Эгон Шиле в Музее Леопольда, Вена

Jun 04, 2018 20:29

"Даже эротическое искусство обладает определенной святостью" (Эгон Шиле)



Австрийский художник Эгон Шиле - один из моих любимых мастеров (дочка моего восторга, как видите, не разделяет)) В музее Леопольда творчество Шиле представлено наиболее полно, под катом вы найдете много фотографий его работ ...

"За твоими мыслями и чувствами, мой брат, стоит могущественный мастер, неизвестный мудрец. Его имя - Я. Он живет в твоем теле. Он и есть твое тело". (Ницше "Так говорил Заратустра")
У Шиле обнаженное тело становится центральным сюжетом в автопортретах, начиная с 1910 года.

Сидящий обнаженный мужчина. 1910.


"Мое сложение, мое декадентское разложение, переведенное в непреходящие ценности, должно рано или поздно дать огромную власть над высоко или в высшей степени образованными существами, подобно религии со всей внешней правдоподобностью.
Повсюду люди будут обращать на меня внимание, даже самые отдаленные будут смотреть на меня, и мои негативы будут жить моим гипнозом! Я настолько богат, что я должен раздать себя". (Эгон Шиле).

Self-Portrait with raised bare shoulder. 1910


Self-Portrait with chinese lantern plant. 1912


Self-Portrait with lowered head. 1912


Self-Portrait with striped shirt. 1910


Self-Portrait in a white coat. 1911


Self-portrait with red cloth. 1913


Standing self-portrait. 1913


The fighter. 1913


Генрих Бенеш - коллекционер и покровитель Шиле, оставил нам восхищенное описание процесса создания им рисунков:
"Красоты формы и цвета, данной нам Шиле, до сих пор не существовало. Его артистизм рисовальщика феноменален. Уверенность руки почти непогрешима. Когда он рисовал, он обычно сидел на низком табурете, положив доску с бумагой себе на колени и правую руку (которой он рисовал) на доску. Но я наблюдал его и в другой позе, когда он стоял перед моделью, поставив правую ногу на низкий табурет. Тогда он клал доску на правое колено, поддерживая ее левой рукой и, не опираясь ни на что рисующей рукой, прикасался карандашом к бумаге и проводил линии от плеча, как получится. И все получалось в точности так, как и должно было быть. Если же он ошибался, что случалось очень редко, он выбрасывал лист; он никогда не пользовался ластиком. Шиле рисовал только с натуры. Большинство его рисунков контурные и становятся более трехмерными только благодаря расцветке. Раскрашивал он всегда уже без модели, по памяти".

Отто Бенеш - австрийский историк искусства, сын Генриха Бенеша. 1914


Эгон Шиле восхищался художественным талантом Густава Климта на протяжении всей своей недолгой жизни. В 1906 году, поступив в Венскую Академию, Шиле поначалу пытался подражать художественной манере своего кумира, но уже в 1910 году из переписки Шиле видно, что он нашел собственный путь в творчестве: "До марта я шел путем Климта. Сегодня, я думаю, я стал его противоположностью...". Действительно, с 1909 года Шиле постепенно отходит от элегантной линейной чистоты Климта. Их первая встреча состоялась в 1910 году, Шиле предложил Климту обменятся работами, предлагая за одно произведение Климта несколько своих. "Почему вы хотите обмениваться со мной, - недоуменно ответил Климт - Вы все равно рисуете лучше...". В итоге, Климт не только согласился на обмен, но даже купил несколько работ Шиле, дав тому повод для гордости и уверенность в своих силах.

Gustav Klimt in blue smock. 1913


"Moa". 1911


Erwin Dominik Osen nude with crossed arms. 1910


В мае 1912 года Артур Ресслер в ответ на негативную реакцию со стороны обывателей на творчество Шиле писал:
"Некоторые портреты Шиле демонстрируют им, что он был способен вывернуть наружу внутреннюю суть человека, и они приходили в ужас от одной мысли увидеть то, что так тщательно скрывалось, залитое мочой, покрытое копошащимися паразитами и источенное коррупцией. Эгон Шиле видел и писал лица людей, которые, с бледным свечением и страдальческой улыбкой, похожи на лица вампиров, лишенных их ужасной пищи; лица одержимых, с гноящимися душами, невообразимым страданием, превращенные в застывшую маску; лица, тонко и наглядно передающие синтез внутренней жизни человека, со всеми тонкими нюансами в выражениях размышления, обдумывания, медитации, мечтания или страсти, зла, добра, искренности, тепла или холода. Он видел блеклые краски гниения в лицах с холодными, как геммы, глазами, смерть под кожей и с непроизносимым удивлением видел он стиснутые, деформированные руки с желтой роговой поверхностью ногтей... но было бы недоразумением считать, что он писал все это лишь из пристрастия к подобным вещам..."

Portrait of Dr.Erwin von Graff. 1910


Любимая сестра Шиле Герти. 1910


Валли Нейцил была любовницей Шиле на протяжении 4 лет. Они пережили вместе изгнание из Крумау и судебный процесс в Нейленгбахе (Шиле приговорили к трехдневному заключению "за распространение аморальных рисунков"), однако жениться художник предпочел на другой, он увлекся Эдит Хармс, жившей в доме напротив. О разрыве Шиле сообщил Валли в трактире, вручив ей письмо, в котором дерзко предлагал "каждое лето уезжать вместе на несколько недель!!!", но Валли ответила, что Эдит не согласилась бы на такую "любовь в троем" и навсегда ушла из жизни Шиле. Она вступила в Красный Крест и умерла от скарлатины в 1918 году.

Portrait of Wally Neuzil. 1912


Wally. 1912


Lovers. 1912


Lovers. 1918 (unfinished)


Шиле и Эдит поженились 17 июня 1915 года, за несколько дней до того, как он был призван в армию в Прагу. Через три года, 28 октября 1918 года, Эдит умрет от "испанки" на шестом месяце беременности.

Edith Schiele with striped dress sitting. 1915


Edith Schiele with greyhound. 1915




Reclining woman. 1916




Crouching nude girl. 1914


Mourning woman. 1912


Portrait of Poldi Lodzinsky. 1910


Reclining woman. 1917


Black-haired girl with lifted skirt. 1911


Portrait of a woman with black hair. 1914


Standing nude girl with orange stockings. 1914


Crouching female nude. 1914


Crouching woman with green headscarf. 1914


Female semi-nude. 1914


Seated young woman with red hair-band. 1914-1915


Reclining female nude. 1918


Crouching woman with high boots. 1918


Edith and Egon in Embrance. 1915


Nude girl with lowered head. 1918


Leaning woman in underwear. 1917


Standing girl in blue dress. 1911


В 1913 году в письме к коллекционеру Францу Гауэру  Шиле излагает свой подход к процессу написания пейзажа: "Я делаю и наброски, но я нахожу и знаю, что копирование с натуры для меня бессмысленно, потому что я лучше пишу по памяти, как видение пейзажа - сейчас я в основном наблюдаю физическое движение гор, воды, деревьев и цветов. Повсюду звучит напоминание о подобных движениях радости или боли в растениях. Живописи мне не хватает; я понимаю, что с помощью красок можно творить многое. - Всей душой и сердцем мы чувствуем осеннее дерево летом, эту тоску я хотел бы написать".

Small tree in late autumn. 1911


Autumn tree in stirred air (winter tree). 1912


Setting sun. 1913


Stylized flowers in front of decorative background. 1908


Sunflower (study). 1908


Bare trees, houses and shrine (Klosterneuburg). 1907


Woods in autumn. 1907


Harbor of Trieste. 1907


Stein on the Danube II. 1913


House with schingled roof (Old house II). 1915


Мертвый или черный город у Шиле - олицетворение определенного состояния человеческого духа: даже если сюжетом картины был Крумау, в ней отсутствует какая-либо топографическая точность и даже люди.
Вот я вновь вижу черный город, всегда остающийся неизменным,
По нему ходят обитатели-домоседы, как всегда - бедные, такие бедные.
Багряная осенняя листва пахнет как они -
Но как хороша осень в стане ветренной зимы.

Krumau at night (Dead city II). 1911


Dead city III. 1911


Krumau on the Vltava (The small town IV). 1914


Houses by the sea (Row of houses). 1914


Crescent of houses II (Island town). 1915


House wall on the river. 1915




Self-portrait as Saint. 1913


Calvary. 1912


Death and men. 1911


The friends (Round table). 1918


Сецессион был образован в 1897 году как объединение современных австрийских художников, их лозунгом стали слова Людвига Хевези: "Каждому времени свое искусство, каждому искусству свою свободу".
Poster for the 49 Vienna Secession Exhibition. 1918


6 февраля 1918 года умер Густав Климт. К тому времени имя Шиле уже было широко известно и он считал себя преемником Климта. На 49-й выставке Венского Сецессиона в марте Шиле приветствовали как главу венской художественной общины. Именно он организовал выставку, нарисовал плакат к ней, его произведения вызвали интерес у международной прессы, из 50 работ Шиле, представленных на выставке, почти все были проданы, это был звездный час художника! В том же году, 28 октября,  Эдит умирает от "испанки", заразившись, следом за женой 31 октября 1918 года ушел из жизни и сам художник.

Посмертная маска Шиле. 1918


Густав Климт. Death and life. 1910-1911


Зоран Музич (Мушич). Цикл "Мы не последние", 1970-е гг.


Зоран родился в 1909 году на территории нынешней Словении в семье сельских учителей, учился живописи, копировла работы Гойи и Эль Греко.
В 1944 году в Венеции Музич по подозрению в связях с партизанами был арестован гестапо, отправлен в тюрьму в Триест, где в течение месяца подвергался пыткам, затем его поместили в концлагерь Дахау. В 1945 году освобожден американской армией.





Plant motif. 1972-73




"I began to paint from memory. From the memory of these landscapes. I returned to the same landscapes with horses, dream landscapes.
I always call them "landscapes", but they arent landscapes, they are roots". (1959)


А на улице стоял прекрасный летний день, светило яркое солнце и перед музеем Леопольда были оборудованы классные валяльные места для уставших ценителей прекрасного))


живопись, Австрия

Previous post Next post
Up