День четвёртый
Разлепил глаза я где-то около полудня и тут же у меня возникло твёрдое намерение залепить их назад. Однако желание погулять по городу и осмотреть местные достопримечательности после непродолжительной внутренней борьбы перевесило все остальные и мы, скрипя, начинаем бодрить себя всякими стимулирующими процедурами: кто-то закуривает, кто-то садится на кухне пить крепкий кофе, я лезу в душ и долго стою там под ледяной струёй. Обретя боле-мене человеческий облик, мы одеваемся, садимся на мотоциклы и едем тусить. Васина жена Оля согласилась покататься с нами в качестве гида.
Знаменитому "Ленину" чуть ниже будет посвящена отдельная глава.
С погодой нам повезло, прям скажем. Гулять по Мурманску под тропическим солнцем было бы неправильно, поэтому дождь был необходимой частью целостности образа. Странно, но он совершенно не мешал. На улице было тепло, а одеты мы были как надо. Только на Олю пришлось натянуть бандитовский дождевик после чего я стал опасаться, что нас могут остановить местные гайцы за катание несовершеннолетних на мотоциклах, но, ничего, обошлось.
Айболит увлёкся созерцанием моря, видимо мечтая о корсарах и дальних странствиях.
Припортовый сквер с памятниками и мемориальными досками, установленными в честь разных событий.
Мурманский маяк.
Я увидел её издали и сразу понял кому принадлежит эта рубка...
И, подойдя ближе, я понял, что не ошибся. Вечная вам память и слава, мужики!
Тем временем разбредшийся было народ собирался опять и мы поехали дальше.
Это мурманский кот Семён. Надо посидеть с ним на лавочке и загадать желание. Сбывается всегда!
Отвлекусь малость. Сидя на этой лавочке, вспомнилась мне одна история. Несколько лет назад возвращались мы с Саней Бандитом с югов и близ Воронежа остановились перекусить-заправится. Пока разговоры разговаривали, вспомнили мультик про котёнка с улицы Лизюкова и тут же решили, что если сейчас не заедем в город и не сфотографируемся с ним на память, то смысл нашей жизни можно смело будет выбросить на помойку. Сели-поехали. Навигатор у нас издох, поэтому дорогу мы спрашивали у прохожих, повеселив их тем самым изрядно. Я б тоже поржал, если бы ко мне подъехали два здоровых дурака на мотоциклах и сказали, что ищут они не бар и не бордель, а котёнка с улицы Лизюкова. Наконец нашли, подошли, стали позировать. Хорошо, что вся детская орава, которые там возилась, вместе с мамашами тут же убежала глазеть на наши мотоциклы и в кадр не попала, а то было б непонятно, то ли мы детский сад развлекали, то ли аниматорами шабашили. Тем не менее, фотки получились всё-равно забавные: пока Бандит о чём-то там договаривается с котёнком, ворона клюёт ему мозг, а медведь на майке сосёт колу из трубочки в стакане. Фотка не постановочная, мамой клянусь!
Я банален.
Едем дальше. Мемориал защитникам Советского заполярья создан на месте, где стояли зенитные батареи, защищавшие порт Мурманск. Эх, было бы небо попрозрачнее...
Ну, и под занавес инсталляция. Бегемот, Треска и Дурацкий Пакет.
Атомный ледокол "Ленин".
Пока мы изволили гулять, экскурсионное время на корабле закончилось. Но так как наша группа ростовско-ставропольско-рязанско-люберецких колхозников жаждала культурного развития, мы решили всё-таки попытаться на "Ленин" попасть. Серёга куда-то сходил, с кем-то поговорил в стиле: "Со Пскова я - странница, пришла собачку говорящую посмотреть», после чего мы оплатили стоимость экскурсии (150 руб. с человека) и придавили эту стоимость одной зелёной бумажкой сверху. Чтоб ветром не сдуло. Пред нами тут же вывалили парадный трап и сказали: "Вэлкам!!!"
Корабельная операционная. Когда я служил в этих краях начмедом на лодке, у меня был такой же стол. Ностальгически прослезился!
Рентгенкабинет.
Стоматологический кабинет.
Пульт управления главной энергетической установкой.
Кактус сходу разобрался где здесь находится кнопка стартера.
Потом нашёл телефон и стал вызывать мостик. Видимо, хотел сообщить, что со стартером какой-то косяк.
Пока основная масса трудящихся впитывала техническую информацию...
... Бандит обнаружил ещё один телефон и стал звонить куда-то кому-то в надежде заказать на корабль вискаря и вызвать стриптизёрш.
Носовой турбинный отсек. Турбина со снятым для наглядности кожухом.
Аутентичная кают-компания с вождём мирового пролетариата в центре внимания. Всё выполнено из ценных сортов дерева.
Здесь побывал олимпийский огонь.
Центральная кают-компания. Больше всего меня поразило здесь то, что на мебели нет абсолютно никаких потёртостей и царапин при том, что судно 1959 года постройки. Гид сказал, что это благодаря особо ценным сортам дерева, использованным в интерьере. Он даже говорил названия, но я не то что их не запомнил, я даже о них никогда не слышал.
Реконструкция реакторного отсека.
Каюта капитана.
Капитанский конференц-зал.
Мостик. Естественно, каждому надо было покрутить штурвал, ка же ж без этого.
На палубу нас не выпустили, потому как "Ленин" до сих пор включён в регистр действующих судов, а на них пребывание посторонних на палубе запрещено.
Итог: кому-то экскурсия понравилась в полной мере, кто-то ожидал чего-то более объёмного, надеясь полазить по трюмам и посмотреть побольше отсеков, но, в целом корабль однозначно стоит того, чтобы с ним познакомиться. Ведь он создавался как один из символов советской эпохи и задуманное создателями получилось на славу. Воистину полное погружение в прошлый век.
Териберка
В нынешнее время основная масса мотофестов проводится по одному и тому же сценарию. Вначале на выбранной поляне ставится сцена, одесную которой располагаются палатки со всевозможными яствами и зельем, а ошую синие кабинки куда потом эти яства в видоизменённом состоянии откладываются. В пятницу поляна перед сценой постепенно заполняется двухколёсными, прибывшими издалека и не очень, и начинается превращение людей в разного рода животных посредством использования привезённой с собой огненной воды. Потом следует короткий перерыв на сон-забытьё, а затем с утра субботы превращение продолжается. К обеду, как правило, оно уже закончено и малая часть присутствующих, оставшихся в людском обличьи, наблюдает вкруг себя полноценный зомби-лэнд. Со сцены разносятся мегаваттные удары хард-н-хэви и если кому-то из людей вдруг вздумается перекинуться между собой парой слов, они вынуждены отходить к границам лагеря, хотя и там приходится орать друг другу в ухо для того чтобы просто быть услышанным. Ближе к ночи зомби, подсвеченные мертвенным лунным светом, уже вовсю толкутся возле сцены, периодически вскидывая к небу корявистые конечности в такт рОковым мантрам и издавая звуки типа "Ойааа!" или "Ыыыыы!..." Пробираясь в темноте к своему стану немудрено натолкнуться на чьи-нибудь грязные ступни, валяющиеся на земле под каким-нибудь мотоциклом и раскинутые в стороны как ласты морского слона на марше. Видимо, кто-то из проходивших мимо воинов Света воткнул-таки в грудь одного из зомби осиновый кол и удовлетворённый содеянным добром, закинул смрадный труп с глаз подальше. Выступления рок-групп периодически разбавляют смазливые девушки с сильными гибкими телами, которым почему-то пришло в голову нарядиться на этот праздник жизни в костюм проституток и теперь они освобождаются от его немногочисленных деталей прямо на сцене. За свою честь барышни абсолютно не волнуются, ибо зомби могут только мычать и в своём состоянии как самцы совершенно безопасны. Утром в воскресение начинается обратный и, надо сказать, весьма болезненный процесс обретения человеческого образа. Вчерашние зомби испуганно-суетливо бродят по территории лагеря, дыша позавчерашним перегаром, сжимая в липких трясущихся лапчонках дымящиеся окурки и тревожно вопрошают друг у друга: "Бляаа!.. Как же теперь ехать-то, а?.."
Я отнюдь не ханжа, для разнообразия и такое интересно, но всё же никогда не понимал людей, которые проезжают несколько сотен километров только для того, чтобы провести выходные в алкогольной коме. Ну, да каждому своё.
На Териберке ничего этого нет. Ни высокого электричества, ни потоковой сотовой связи с интернетом, нихрена! Есть потрясающей красоты природа, чистый хрустальный воздух и радость человеческого общения.
Сорок километров дороги перед самым лагерем представляют из себя укатанный грейдер. По-хорошему, трасса для эндуро и прочих гусеподобных мотов. Народ приезжал и на чопперах, и на круизёрах, и даже на голде, однако, мы рисковать не стали и решили ехать на своём УАЗике.
Местный магазин лабутенов.
Красота берега Баренцева моря не нуждается в описаниях и комментариях.
Конечно, быть на берегу моря и не искупаться было бы абсолютно неправильно. Вода бодрящая и пусть не смущает зрителя тот факт, что на дворе июль месяц. Север, однако! После купания пришлось ловить нижнепоясной обвес где-то в районе гланд.
Лично мне кажется, что у этого слёта большое будущее. Очень уж там атмосфера душевная, поэтому хочется возвращаться туда снова и снова. Уверен, когда-нибудь до Териберки проложат хорошую дорогу, пригодную для всех типов техники и народу там существенно прибавится.
Отсебятина.
После Териберки наши пути разбегались веером - кому-то надо было спешить на работу, кто-то должен был воссоединиться с семьёй на морях, я двигал на Питер. Попрощавшись с нашими радушными и терпеливыми хозяевами Васей и Олей (ребята, ещё раз вам спасибо за всё!!!), пожав мужикам на прощанье руки, ибо долгие проводы - лишние слёзы, я выехал из Мурманска в одиннадцатом часу. С дурной головой, поскольку теперь по моим внутренним часам обозначилась глубокая ночь и майселф сейчас спал. Думаю, через пару сотен километров проветрюсь и приду в себя, но как бы не так! На одном из крутых поворотов начинаю закладывать мот и вижу, что я в этот поворот не вписываюсь. Сбрасываю скорость, закладываю ещё больше и всё-равно меня выносит на гравийную обочину с высоченным обрывом за ней. Каким-то чудом оттормаживаюсь буквально на краю пропасти и только остановившись осознаю, что я в совершенном неадеквате. Вроде бы всё вижу и всё понимаю, но тело живёт отдельно от головы. Постоял, подышал, поехал дальше. Но уже заметно медленее и осторожнее.
Перед самым Оленегорском еду около ста двадцати, дорога хорошая, но узкая, две сплошные, передо мной тошнит жигуль и мешает мне жить. Автоматически принимаю решение его обогнать, но как? Справа мне мама не разрешает обгонять ТС, а слева какие-то две сплошные, посему выхожу на встречку, обхожу жигуль и упираюсь взглядом в экипаж ДПС, стоящий на обочине. Те уже приветливо машут мне палкой. Наверное, хотят спросить не надо ли чего. Останавливаясь понимаю, что ситуация глупейшая, поэтому сходу блею подошедшему инспектору: "Я знаю что Вы мне хотите сказать, но, понимаете, что-то у меня с вилкой произошло, то ли траверзы повело, то ли демпфер отказал." Молодой инспектор смотрит на меня молча и серьёзно, даже не спрашивая документов, потом дослушав, изрекает: "Вы понимаете, что подвергаете свою жизнь опасности? Так же нельзя! А если кто-нибудь бы оказался на полосе встречного движения кроме вас?" Я смотрю на него и понимаю, что передо мной не скотина в погонах со значком доллара в глазах, а нормальный человек, который спокойно и с достоинством делает свою работу. Мне становится стыдно. "Извините, - мямлю я, - честно говоря, с вашими белыми ночами малость адекватность потерял. Буду внимательнее." Он показывает рукой вдаль: "Через двадцать километров есть хорошее кафе, остановитесь, выпейте кофе что ли... Придите в себя. Всего хорошего!" Мне вообще в жизни везёт на хороших людей и этот случай не оказался исключением. Извинившись ещё раз, я двинул дальше. Врать я не умею и не люблю, поэтому больше на глазах у инспекторов ДПС на встречку не лез.
Несмотря на прекрасное качество дорожного покрытия и достаточно оживлённое движение, заправок по дороге мало, расположены они неравномерно и с навигатором не согласованы никак. Я положился на показания навигатора и в скором времени лицезрел на приборке горящую лампочку пустого бака. Остановился у какого-то профилактория близ Полярных Зорь, где сердобольный дедок-вахтёр одарил меня тремя литрами казённого бензина. Сую ему деньги, дедок отказывается, а его ответ оказывает на меня действие потрясающее: "Если я возьму с вас деньги, я совершу должностное преступление, а если дам вам бензина просто так, то сделаю доброе дело." Мда, на моей Родине философа встретить можно на каждом шагу. Мне снова везёт на хороших людей. По совету дедка съезжаю с трассы и заезжаю на заправку в Полярные Зори. Вывод: не верьте навигатору, общайтесь с местными жителями.
По пути опять начинает баловАть погода. Вы когда-нибудь видели атмосферный фронт, висящий над дорогой? Смотрите!
Когда приближаешься ближе, то отчётливо становится видна стена дождя. Ровная и плотная, влетаешь в неё как ныряльщик в бассейн.
Постепенно я начинаю просыпаться и взбадриваюсь окончательно ближе к вечеру. Для того, чтобы всё-таки восстановить свои внутренние часы, я принимаю решение ехать до 23:00, потом остановиться и заночевать. Означенное время приближается и я замечаю на карте навигатора Пряжинское озеро. Сворачиваю с трассы и въезжаю в посёлок Пряжа, вытянувшийся вдоль этого озера. На берегу озера ставлю палатку, располагаюсь. Только надумываю искупаться, как подъезжают две машины, из них вылезают две весёлые тётьки с бутылками пива в руках и два мужика в плавках. Понимаю, что сон отодвигается на неопределённое время, но нет. Народ подходит, очень дружелюбно спрашивает кто я и откуда. Потом, переглянувшись, аборигены дружно говорят мне, что не будут мне мешать отдыхать и искупаются в другом месте, садятся в машины и уезжают, оставляя меня в некотором недоумении. И опять мне везёт на хороших людей. Вымывшись, я залезаю в спальник и тут же отключаюсь.
Утром, всласть наплававшись, я допиваю остатки вчерашнего чая, благодарю это озеро за приют, собираюсь, завожусь и выезжаю на дорогу с её многочисленными изгибами и загадками. Как и любой путник, я не знаю что меня ждёт за очередным поворотом, но я точно знаю что мне там понравится. Ведь любая дорога обладает наркотическим свойством - пройденная одна ведёт к десятку других и так до безконечности.
С пожеланием удачи всем шествующим по Пути, искренне ваш Сергей Бегемот.