Позиция Н. Зубаревич на "Слон.ру": «Мы наблюдаем авральную и завиральную систему управления», 17.02.2014
В 2013 году дефицит бюджетов российских регионов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание - на 22%. Об этом говорит статистика, опубликованная Минфином. За январь - декабрь 2013 года лишь шести регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет доходов (при этом еще за январь - сентябрь таких регионов было 25). О причинах резкого ухудшения ситуации Slon спросил у директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич.
- Что произошло?
- В ноябре - декабре ситуация резко ухудшилась. Надо было подгонять цифры о повышении зарплат бюджетников - как правило, умные регионы делают это в декабре - они отчаянно влезли в дополнительные траты. И это означает, что резкое наращивание дефицита пришлось на декабрь.
По итогам года субъекты РФ должны отчитаться перед администрацией президента о выполнении указов президента - в повышении заработных плат бюджетникам. В течение года вы еще можете как-то кувыркаться, но по итогам года вы должны выдать выполнение плановых заданий. И соответственно, в последние два месяца идет наращивание зарплат, влезание в долги и увеличение дефицита.
При этом никакого экономического улучшения нет. Сокращение поступления налога на прибыль - медицинский факт. И в этих условиях регионы должны мощно наращивать расходы на оплату бюджетного сектора. Поэтому вывод простейший: процесс разбалансировки бюджетов субъектов Федерации в последние два месяца 2013 года резко ускорился. Ничем хорошим это кончиться не может.
- А что будет дальше?
- Будет разбалансировка бюджетов субъектов Федерации. Для нее есть два базовых варианта. Вариант первый: господин президент поймет, что погорячился, и как-то отложит исполнение своих указов на более длительный срок. Но и вы, и я понимаем прекрасно, что политического лица он терять не будет, вряд ли такое публичное действо состоится. Вариант второй: добавить регионам денежки на исполнение указов.
- А деньги еще есть?
- (Возможны следующие варианты выделения денег регионам. - Slon) Во-первых, выдать бюджетные кредиты, которые, конечно, будут увеличены. Вариант второй - это кредиты банков. Но коммерческие банки - не самоубийцы, правильно? Поэтому выдать эти кредиты попросят госбанки, и это будет предложение, от которого они не смогут отказаться. Вы понимаете, что госбанки - это структуры, подчиняющиеся решению властей. И потом эти кредиты будут пролонгироваться, пролонгироваться и так далее.
Вариант третий: облигации, которые выпускают регионы. Кто сейчас в здравом уме купит какие-нибудь облигации, за исключением московских? Вариант четвертый: снижение претензий по выполнению указов, изыскание каких-то источников финансирования. Но генеральной линией все равно будет дополнительное финансирование из федерального бюджета.
Просто федеральные власти не готовы пока признать, что регионы не в состоянии выполнить свои обязательства, поэтому власти будут тянуть резину до последнего, а потом все равно выдадут регионам дополнительную денежку.
- А зачем, это же полностью дестабилизирует и невротизирует систему?
- Да, это опять усиление режима ручного управления, что всегда плохо, ведь вы ничего не можете планировать - у вас нет никаких понятных, долгосрочных ориентиров. Во-вторых, это опять [распределение финансов по принципу] «кого люблю, тому даю - кого не люблю, тому не даю».
Майские указы президента вскрыли все дефекты в системе. Это как последняя капля на весах. Разбалансировка бюджетов субъектов Федерации - это пожар. Этот пожар гасят ручным применением пожарных средств, которые льют в разные места.
Первые, кто начал повышать зарплаты бюджетникам, - Чечня и Ингушетия, которые на 90% дотационные. Вообще, тот человек, который писал для президента этот указ, вообще не понимает, в какой стране мы живем. Просто не понимает, потому что если не учитывать региональную компоненту, то весь этот указ дико стимулирует иждивение слабых [в экономическом отношении регионов].
- А есть сейчас в окружении президента человек, который мог бы ему все это объяснить?
- Нет! И даже дело не в человеке. Все очень просто. Публично объявлено то, что объявлено, и, как вы понимаете, этот человек (президент РФ Владимир Путин. - Slon) не привык терять лицо, он никогда не признается в своих ошибках. Тупик, чистый, незамутненный тупик.
- Ну тогда это самодурство и работать в этой системе невозможно.
- Я с вами спорила? Я с вами не спорю. Это абсолютно непродуманный указ - это раз. Он нарушает Бюджетный кодекс - это два. По Бюджетному кодексу, если федеральная власть обязывает регионы нести дополнительные расходы, то она обязана компенсировать эти дополнительные расходы. По разным оценкам, компенсируется 30-35%, а на остальное, ребята, ищите внутренние резервы.
- Есть понимание, как будут выглядеть бюджеты регионов к концу этого года?
- Каждый конец года - это аврал. Регионы должны отчитаться к концу года, и вот по этому [по показателям бюджета] в октябре еще ничего, а в ноябре - декабре идет судорожное наращивание дефицитов и долгов.
Авральная экономика. Мы с вами наблюдаем: а) авральную, б) завиральную и в) абсолютно не учитывающую дифференциацию внутри страны систему управления.