Коррупция давно из предмета уголовного процесса стала предметом политической борьбы.
Коррупция является болевой точкой для власти и поэтому её нередко используют все кому не лень, чтобы надавить на власть, добиться чего-то от власти, просто обратить на себя внимание.
А власть "устала" и считает, что давление на эту болевую точку чаще всего представляет собой не борьбу общественников с коррупцией, а намеренное терроризирование власти, причём с особым садизмом.
31 августа в городе должно было пройти рядовое событие - очередной круглый стол по антикоррупционной тематике, организуемый членами Общественной палаты Новгородской области. И, поскольку любая общественная активность многие годы как входит в зону моего внимания, а уровень коррупции предстоит существенно снизить в рамках грядущего губернаторского срока, из деловых соображений я отправилась на это мероприятие. Вдруг будет новая информация.
Взяла с собой сына Глеба, чтобы искупать его на обратном пути на пляже, дошла до «Диалога», числящегося «Центром культуры, искусства и - внимание! -- общественных инициатив», и - барабанная дробь! - «поцеловала закрытую дверь».
Организаторы круглого стола, члены Общественной палаты Новгородской области, Анна и Ксения Черепановы встречали гостей в фойе и сообщали, что с вечера договорённость о предоставлении зала для встречи была, а нынче зал занят ремонтом. По мнению сестёр, якобы была дана отмашка из областной Администрации. Региональная власть, регулирующая деятельность муниципального учреждения? -- это было бы круто, этакое "разделение властей а*ля Новоград Великий" в действии. По сообщению сотрудников «Диалога», все другие аудитории 3-хэтажного здания якобы заняты ремонтом или плановой работой. К работе круглого стола были приглашены иногородние эксперты по антикоррупционной деятельности граждан -- и в создавшейся ситуации, кажется, они не без удовольствия увидели «горячий» предмет для своей работы.
Звучали предложения отправиться «круглым столом» на стадион, минут через 10 вестибюль «Диалога» уже патрулировала пара полицейских, наконец, все участники обосновались в тамошнем одноимённом кафе. Заказала ребёнку мороженое. Алексей Шляпужников, молитвенно сложив руки меж колен, из Москвы рассказал, что жизнедеятельность антикоррупционной приёмной в Великом Новгороде с октября 2012 года будет обеспечиваться силами Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». Кстати, "основными источниками финансирования организации являются: американский Национальный фонд демократии (NED) и Агентство США по международному развитию (USAID), Фонд Сороса и Фонд Форда, а также ряд транснациональных корпораций, такие как BP-Amoco, Exxon, Rio Tinto, Shell и др.".
Мороженого ребенку не принесли: частное кафе вдруг попросило всех освободить помещение, которое «оказалось заранее заказанным». Разместиться в другом свободном зале также не предложили, хотя участники круглого стола успели заказать и сок, и кофе.
Новой информации тоже не было: озвученные Алексеем мысли о том, что
- власть не успевает за бурно меняющейся повесткой дня и реагирует на неё "законодательными репрессиями" (митинги? -- штрафами их! свобода слова в Сети? -- законом её о запрещенных вредных детям сайтах! НКО активизировались? -- в "иностранные агенты" их!),
- гражданскому обществу выиграть у власти на силовом поле нельзя -- только на ниве закона, его соблюдения и отстаивания,
- НКО вообще не должны бороться с властью -- но подставлять ей плечо там, где власть не справляется с обслуживанием интересов и нужд граждан (граждане как добровольная пожарная бригада для случаев, когда горит, а госпомощи с огнём не совладать) --
эти тезисы были очевидны мне
сто лет назад и
полста лет назад. Здоровое гражданское общество -- не конкурент власти, не оппозиционер, а партнёр. Иногда ненадёжный.
Больше на "кочующем столе" делать было нечего -- пошла купать Глеба. Со стороны очевидец описал это так на ФБ: (орфография автора сохранена)
«
участники конференции подались в народный университет находящийся рядом, но и туда как выяснилось успели позвонить с велением не пущать, всё время участников конференции сопровождали полицейские, из за опасения что при выходе организованно на улицу их повяжут за несанкционированный митинг/шествие конференцию покинула молодая мама с ребёнком. В конечном итоге участники конференции решили устроить гостям города небольшую экскурсию по набережной, а когда устали нашли приют от преследования полиции за могучей спиной Александра Невского и всё же поговорили на эту тему».
По словам других участников, под "крылами плаща" князя Невского появилась Галина Ярцева и заявила, что если Новгород немедленно не спасут от "Флайдерера", то неоткрывшиеся, открывшиеся и вообще все антикоррупционные приёмные -- это одна болтовня. Участники "сидения у памятника" предпочли разойтись.
Всё, сюжетец себя исчерпал, теперь развёрнутая профессиональная оценка.
Стороннему наблюдателю однозначно показалось бы, что здесь имела место борьба власти с борцами с коррупцией - да, с точки зрения пиара, общественницы Черепановы вчистую переиграли власть. Последние года два и вчерашним днём тоже власть сделала всё, чтобы из общественниц сёстры планомерно перетекли в «противников режима». После этого проблем с финансированием у них не будет: они показали, что власть их признает как своих врагов и власть готова отвлекаться на противодействие 2 молодым женщинам в ущерб обустройству жизни населения Новгородчины численностью в 640 тысяч человек.
Власть по-пиарски безграмотна.
Власть не в состоянии наладить собственное присутствие в информационном поле, ежедневно разъясняя свою позицию населению, показывая успехи в борьбе с коррупцией, освещая в СМИ вынесение приговоров коррупционной тематики, публично-регулярно-показательно реагируя на сигналы населения о коррупции.
Эта ошибка с приданием рядовому круглому столу пафоса события - яркий показатель: власть не видит, на кого она работает. Забыла. Ослепла. Заработалась. А работает она на народ. А народу власть про борьбу с коррупцией регулярно не докладывает, оставляя эту тему на откуп Черепановым.
Анна и Ксения организуют «точку силы» (антикоррупционную приёмную), замыкают на неё информационные потоки и получают бонусы и деньги за «экспертную осведомленность» в теме. При этом мало кто скажет вслух, мало кто сориентирует население, что собственно для борьбы с коррупцией сама приемная - всего лишь лишнее передаточное звено, аккумулирующее жалобы и подозрения граждан на наличие коррупции в чём-либо. Населению пристало напрямую обращаться с этим в компетентные органы, и как вариант, дублировать своё обращение в СМИ. Именно правоохранительные органы уполномочены разбираться с жалобами коррупционной тематики. Так что «антикоррупционная приёмная» -- всего лишь передаточное звено, лишняя прокладка между гражданином и государственными силовыми и надзорными структурами. Но - когда институтец приёмной будет создан - именно Анна и Ксения станут определять отношение общества к состоянию коррупции в области.
Сколько бы потом власть ни рапортавала об успехах борьбы с коррупцией - всякий журналист, всякий аналитик сочтёт за благо обратиться к сёстрам за комментарием, адекватен ли рапорт власти реальному положению дел.
И это дикая, нездоровая перспектива создана властью собственноручно. Власть выиграла бой, лишив общественников возможности посидеть в помещении на стульчиках, -- и проиграла информационную войну. А как же надо было поступить власти?
Самое главное, не увлекаться общественницами Черепановыми и ИнымиПоФамилии, вообще - не бояться общественников, это недостойно власти. Власти пора начать завоёвывать собственные высоты в информационном пространстве. Нетрудно прислать на круглый стол чиновника, чтоб он рассказал о борьбе с коррупцией в цифрах и фактах - было бы недемократично отказать ему в праве слова на общественной тусовке: картина-то по коррупции должна быть многосторонней и полной по максимуму, не так ли? К примеру, рассказать, что наиболее крупные антикоррупционные успехи числятся за оперативными разработками такого органа как ФСБ. К примеру, те же сращение «власти и криминала», «чиновничества и капитала», ОПГ и «дело Мхитаряна», который, кстати, судя по номеру «Новой новгородской газеты» от 1 августа 2012 года, стараниями политтехнолога Александра Власова возвращается в информационное поле - прости господи -- как «законник» (с. 2) и «справедливолюб» (с. 19). Человек сидит в СИЗО - и он активен в информационном поле. Власть - на свободе: и её в информационном поле нет. У населения - полное впечатление, что кроме сестёр Черепановых бороться с коррупцией некому.
При этом если федеральная власть формирует спорные, но законные способы укоротить руки Запада в использовании НКО в подрыве устоев государства (закон о так называемых НКО-«иностранных агентах»), то наша местная власть - напротив, создаёт всяческие условия для их пышного расцвета, для того, чтобы люди начинали задаваться тенденциозными пафосными вопросами:
Что же это за город такой,
- где про коррупцию можно говорить только под открытым небом и на фоне полицейских?
- где содержащиеся на налоги горожан административные и околоадминистративные здания закрывают перед налогоплательщиками двери?
- где частная лавочка не подаёт дитю мороженого, потому что в "ея стенах политике не место"?
Во власти надо не просто тоньше работать -- надо работать НА НАСЕЛЕНИЕ.
Взрывать дом, чтобы убить комара на обоях - это темпераментно, конечно, но малоэффективно и, как я выше показала, ВРЕДНО.
Каждый день убеждает меня: сбор подписей муниципалов -- ничто по сравнению с ликвидацией последствий неграмотной работы власти и затяжным нерешением людских повседневных проблем.
Хорошо, что я кандидат на должность Губернатора Новгородской области.
При мне будет по-другому.
Антикоррупционная приёмная -- игрушка, хорошая всем, кроме своей несистемности.
Системное=эффективное решение антикоррупционного контроля граждан за властью есть за мной -- благодаря опоре на неоднократно опробованную методику москвича Владимира Сергеевича Саркисяна "Организация обратной связи с жителями и контроля администраций районов над работой районных служб, а также администраций более высокого уровня над районными администрациями". Мы сошлись с ним в главном:
"
Людям нужно не противостояние и борьба, а конструктивное, эффективное и последовательное решение проблем".
Это ключевой постулат моей программы.