У новгородцев есть существенное мнение, которое они высказывают в частных беседах, на приёмах у депутатов, в соцсетях и комментариях к СМИ-публикациям. Мнение относительно спорной степени адекватности руководителя городской администрации Бобрышева задачам поддержания порядка в хозяйстве города. Сам ли лично, в силу ли набранной команды или козней со стороны властей более высокого уровня - только здесь начинаются расхождения.
Едины же люди в одном: в ожидании наведения порядка они поголовно купируют свои надежды на развитие города. Между тем, это развитие стоит связывать с выборами в Областную Думу-2016 и Государственную Думу-2016.
Нормотворческие инициативы способны увеличить бюджетирование областного центра, возможны также попытки придания ему статуса «точки роста» (на особую экономическую зону не потянем) в какой-либо сфере: от апробирования опыта по созданию агломераций и посёлков-спутников (земля -- льготникам) до внедрения механизмов поощрения частных инициатив, предпринимательских и гуманитарных (хочешь? можешь? пробуй! поддержим). Иными словами, там, где власти тяжело с чем-либо справляться, имеет смысл разрешить людям брать темы в свои руки.
Самозанятость и взаимообслуживание населения здесь получают приоритет и они нуждаются в различных разрешительных механизмах. Скажем, доступность среды для людей с инвалидностью в условиях дефицита бюджетов всех уровней едва ли может быть организована. Предписания прокуратуры по этому поводу едва ли могут быть исполнены в полной мере. Возникает круговая профанация темы, никак не помогающая росту качества жизни отдельной категории граждан. Возможно, имеет смысл опираться на гражданскую солидарность: учреждения, давно имеющие элементы доступной среды, могут начать исполнять функции, необходимые для жизнеобеспечения людей с инвалидностью. Грубо говоря, ближайшая школа с пандусом может давать таким посетителям доступ к ПК, Интернету, один день в неделю туда может выезжать сотрудник «собеса» для проведения консультаций, оформления и приёма документов и проч., эти функции может исполнять социальный педагог и проч.
Бюджетирование по сферам деятельности (читай: по комитетам) отменить сейчас затруднительно: есть правила вёрстки муниципального бюджета. При этом реализация «проектного» и «междисциплинарного» подхода к распоряжению бюджетом возможна и в настоящее время желательна. Школа и библиотека бюджетируются через 2 разных комитета: образование и культура. Но ничто, кроме личностных особенностей руководителей, по большому счёту не мешает им консолидировать средства и усилия в реализации культурно-просветительских проектов, что позволит не дублировать функции и меньше залезать в карманы родителей школьников.
Для того, чтобы подобные формы взаимодействия граждан (самозанятость и взаимообслуживание) сложились, властям необходимо продуцировать разрешительные механизмы и тиражировать, поощрять удачные практики. Для этого, правда, надо объявить населению о таком новом подходе к хозяйствованию в городе. Народ сначала не поверит, потом попробует, что-то станет получаться с пользой для уровня жизни граждан.
Но есть проблема. Есть признаки того, что в исполнительной власти некому объявлять и некому инициировать реализацию общественных благ силами граждан при полупарализованной (накопленными проблемами) власти. Возможно, под завесой пыли в недоубранном Великом Новгороде разыгрывается карта-2016: я покину пост мэра при условии стать депутатом ГосДумы? Ранее подобный сценарий - выход из внутрирегионального конфликта управленцев в московскую политику - уже был реализован с фигурой Фабричного.
Отскок из заваленного набок города -- в столицу теоретически возможен. Партия «Единая Россия» легко выдвигает, легко ставит «неуд» и «уд», и в который раз легко сделает ход бобром конём: вперёд-вбок - мы почти не удивимся такому размену, не так ли? «Свободный» Новгород = Бобрышев на федеральном этаже власти?
По моему мнению, это неадекватная цена и неполезная развитию города рокировка. Не хотелось бы "на другой день" после выборов получить федерально узаконенную (!) инициативу про любые градоначальнику субботники как единственный формат взаимодействия власти с народом. Лишённые права напрямую голосовать за нового мэра новгородцы могут попробовать избрать новую персону для представительства в ГосДуме. Захотят ли?
Ещё один вариант для «отскока» -- место в Совете Федерации: попадание в члены Совета Федерации с одобрения ОблДумы и по представлению губернатора. Здесь я тоже предложила бы новгородцам не ходить по граблям с известными фамилиями, а делать ставку на новых людей из числа земляков.
Понимание необходимости договора с обществом, о том, как и куда станем жить, словно ушло из поля зрения местной власти.
Понимание общественного блага как цели работы во власти тоже, судя по результатам в оценке граждан, близко к нулевой отметке.
Это общефедеральные тренды, а не местечковая болезнь.
Однако это не означает, что вольный Новгород не может попытаться поступить так, чтоб 2016 год лично ему смог принести максимальную пользу через новых работников, направленных в результате выборов на региональные и федеральные этажи законодательной власти.
Пока паны дерутся, это у холопов могут чубы трещать - у граждан же должны аккумулироваться силы и решимость на самозанятость, на взаимообслуживание и на то, чтобы не позднее 2016 года добыть новое качество и темп жизни с опорой на новых выдвиженцев с новыми фамилиями и новыми компетенциями.