Студенты НовГУ 1 апреля
задели приезжих писателей незнанием их произведений.
Но и знание произведений может задевать писателя.
Впрочем, это была вполне себе восторженно-ехидная рецензия. И книгу рекомендую к прочтению.
Я НЕ ПРОТИВ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, Я ЗА ИЗБЫТОК СЛЮНЫ
ЧТО ЧИТАТЬ. Крусанов Павел. Все прочее - литература: Сборник эссе. - СПб.: Амфора, 2007. - 302 с.
КТО НАПИСАЛ. Ленинградец из семьи конструктора и учительницы, выпускник Герценовского педагогического, прошедший путь от рок-музыканта до главы издательства «Лимбус Пресс». Активист петербургских фундаменталистов, декларирующих, что «утрата имперского самосознания приводит не только к смягчению нравов и плюрализму мнений, но также к размягчению мозгов и параличу воли. …империя, озабоченная лишь чечевичной похлебкой, обречена на поражение в любом случае». У России есть шанс избежать подобной развязки только в погоне за сверхзадачей - реставрацией империи, прежде всего в сознании лидеров и народа. Об этом и о другом художественный пафос романов Павла Крусанова «Укус ангела», «Бом-бом» и «Американская дырка».
КОМУ ЧИТАТЬ. Нам с вами, «новым, холодным людям с быстрым рациональным мышлением, усохшей сентиментальностью и суженным кругом человеческих привязанностей». Тем, кому важнее всего «наличие собственного мнения. Даже вопреки очевидному. Даже вопреки недостаточной компетенции. Даже вопреки отсутствию собственного мнения». Тем, кто не устыдится проговорить: бывает, что дальнее ли, близкое ли, но кровное родство мы ценим меньше, чем единомышленника из Интернета с другого конца света. Тем, кто разуверился в государстве, но и сам не отличается надежностью ни в словах, ни в деле. Тем, кто при всем этом периодически испытывает преступное чувство жалости к себе, к соседу, к непутевому родичу - ко всему обреченному, что только нас и объединяет. Кроме Родины, разумеется.
О ЧЕМ ЧИТАТЬ. О том, что интеллигенция «должна стать контрактной», т.е. состоять на службе государства и выполнять его заказ. Ибо «иные формы существования интеллигенции в принципе могут рассматриваться как незаконные воинские формирования». О том, что энергия терроризма сродни творчеству. «Чем, в сущности, занимается художник? Сюжетной и стилистической организацией воображенного пространства в меру отпущенного ему таланта. Тем же занимается и всякий экстремист, с той разницей, что он последовательно стремится преобразовать пространство, до которого физически способен дотянуться. То есть его усилия направлены на создание вокруг себя угодной ему реальности. А не является ли искусством высшего порядка попытка дерзостью поступка, широтой жеста и величием порыва стремительно преобразовать вокруг себя саму действительность?» Думается, пока тяга к поступку не овладеет массами, когорта одиночек-радикалов будет пополняться исправно. Согласно теории пассионарности, ждать пассионарного толчка нам, однако, предстоит еще лет 30, не меньше.
КОГДА ЧИТАТЬ. Когда вознамеришься менять карьеру. Тогда полезно прочесть о том, что «интеллигент не может быть ни государственным чиновником (наделенным реальной властью), ни офицером, ведь настоящий интеллигент - такая бестия, что может обосновать и оправдать некоторые вещи, о которых настоящему офицеру честь и чувство долга не позволяют даже помыслить». И, не поверив в это из чувства самосохранения, зацепиться сердцем за «…некий закон вытеснения в элиту: непонимание и враждебность окружающих заставляют людей, способных к созданию новых форм, менять образ жизни до тех пор, пока они не обретут единомышленников». И сменить, что ли, карьеру.
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ. Чтобы устроить пышные похороны собственной молодости, задуманной как бурная и проведенной как попало. И чтобы заново пережить все то, примеры чему подавала история нечаевщины-чегеварщины и на что не хватило ни эпохи 90-х, ни духа. Немаловажно и удовольствие от самой манеры автора не уставать писать с пеной у рта. «Как художник стремится к прозрачной чистоте своего детища, к ясности созвучий, гармонии красок, текучести смыслов, так и вожди восторжествовавших радикалов стремятся к удалению того тумана, который портит прозрачность вида на их совершенные социальные конструкции. В этих конструкциях, в этом идеальном завтра… нет места оппоненту, тунеядцу, гяурам, дворянскому сословию, сразу всем евреям. И не потому, что борцы за идею такие отпетые природные злодеи, а потому, что иначе - никак. Иначе социальная картина оказывается незавершенной, замусоренной реликтовыми остатками первичного хаоса... А то, что за эстетическое чувство можно оказаться проклятым, радикала не очень волнует. То есть волнует. Но все же не очень. Ведь плевать в колодец ему приходится не по злобе и коварству, а просто от избытка слюны, тем более что здесь куда ни плюнь - везде колодец».
Интеллигенция как незаконное воинское формирование - мощная лесть. И я не против интеллигенции. Я просто точно ЗА избыток слюны.