Уважаемые избиратели.
Обнародую для вас схему, благодаря которой минимум последние 6 лет, а то и с 2004 года так бесстрашна, так беспечна, так самоуверенна наша мэрия, которая
ставит себя выше суда и не спешит, к примеру, исполнять решения суда по капремонту домов.
Сразу ответ: потому что мэрия (1) сама прикидывает средства, которые предназначены для этого (и для всего иного в части управления городским хозяйством и развитием), (2) сама исполняет работы, (3) сама перед собой за них отчитывается, (4) сама себе "прощает" нерасторопность в ремонтах домов, к примеру. Допустите мысль, что пункт (3) исполняется внешним независимым органом, лучше статусом повыше, нежели муниципальный - и вы поймёте, как осложнится работа мэрских управленцев: их самоуспокоенность, привычка к латентной (скрытой) коррекции "косяков" в текущем режиме перестанет быть возможной. И это моментально пойдёт на пользу городу, чего мы с вами и добиваемся.
Предложение, которое я опишу ниже, было представлено мною на заседании комиссии по экономике 19 декабря 2013 года. Коллеги отнесли рассмотрение моего предложения на начало 2014 года. Сотрудники мэрии пришли в панику, кинулись звонить лицам, принимающим решения в области поднятой мной темы, но на словах громогласно уверяли, что готовы согласиться с моим предложением. Прекрасно. 2014 год - наш.
Я не буду вдаваться в термины (при необходимости готова), я отражу суть происходящего.
Итак, в Новгородской области всего 150 бюджетов: 1 бюджет субъекта (областной) и 149 бюджетов муниципальных образований (районы, поселения и проч.), в том числе бюджет муниципального образования под названием "Великий Новгород". И все эти бюджеты, кроме одного, обслуживаются в федеральном органе - в казначействе на БЕСПЛАТНОЙ ОСНОВЕ. Таков закон. Государство принимает от этих клиентов платёжные документы, обслуживает их оборот - и все эти большие объёмы работ делаются государством ЗАБЕСПЛАТНО потому, что оно хочет знать, какова специфика финансовых потоков в субъектах РФ. Такая косвенная фискальная функция, какую обычно видят в налоговой:)
Так вот - только ОДИН бюджет в Новгородской области не встал на это бесплатное обслуживание. Этого много лет не хочет Комитет финансов Великого Новгорода. Он захотел завести 3-4 сотрудников, которые сами, внутри мэрии, обрабатывают платёжные документы, тратя на это свыше 1,5 млн. руб. бюджетных денег (в основном это - з/п этих сотрудников). Именно так и выходит, что комитет финансов внутри мэрии (1) сам прикидывает средства, которые предназначены для управления городским хозяйством, (2) сам контролирует финансовую сторону исполнения работ, (3) сам перед собой за них отчитывается, (4) сам себе "прощает" "неполноту" в разных городских работах.
Что же такого страшного-то в обслуживании в казначействе? Там есть 2 сценария обслуживания клиентов (бюджетов): покороче и подлиннее или, лучше сказать, поформальнее и поглубже. Даже если пойти на договор "по короткому сценарию", казначейство при принятии любого платежного документа станет проверять минимум две вещи: 1) наличие денег на счету мэрии и 2) соответствие назначения платежа классификатору. Скажем, 223-ей статье (оплата коммунальных услуг). Что это даст горожанам? Во-первых, исключается расходование средств не на то, на что они предназначены: такие платёжки просто не будут санкционироваться. Уйдёт эта фальшивая бюджетная привычка: на 2014 год заложить 80 млн. на капремонты домов по судебным решениям, но 60 из них, простите, уже вроде как потрачены году в 2013-м и только подлежат оплате в 2014-м... Только глаза заливать такими "перекидками" -- а кому заливать (новгородцам!) и кто смеет? (мэрия!) Во-вторых, приди в казначейство из суда исполнительный лист, а мэрия откажись его оплачивать - казначейство "заморозит" обслуживание мэрии до той поры, пока оплата исполнительного листа не будет мэрией проведена.
Так практика "суд постановил, а мэрия не исполнила" будет, потенциально, ПОЛНОСТЬЮ пресечена. И если сейчас мэрия без конца ссылается на то, что она-де без конца заключает с гражданами из многоквартирных домов соглашения об отсрочке исполнения судебных решений по капремонтам, то -- с казначейством -- граждане просто перестанут подписывать эти отсрочки. Зачем? Если точно знаешь, что федеральный орган не даст сдвинуться никаким мэрским тратам до той поры, пока мэрией не будет финансово обеспечено судебное решение. Представляете, как в этих условиях потенциально возрастает оперативность мэрии? ответственность мэрии?
Или она вводит город в коллапс, признавая свою управленческую несостоятельность.
Или она начинает по-хорошему суетиться и таки выруливать из "внутренних коридоров" на прямую, на свет божий -- на пользу горожанам.
Это сейчас мэрия свободно позволяет себе не исполнять обязательств, этим самым толкать разочаровавшихся дождаться помощи граждан обращаться в суд. Затем, проиграв суд, из бюджета - то есть из нашего с вами, горожане, кармана - мэрия вынимает 131 тысячу 720 рублей "возврата" средств, взысканных судом за оплату различных экспертиз в ходе суда - вот документ передо мной только по одному дому на Тимура Фрунзе с такой цифрой лежит, а сколько таких судебных решений? Я скажу: их в 2014 году запланировано на 5 миллионов рублей опосредованно через структуру под названием "Городское хозяйство" (руководителю, депутату Ерёмину - бюджетный привет!), о чём я задавала вопрос на публичных слушаниях по бюджету. Можно продолжать позволять мэрии "планировать" оплату собственных косяков в таких объёмах - а можно эти деньги заложить на проектно-сметную документацию
велопешеходного моста по быкам, п р о р ы в н о г о для развития туристической и досуговой инфраструктуры города проекта. ПСД для такого моста - ровно те самые 5 млн., без ПСД у федерального центра никак не начать просить помощи на целевое финансирование моста. В Москвах, кстати, готовы под такие проекты выделять финансирование, но только при наличии ПСД. А мы вместо этого силами Комитета финансов Администрации города закладываем в бюджет цифры на покрытие издержек управленческого гения... Пора прекратить это.
Казначейство, между тем, готово и работников поднанять, всё-таки объем обслуживания Великого Новгорода - это дополнительный объём работы. По закону отказаться от нас казначейство не может. Вот только Комитет финансов должен письмо написать, обращение: хотим, мол, к вам, берите нас, готовы договор на обслуживание заключить. На момент моего обращения в казначейство, 18.12.2013, данных о фактах таких обращений от нашей мэрии не было, не предоставили. В момент же заседания комиссии Думы по экономике 19.12.2013 сотрудники Комитета финансов божились, что таких обращений было и не одно. Кому верить? Закону! По закону федеральное казначейство не может отказать ни-ко-му. Значит, если письма и были, то о чём-то ином. Письмо письму рознь. Я немножко жду, что теперь, возможно, до второго слушания бюджета, до 26 декабря, мэрия подсуетится-напишет настоящее обращение в казначейство: так оно ж хорошо!
Более того, мэрия за осень приучила толкает меня, депутата Думы Великого Новгорода, (не знаю, как других), так вот приучила толкает мыслить в матрице "предлагаешь? будь добр, укажи источник финансирования". Я указываю: ребята, убираем лишние ставки в этом "внутримэрском типа казначействе", переходим на бесплатное обслуживание в казначейство федеральное -- и пожалуйста, всю экономию миллиона в полтора - в округ №2 или на стартовые работы по ПСД велопешеходного моста. Но ребята чего-то не радуются, когда депутат действует в навязанной ими матрице, чего-то ребята бегут выяснять, у кого это Михайлова консультировалась в казначействе, и звонят, и паникуют, и, наконец, объявляют, что...
...что даже если переходить под око казначейства, внутри мэрии не сократят 4 ставки, в лучшем случае парочку: кто-то же, мол, всё равно должен готовить платёжные документы к предъявлению в федеральный орган. Так что вместо ожидаемых 1500 тысяч экономии откроется вполовину меньше, если не меньше!
Ребята, а я согласна. Пусть хоть столько. Но чтоб экономия пошла на адресные цели, а коммуникация через казначейство добавила прозрачности действиям мэрии как на стадии о т в е с т с т в е н н о г о планирования затрат (увы, только это пока и есть суть новгородского бюджетирования, затраты-заплатки, а строк зарабатывания - минимум миниморум), так и прозрачности на стадии контроля за финансовым исполнением тех же судебных решений, не считая обычных текущих решений.
В 2014 году я буду предлагать коллегам-депутатам поддержать моё предложение: перейти на обслуживание центрового для области муниципалитета - в федеральное казначейство. Оно принимает новых клиентов хоть посреди года. Срок приёма процедурно растягивается месяца на 4, сориентировали меня в казначействе. Ну что ж. У нас есть это время. Это как будто будет ближе к весне, когда день становится все длиннее, всё светлее, всё полнее - как и жизнь бюджетная, новгородская: верю.