый человек во время экскурсии почерпнет для себя интересную информацию.
Меня больше всего заинтересовал рассказ об эксперименте "Вселенная 25" Джона Кэлхуна (число «25» - порядковый номер эксперимента). В июле 1968 года в проволочный загон в лаборатории были помещены 4 пары мышей. Загон с 256 ящиками-гнёздами, каждое из которых было рассчитано на 15 мышей, был оборудован раздатчиками воды и корма и достаточным количеством материала для строительства гнёзд. Кэлхун описывал загон как "утопию" для мышей: по расчётам исследователей, места для гнёзд в загоне хватило бы на 3840 мышей, а постоянно подаваемой еды - на 9500. На практике численность популяции остановилась на максимальном значении в 2200 особей и после него только сокращалась. К июню 1972 года, когда Кэлхун завершил эксперимент, в загоне оставались лишь 122 мыши, которые вышли из репродуктивного возраста. Поэтому итог эксперимента уже был ясен.
- Стадия А - период освоения территории первыми четырьмя парами мышей.
- Стадия B началась с момента рождения первых детёнышей. Это стадия роста численности популяции в баке в идеальных условиях - число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, и численность мышей удваивалась каждые 145 дней.
- Началась стадия C. В этот момент в баке проживало 620 мышей, и сформировалась определённая социальная иерархия. Появилась категория молодых самцов, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии в колониях по периметру загона и изгнанных в центр бака. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. После изгнания самцы ломались психологически, характеризовались пассивностью либо чрезмерной агрессивностью с нападением на любых других мышей. Беременные самки становились менее защищёнными от случайных атак. В итоге они сами стали проявлять агрессию, именно они - а не самцы - стали активно защищать свою территорию, при этом агрессия проявлялась по отношению и к своим детям. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.
- Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая - фаза D или фаза смерти, как её назвал Джон Кэлхун. На данной стадии Кэлхун наблюдал возрастание числа еще одной группы самцов, которых он назвал «красавцами» (beautiful ones), из-за отсутствия ран и рубцов. Эти мыши не вступали в борьбу за самок и территорию, не проявляли активности к размножению и только питались, спали и чистили шёрстку. Самки также перестали спариваться с самцами. Коллега Кэлхуна, доктор Хэлси Марсден, в 1972 году перенёс несколько самок и самцов-«красавцев» в отдельные загоны, обнаружив, что мыши и там не пытаются спариваться.
По итогам исследования Кэлхун сделал вывод, что при превышении определённой плотности населения и заполнении всех социальных ролей в популяции возникает растущая прослойка молодых «изгоев». Острая конкуренция между ними и старшими особями приводит к распаду социальных связей и крушению общества в целом, и переходу в такое состояние, когда при низкой смертности нормой становится примитивное поведение, ведущее к вымиранию популяции.
Мемориал 60-летия Победы - самый трогательный памятник погибшим в Великой Отечественной войне из когда-либо виденных мною.
В бронзовой "Книге памяти" сказано: "Ушли на фронт из Мышкинского района 7623 человека. Погибли, умерли от ран, пропали без вести 4654 человека". Эта безликая статистика оживает благодаря подлинным отрывкам из писем солдата к своей семье, выгравированным на черных гранитных плитах. Гвардеец Иван Филиппович Орлов, житель деревни Мартыново Мышкинского района, отец пятерых детей, был призван на фронт 3 сентября 1941 года. Сохранились 40 писем с фронта, выдержки из которых помещены в левой части монумента:
"Вере, Нюше, Павлику, Оленьке, Вите. Дорогие дети, с сегодняшнего дня вы временно осиротели без вашего папочки. Ваша задача, всех вообще, слушаться маму и не ругаться друг с другом. Живите дружно. Письма буду писать часто. Ваш папа. Мышкин, день отправки. 3.9.1941 года".
"Дорогая моя семья, настал момент пришло время окончательно распрощаться. Дорогая супруга Мотя, по-моему нам с тобой обижаться друг на друга не следует, так как обиды с обеих сторон друг другу не было. Так же дорогие мои дети, вам, Вера, Нюра, Павлик, Оля и Витя, от всей души желаю в дальнейшем молодой жизни, здоровья и счастья. Супруга Мотя, дай тебе судьба терпения и мужества довести свою семью до уровня лучших. Прощай, мой маленький малыш. Прощай, мой дом родной, береги ты мою семью, как берег меня... Садится Солнце на западе, а мы с товарищем обсуждаем, в какой стороне Москва. Неужели не придется быть в кругу своей семьи?..."
"Письмо пишу у землянки, а снаряды с визгом пролетают. Батарея тут остановилась, я пущу лошадей пастись, когда не будут стрелять. Им на войне тоже плохо, все едят не досыта. А разве людям легко? Вот прогоним проклятого немца, тогда поедим и поправимся!".
"Дорогая моя семья, пять ваших писем получил и всю ночь читал, по несколько раз каждое. Получив письма, я так обрадовался, точно повидался с вами. Вы пишете в своих письмах и ты, Мотя, и ребята, что вы обо мне растраиваетесь и плачете. Дорогая моя семья, а разве мне легко, разве я думал быть участником уже третьей войны? Разве я думал?..."
В правой части помещены ответные письма семьи на фронт:
"Любезный наш сынок! Вчера колхоз послал вам, фронту, слезами окропленный наш хлебец. Воюйте, милые, спасайте Россию!".
"Ой, а дядю Сашу немцы убили... Папонька, возвращайся к нам!"
"Любимый мой, единственный! Я похоронку никому не покажу... Мы все равно будем ждать тебя! Возвращайся, надежда моя!".
Иван Филиппович Орлов погиб в боях под Сталинградом 26 октября 1942 года.
Вид на Мышкин с Волги
Никольский собор
Мышкин славен своей копченой рыбой, которой торгуют на набережной прямо у причала, осетр был великолепен, если доведется побывать в Мышкине, не откажите себе в удовольствии и вы!