Оригинал взят у
loginov_lip в
Герой Советского Союза, "белая лилия Сталинграда" Лидия ЛитвякЧем хорош интернет так это замечательной возможностью поиска информации и просвещения. Сегодня дети больше играют в танчики, а не узнают историю Великой Отечественной, хотя именно в этой истории скрыты огромные кладези воспитательной и житейской мудрости. как знать, если бы о Великой Отечественной войне больше бы рассказывалось молодёжи Украины, то не было бы там тех событий, которые могли присниться солдатам Победы только в страшном сне...
Лидия Литвяк
Лидия Владимировна Литвяк стала в годы войны легендой. Она сбила больше вражеских самолетов, чем какая- либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.
За свой недолгий боевой путь она сделала 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, совершила две вынужденные посадки на территории противника и смогла вернуться в свой полк, была трижды ранена, теряла близких людей, но продолжала бороться. Лидия летала на истребителе Як-1 и погибла, имея на своем боевом счету 12 личных подтвержденных воздушных побед; 4 самолёта врага она сбила в группе.
Прекрасный фильм о поисковых работах разведчиков "военной славы" 1979 года, в ходе которой были найдены останки Лидии ЛитвякОдержав наибольшее число побед в воздушных боях среди всех советских женщин-асов Второй мировой войны, Лидия Владимировна Литвяк стала лучшей женщиной-асом в истории всей мировой авиации.
Имя Литвяк также хорошо известно за границей:
Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Страна тогда еще не оправилась от хаоса революции и гражданской войны. Отец Лидии был железнодорожником. В 1937 году он был арестован и расстрелян как «враг народа». Это обстоятельство могло сильно повредить девушке, поэтому она старалась держать его в тайне.
Лидия Литвяк очень рано «заболела» небом. В 14 лет она вместе со взрослыми посещает авиаклуб, а в 15 лет совершает свой первый самостоятельный полет. Затем Лидия поступает на курсы геологов и участвует в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков- инструкторов становится одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов.
Когда в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, стране потребовались квалифицированные летчики. И Лида стала одной из тысяч добровольцев. Поначалу командование не предполагало использовать женщин в качестве истребителей. Но постепенно, когда потери кадровых пилотов стали стремительно расти, командование изменило свои взгляды. В октябре 1941 года было решено сформировать три женских авиаполка.
"
В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."
Руководить формированием этих полков было поручено Герою Советского Союза летчице Марине Расковой. В начале 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. И уже в июне совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.
В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу над Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых летчиц (в их числе была Лидия Литвяк с подругой Катей Будановой) направили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребительный авиационный полк для прохождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5.
13 сентября во время своего второго боевого вылета Лилия Литвяк сбила два самолета Вf109 и Ju 88. Спустя две недели она одержала свою третью победу, сбив еще один Ju 88. Затем в паре с летчицей Р. Беляевой сбила Bf109. Вскоре Лидия была переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии, а оттуда в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. 23 февраля 1943 года Лидии Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее счету значилось уже 8 воздушных побед.
Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.
В марте обстановка в воздухе стала гораздо сложнее. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвует в перехвате группы Ju 88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один из вражеских бомбардировщиков. Но на помощь «юнкерсам» подошла шестерка Bf 109 и сходу пошла в атаку. Более 15 минут продолжался бой, в котором летчица была ранена и с большим трудом смогла привести искалеченный истребитель домой.
Именно после этого боя она была признана асом. После лечения в госпитале летчица вернулась в полк. И уже 5 мая, еще не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой, и Лидия сбила истребитель противника. А через два дня сбила еще один Bf109. В конце мая на участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки сбить его ни к чему не привели. Литвяк смогла справиться с этой задачей. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта, затем углубилась в тыл противника и зашла на аэростат с захваченной врагом территории, со стороны солнца. Атака длилась менее минуты! За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени. О подвигах летчицы написали в газетах, ее имя стало известно всей стране.
Хотя на немногих сохранившихся фотографиях Литвяк выглядит обыкновенной девушкой, очень многие считали ее ослепительной красавицей. Невысокая, белокурая Лидия казалась задумчивой, молчаливой и застенчивой на земле, но в бою она просто преображалась. Не удивительно, что она привлекла внимание товарища по оружию, летчика-истребителя и своего ведущего Алексея Саломатина, одержавшего дюжину побед в воздушных боях. Двое молодых людей полюбили друг друга. Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пешком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на вражеской территории и взявший Лидию на борт своего самолета.
1 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта - лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку. В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице ( обложке ) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".
21 мая 1943 года в тяжелом бою погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии капитан
Алексей Фролович Соломатин.
Алексей Фролович Соломатин
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (позднее 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) 268-й истребительной авиационной дивизии, 8-я воздушная армия, Южный фронт - старший лейтенант Соломатин к февралю 1943 года совершил 266 боевых вылетов, в 108 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника. В начале 1943 года в полк пришла служить Лидия Литвяк и была назначена ведомой к Соломатину.
Капитан Соломатин погиб 21 мая 1943 года в учебном воздушном бою над хутором Павловка Красногвардейского (ныне Красносулинского) района Ростовской области. Самолет разбился на глазах своих боевых товарищей и любимой. Похороны Соломатина состоялись на площади х. Павловка. Всего на его боевом счету было 17 самолётов противника сбитых лично и 22 - в группе.
19 июля летчица пережила еще одну трагедию - погибла ее лучшая подруга Катя Буданова, которая считалась самой удачливой из советских летчиц-асов, на ее счету было 11 уничтоженных вражеских крылатых машин (у Лидии тогда их было десять плюс три, сбитых в группе).
Екатерина Буданова 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила свой последний боевой вылет. В составе звена Як-1 она сопровождала идущие на задание штурмовики Ил-2. В воздухе их самолеты встретились с большой группой немецких истребителей. Рассказывают, что к Яку с белой лилией на борту устремились сразу несколько «мессершмитов». Это был четвертый вылет за день. В свой последний день жизни Лидия сбила еще два самолета противника. Самолет легендарной летчицы упал возле деревни Дмитриевка. Через две недели ей исполнилось бы 22 года. Были срочно организованы поиски. Однако ни самолета, ни летчицы найти не удалось. Именно поэтому ей тогда так и не присвоили звание Героя Советского Союза, полагавшееся за десять воздушных побед.
За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»
Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.
Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Было установлено, что известная летчица Лидия Владимировна Литвяк похоронена в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.
В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». И ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении летчице звания Героя Советского Союза.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.
Спасибо
alex_serdyuk за материал использованный в посте, который им был подготовлен ранее.