(no subject)

Feb 15, 2015 19:19

Сейчас я активно интересуюсь Вальдорфской педагогикой или скорее даже философией, хотя началось все с педагогики, да. Как всегда, прихожу к пониманию себя через ребенка. Что ж, на то я и женщина)
Философия Вальдорфа близка мне не как система взращивания дитяти, но скорее как система ценностей. Пожалуй так.
У меня часто бывает, что встретив человека, с которым мы очень похоже видим, оцениваем какой-то аспект, я впоследствии узнаю, что и в других вопросах солидарна с ним. Обратное верно: если саму основу, суть чего-то я вижу не так, как другой человек, то и в остальных вопросах мы разойдемся.
Удивительно. Или закономерно, что не исключает первого утверждения.

Вот и тут так же. Очень близко по своей сути оказалось мне письмо, которое я прочитала, изучая вальдорф.

Оригинал взят у sergey_ivashkin в post
Здравствуй, Сергей Петрович, и здравствуйте, все другие друзья!

Мне стоило бы это письмо отправить на четыре дня раньше - когда напечатали в «Русском вальдорфе» письмо из Киева. Сразу захотелось на него откликнуться, но как-то слова не сразу сложились, потому что на каждый тезис тут же появлялся антитезис. И немногочисленные комментарии к письму это и показали. Что же делать в школах, когда пылают покрышки и люди убивают людей? Видеть или не видеть? И как смотреть и как видеть? И что детям говорить? А уж про эзотериков - особенно интересно читать.

Я пишу вам это письмо не для того, чтобы дать ответы: во-первых, меня никто не спрашивал, а во-вторых, у меня готовых ответов нет даже для себя. Но каждый, кто имеет дело с подрастающими учениками, даже с детским садом, задумывается, наверное, что ведь это они будут жить в том мире, который выковывается благодаря баррикадам или в противостоянии с ними. Я тоже задумываюсь, вот и хочу поговорить с близкими и понимающими людьми.

В нашей стране есть много хорошего и много плохого. Хорошего так много, что вполне можно на нем сосредоточиться и прожить много лет, не отвлекаясь на злобу сегодняшних событий, а рассказывая про древнюю Русь и про древнюю Грецию. Не подумайте, что я сейчас иронизирую. Это я, как всегда, старательно ищу путь между шаблоном и произволом, между тем, что мы бездумно знаем как хорошее или плохое, и тем, что шибает в голову, когда хочется что-то менять. Менять всегда хочется плохое на хорошее, только потом почему-то не всегда получается то, что задумывали.

Те, кто работает в школах, заняты (я знаю, как заняты!) и в большинстве своем не могут себе позволить себе ходить на народные события, разрешенные или нет. Когда журналиста Сергея Ивашкина сажали в автозак (я тут впервые об этом узнала), это были другие времена, и как раз меня тогда ни на каких митингах не было - пребывая в знаменитом клубе Аристотель, я красила ткани для спектаклей года как абсолютный волонтер, счастливо играла в этих спектаклях, вместе с другими участвовала в создании вальдорфского семинара и справедливо полагала, что на митинги без меня есть кому ходить. И всегда считала, что стоящая работа важнее митинга. Сейчас - другое дело. Считаю так же, но некогда другим, а хожу я.

Я хочу поделиться с вами тем, что вижу и слышу в последние четыре дня, а точнее два с лишним года. Конкретно - «болотным делом». Для кого-то это письмо будет совершенно лишним, и это закономерно, а кому-нибудь, может быть, пригодится. Самый первый тезис: я считаю это дело показным, этаким ритуальным жертвоприношением, когда во имя чего-то благого, скажем общенациональной стабильности, показательно наказывают кого-то, чтобы всем другим было спокойно. Я считаю, что так делать нельзя. Никогда.
У кого есть антитезис - пожалуйста. У меня нет.

За четыре последних дня я дважды была у Замоскворецкого суда. В суд меня, как и еще полторы-две тысячи людей, не пустили. Прошлым летом я ходила на этот же самый неправедный суд, о чем летом и писала друзьям http://mariarahl.livejournal.com/13080.html . Туда ходили разные люди, просто чтобы эти «подсудимые» чувствовали, что они не одни со своей бедой. Это было в городском суде, там был большой зал, мало народу, и охранники, хотя и требовали предъявить на входе паспорт, но никаких препятствий не чинили. Там сидели и родственники, и журналисты, и немногочисленные сторонники, вроде меня. Ну, лето же, народу в городе мало. Но потом народ стал прибывать, и суд перенесли в Замоскворечье, где в зал даже родственники проникают по очереди, потому что места там нет. А вчера здание суда было оцеплено полицией, которая никому не объясняла, на каком основании и почему.

Я расскажу так, как рассказывала вчера, стоя у металлических оград с полицией. Рассказывала двум ясноглазым девочкам, просто проходившим мимо. Девочки очень вежливо спросили: «Скажите, пожалуйста, а что здесь происходит? - Вот, видите здание? - Вот это с башенкой? - Да. Это суд. Там сейчас судят восемь человек, случайным образом выдернутых из толпы. Среди этих восьмерых одна совсем молоденькая девочка, шесть молодых ребят и упертый человек пятидесяти лет с двумя инфарктами и после голодовки. Их держат в тюрьме полтора года (кого немножко больше, кого немножко меньше). С ними обращаются жестоко, суд пристрастен, свидетели цинично лгут под диктовку или под копирку (уж это-то я слышала своими ушами), а свидетелей защиты просто отметают. Вина этих восьмерых в том, что 6 мая 2012, как раз под инаугурацию президента, люди вышли на законный и согласованный митинг требовать честности и уважения к себе. Оцепление ОМОНа стояло не там, где должно было стоять, в толпе началась давка и свалка, в которой обвинили только демонстрантов, а полицейских и ОМОНовцев наоборот наградили, хотя весь интернет полон роликов, где видно, что они избивают всех подряд, без разбора. Похватали случайных двенадцать человек (четверых совсем недавно отпустили по амнистии, продержав больше года за решеткой). Остальных решено было наказать примерно. Прокуроры требуют для этих людей, которые никого не убили, не искалечили, колонии на пять или шесть лет. - За что? - За то, что они, якобы, нанесли ущерб полицейским и ОМОНу. - Какой? - У кого-то палец ушиблен, у кого-то рация пропала в давке, кого-то голыми руками толкнули и он (в шлеме и бронежилете) «испытал боль». А один подсудимый перевернул кабинку уличного туалета. За это - шесть лет колонии».

Реально, вчера дали всем, кроме девочки Саши, полновесные сроки от 2.5 до 4 лет (это пожилому Сергею Кривову, за то, что упирался). Девочке - условно 3,3 года. Так сказать, «гуманно». И вечером заявили из Кремля, что готовы рассмотреть помилование, если попросят. В пятницу в толпе вокруг суда задержали больше 200 человек, вчера, 24 февраля, когда читали окончательный приговор, тоже больше 200, вечером на Тверской - больше 400. (Если у кого есть вопрос - скажу сразу, меня никто не трогал). За что похватали? Охраняли общественный порядок. Что, вообще-то, почти правда, только с точки зрения властей, потому что никто эту толпу не согласовывал, она организовалась сама. Такой местный Майдан.

Зачем я все это вам пишу? Мне говорят близкие, поверьте - близкие и уважаемые люди: «Зачем ты туда ходишь? Это же без толку. Есть же у нас Совет по правам человека, сидит там Михаил Федотов, от него уж точно больше толку, чем от вашего топтания на морозе. Да и вообще…». Это такой тезис.
Так вот - власть не будет слушать Михаила Федотова, если мало народу будет ходить топтаться на морозе. Это мой антитезис. Кстати, в Самаре вышли на митинг протеста по «болотному делу» около 30 человек. Не так уж мало.

Дальнейшее - не синтез. Это наблюдение.
Я насмотрелась на многое. Видела пожилую женщину (там вообще пожилых очень много), кидающуюся на рослых мужиков с дубинками с криком «Ненавижу вас, ненавижу, не боюсь!» Видела деловитые выхватывания из толпы кого сочтут нужным, а потом кого попало (с каменными и даже веселыми лицами). Молоденькую женщину (немножко в сторонке, где потише), почти девочку, с кенгурятником на животе, откуда выглядывала головка совсем маленького человечка. Она кормила его бананчиком, а на шее у нее висел плакат с надписью крупными буквами «НЕВИНОВНЫ» на длинном шнурке, чтобы кенгурятник не мешал. Видела известных политиков и писателей. Высокого буддиста с русским лицом, который бил в какой-то бубен, умножая любовь, а не ненависть. Загребли и буддиста. Вечером прочла, что в автозак затолкали академика РАН. Но самое главное - я видела умножение ненависти, ненависть, вскипающую по мере того, как этот абсурд и беззаконие тянутся и тянутся. Ненависть, вырастающую там, где вчера ее не было, даже час назад не было, захватывающую совсем мирных и законопослушных граждан. Ненависть безадресную - например, к проезжающим машинам (а уж эти-то чем провинились?). Улица не была перекрыта, машины еле ползли в толпе, которая не хотела расступаться, заскучавшие фотографы в упор фотографировали несчастных водителей, вцепившихся в ужасе в свои рули, а веселые юноши писали пальцем на машине «Россия без Путина!» Я видела вчера: кроме рослых ОМОНовцев (ну, у этих-то ненависть просто часть образования) молча стояли жалкие, худые, низкорослые и недокормленые мальчишки в камуфляже (по-моему, это внутренние войска, срочники), смотревшие на все это сначала даже с интересом, а потом, когда замерзли, со все большей тупостью и неприязнью, потому что вот этим, которые за ограждением, весело, а им внутри холодно и скучно, они чужие. Видела окрестных женщин, которых полиция с подчеркнутой вежливостью пропускала в поликлинику по соседству с судом, - и они шли, свысока оглянувшись на непонятных «внутренних врагов», от которых приходится государству так обороняться. Раскол и ненависть вперемешку с решимостью, шаблон, переплетающийся с произволом, - вот то, что потрясло меня. В святом энтузиазме, который изначально горел на Майдане, в этой чистой горячности тех, кто со мной вместе топтался у суда в Москве, - за горячностью и святостью подступают раскол и ненависть. И еще и с ними приходится как-то разбираться. Вот этим я и хотела с вами поделиться после письма из Киева. Коршикова тоже интересно бы почитать. Но тридцать страниц… много что-то. Не зову никого ни на площадь, ни против площади. Зову, как обычно, подумать.

Чтобы не заканчивать на пафосной ноте. Вчера встретила у суда двух немолодых вальдорфских детских садовниц, которые, так же как и я, уже могут себе позволить ходить в эту толпу и там разговаривать с дядями, стоящими в оцеплениях (ну, не с полицейскими, а так, со штатскими помощниками), на уровне детского сада. Благо опыт большой, они им объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Может быть, на этом уровне до кого-то что-то дойдет. И ненависти будет меньше.

Ваша
Мария Шаскольская

PS Я ничего не фотографировала. Кому хочется узнать или увидеть больше - смотрите на сайте 6may.org . Там картинок много, и ссылки на другие сайты.

дитячье, Стук колес, ученье

Previous post Next post
Up