Париж, как никакой другой город, знаком нам с детства. Дюма, Гюго, Сименон, Мериме - их герои ходят по улицам, пьют пиво и бургундское, затевают драки, любят, умирают, а мы рисуем в своем воображении Город. Честно скажу, что у меня ничего не совпало! Я увидела очень нарядный, чистый, буржуазный, очень нестарый город. Конечно, революционеры постарались, но и отношение французов к старине отлично от, скажем, итальянцев. Итальянцы на удивление давно поняли, что, если кто-то что-то построил, не надо это поправлять по своему вкусу, ломать или, наоборот, достраивать. Отойди на шаг - построй свое. Нет, французы, с мещанской рачительностью, приводят в порядок то, что осталось от дедушек. Не могу сказать, что мне это не понравилось! Мы прилетели 31-го декабря, рано утром. Город только просыпался, машины еле тянулись по улицам, пешеходы ходили как будто неуверенные в том, что идут туда, куда им надо. Мы тоже несколько растерянно пошли по Рю де Ре по направлению к Вандомской площади. Зеленоватая бронза, вся покрытая барельефами, посвященными славным наполеоновским победам будет нашим ориентиром все 9 дней, но рассмотреть их я так и не сумею.
![](http://s018.radikal.ru/i510/1201/e6/15c23d9fb5f0.jpg)
Повинуясь инстинкту, не стали никуда сворачивать и улица буквально минуты через 3 вывела нас к саду Тюильри. Конечно, летом это будет чудо. Но и сейчас зимний голый сад был изумителен! Он был полон удивительного покоя и воздуха, прозрачный, прекрасный.
Я была готова принимать и любить все: мне очень понравилась Пирамида у Лувра, фонтаны, старательно пылящие водой на декабрьском ветру, удивительный простор набережных, ритмичная череда балконов, гармония особняков.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1201/54/1bd805115421.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i527/1201/5e/d5d94fd5813b.jpg)
Мы спустились к реке; мутная вода подтапливала набережные, клошары собирались позавтракать свежими круассанами и белым вином.
![](http://s018.radikal.ru/i514/1201/5b/f7512b137c44.jpg)
Начался дождь, но, удивительным образом, настроение хуже не стало. В Париже неловко ходить с недовольным выражением лица. И еще неловко быть слишком погруженным в себя - в Москве, чем меньше ты обращаешь внимание на окружающих, тем лучше, даже где-то сохраннее. А там, оборачиваясь, встречаешь дружелюбный разглядывающий взгляд, или чье-то pardon! поскольку ты раскорячился на всю улицу, или официант предлагает тебе зайти на чашечку кофе. В общем, хмурая замкнутость москвича в Париже неприемлима. Еще поражает отсутствие столпотворения где бы то ни было! Самая большая толпа, виденная мной в этом благословенном городе - в галерее Лафайет. 31-го декабря огромное количество народу было озабоченно покупкой подарков, и мой шопинголюбивый муж потащил меня туда! Типа, нарядные витрины, скидки и т.п. Я стремительно стала терять оптимизм, поэтому мы протолкались там совсем недолго, до закрытия, ))!, купили мужу непромокаемую куртку, и он, крайне удовлетворенный, а я, гордая, что не сорвалась и мужественно выдержала поход в магазин, поехали в отель готовится к Новому году.
Надо сказать, что у меня есть хобби - я люблю наблюдать за тем как люди встречают Новый год в разных городах. Очень по-разному! И далеко не во всех странах это ощутимый праздник, но парижане и здесь не подвели. Мы отужинали в ресторане с мишленовской звездой и за полчаса до 12-ти пошли на Елисейские поля. С нами шел весь город! Я думаю, там было тысяч сто пятьдесят человек! Что характерно, городские власти никак не участвовали в торжестве, даже минимального салюта не было. Тем не менее, все были счастливы, в меру пьяны, дружелюбны, и как-то заодно, хотя и не в толпе! Вот это удивительное качество! Они очень каждый сам по себе, но все равно все заодно!
Утром, выпив горячего шоколада со свежими булками (мама, что я делаю!), вооружившись тремя! путеводителями, муж поволок меня по городу. Я напоминала себе голубой вагончик, паровозик куда-то был все время устремлен и точно знал куда идти, а я блаженно «бежала, покачивалась» сзади, все время опасно накреняясь на поворотах в сторону кафе. Я смотрела и нюхала, слушала и трогала, впитывала в себя город. Где-то в аркадах Пале Рояля мы наткнулись на девушку, которая со счастливым лицом каждые три минуты говорила «пиздец, я в Париже!» Я не была столь открыта миру, но девушку поняла.
Вообще, быть повернутым к миру лицом, для парижан - норма. Они в кафе сидят за столиком не повернувшись друг к другу, а лицом к улице, как в театре. Медленно пьют кофе, беседуют, смотрят, но!.. Взглядом не провожают! Все очень интеллигентно. Я сначала понять не могла: что за удовольствие сидеть под дождем. Дня через два занимала места только на улице! Это город -витрина! И ты включаешься в эту игру! Еще об открытости. Как правило в больших городах Оперный театр - шедевр, ну, или то, что обязательно надо посмотреть. Опера - не мой жанр категорически! Я люблю тишину и не люблю условностей, поэтому в опере меня раздражает все. А архитектуру люблю, поэтому в оперу приходится ходить, чтобы посмотреть театр. Так вот! В Париже в театр можно придти днем просто так, купив входной билетик и побродить позданию. Мы были 31-го числа, рабочие готовили его к празднику, украшали цветами, елочками, пахло хвоей, сновали грузчики с ящиками шампанского. Здание чудовищное! Все через чур и даже на грани безвкусицы. Но, когда я увидела в зале потолок, расписанный Шагалом, я поняла, что для Парижа ничто не слишком. Приняла и это!
Что еще запомнилось? Уличные музыканты.
![](http://s018.radikal.ru/i502/1201/4a/fc99aa3aa8ed.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i163/1201/e8/4680dbd7e238.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i524/1201/8d/79a28dfd1ab2.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i431/1201/10/181b1374ee3b.jpg)
То ли они играют хорошо, то ли люди благодарны им за то, что они их развлекают, но я не видела ни одного одинокого музыканта; их слушали, им аплодировали, пели вместе. У одной из церквей, толпа пожилых людей, человек 30, все с листочками с текстом, дружно пели под аккордеон.
Еще - уличная еда! Все эти бесконечные блинчики, вафли, батоны, напичканные всякой всячиной. В один из дней я строго сказала, я это хочу, и я это съем! Муж пожал плечами, а поклошарить не желаешь? Нет, ответила, подумав, лучше летом! Тем не менее, блинчик съела - безумно вкусно показалось, а когда в последний день муж откусил кусочек вафли, то стал бить себя в грудь и плакать, зачем он не ел этого раньше?!
(Продолжение следует).