У замечательного русского писателя Михаила Алексеева в детской автобиографической повести "Драчуны" красной нитью сквозь все повествование прослеживается история села Монастырского Калининского района Саратовской области.
Деревня эта постепенно уничтожалась, но более горше ей пришлось испытать в пору Советской власти. Судите сами:
мужиков поистрепали в русско-японскую и в 1-ю империалистическую, затем наступила революция и белые красные тоже порядком порубили друг друга, затем установилась Советская власть.
В 30-м году, всех, кто имел больше одной коровы - раскулачили и выслали (невзирая на то, что в некоторых таких семьях было по 18 ртов) и треть деревни от шестисот дворов - опустела.
В 1933 году слишком рьяные местные активисты перевыполняя план по хлебозаготовкам "позаботились" о том, чтобы в колхозных и частных амбарах не осталось ни единого хлебного зерна. Несмотря на богатый урожай в Поволжье разразился жесточайший голод (вспомните, быть может слышали такое выражение "Голодающие Поволжья"), который выкосил еще половину села Монастырского. Из былых шестисот дворов осталось сто пятьдесят. В газетах на это писали позже "Головокружение от успехов" и "некоторые деятели переусердствовали".
Чуть оправились от голода - после переписи 1935 года - новые чистки "врагов" и "их прихлебателей и подпевал", благо чистить уже было особо некого в селе, едва подающем признаки жизни. Затем новая волна 1937 года, которую называли позже "перегибы на местах". Ну а в июне 1941 года началась война, которая вымыла из деревни мужиков призывных возрастов, и остальным тоже пришлось несладко.
А самое интересное - жива ведь деревенька-то!) Проживает в ней теперь 428 жителей, примерно пятая иль шестая часть от былого великолепия начала ХХ века, но тем не менее - жива!