Приучить ребенка к порядку - это не просто добиться того, чтобы он клал игрушки на свои места. Это выработка в нем чувства ответственности, уважения к чужому труду и аккуратности. Сегодня BeFamily расскажет вам, как научить свое чадо быть организованным и любить порядок.
Конечно, порядок - понятие более чем относительное. Для кого-то это разложенные по полочкам вещи, а для кого-то - невидимая, но очень глубоко продуманная организация. Как бы то ни было, дети воспринимают порядок таким, каким видят его в собственном доме, и, как и во всем, учатся прежде всего на примере своих родителей. Поэтому если для последних приведение дома и вещей в порядок - это тяжкий нелюбимый труд, то и ребенок будет всегда воспринимать это как неприятную обязанность, не привыкнет к порядку и не полюбит его, а лишь «из-под палки» будет убирать разбросанные игрушки под строгим надзором и с руганью.
Однако даже если родители любят порядок и всегда содержат свой дом хорошо организованным, это не означает, что в ребенке автоматически выработается это чувство и он всегда будет все класть на место. Наглядного примера недостаточно; требуется систематичность и регулярность, и тогда у ребенка выработается привычка к порядку, такая же, как, скажем, чистить зубы. А еще родителям следует быть очень терпеливыми и энергичными.
Сегодня команда BeFamily приготовила для вас несколько практических советов, как выработать в ребенке чувство порядка и организованности.
· Не требуйте от ребенка больше, чем делаете сами. Если и вам нелегко содержать дом в порядке, попробуйте один прием: организуйте вещи таким образом, чтобы не запоминать, а видеть, где что лежит - вам помогут небольшие ящики и корзинки с наклейками. Ребенку так тоже будет намного проще класть все на свои места. Объясните ему, что порядок нужен для того, чтобы без проблем и быстро найти необходимую вещь, а не вспоминать, где он вчера ее бросил.
· Приучите ребенка уважать труд и содержать вещи в таком порядке, в каком он их находит. Закрывать тюбик зубной пасты, дверцы шкафов, класть мыло в мыльницу, надевать на фломастеры колпачок и т.д.
· Не будьте перфекционистами. Каким бы организованным ни был ребенок, он никогда не достигнет вашего уровня. Обращайте больше внимания не на результат, а на усилия, прилагаемые ребенком. Поощряйте его и мотивируйте, и тогда он будет стараться еще усерднее. И никогда не наводите в его присутствии порядок, который он только что закончил наводить - помогайте, но не вмешивайтесь и не перекладывайте убранные им вещи в другое место. В обратном случае ребенок будет чувствовать себя неумейкой, воспринимать свои труды как ненужные и в итоге прекратит всяческие попытки и усилия.
· Демонстрируйте ребенку, что вам нравится, когда все организованно и дом в порядке. Установите за ним какую-нибудь обязанность, которая ему понравится, чтобы он выполнял ее каждый день (с вашей помощью, если необходимо), например, накрывать стол к семейному ужину или поливать цветы. Ребенок будет чувствовать себя ответственным и взрослым и, кроме того, оценит оказываемое ему доверие.
· Если у ребенка уже есть младшие братик или сестричка, попросите его помочь вам приучить их к порядку. Так вы покажете ребенку, что он, со своей стороны, все делает правильно, а он в ответ захочет помогать еще чаще.
· Постарайтесь не использовать для хранения игрушек слишком большие ящики или корзины. Это кажется очень удобным, но не учит ребенка ни беречь свои вещи, ни содержать их в порядке. Небольшие «тематические» ящички и подписанные полочки стеллажа более эффективны и для выработки привычки к порядку, и для умения организовать свои вещи, чтобы знать, где что находится.
BeFamily напоминает:
Относитесь к порядку не как к утомительной обязанности, а как к интересному и позитивному занятию. Выработайте в ребенке привычку к порядку так же, как к процедурам личной гигиены или к принятию пищи: пусть он каждый день убирает игрушки в определенный момент, например, перед принятием ванны. И сами в это же время наводите порядок. Так ребенок сможет понять всю важность порядка и организованности и будет относиться к наведению порядка как к еще одной обязательной «процедуре», из множества которых складывается день. Детям нужны привычки и рутина. А еще они любят поощрения любого рода, и потому ребенок с большим удовольствием примется за уборку игрушек, если будет знать, что за этим последуют веселые игры в ванне или просмотр любимого мультфильма перед сном.