Оригинал взят у
muvz в
Ширково. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектурный анализ и исторический экскурс. ВСТУПЛЕНИЕ
Началось все с приятной неожиданности- оказалось, что есть еще одна неделя отпуска! А то что эта неделя попала на ноябрь меня совершенно не пугало, наоборот, даже радовало. Ведь на Селигер все, как правило, едут летом с палатками- и тогда там не протолкнуться, как в городе. А в Нило - Столобенском монастыре как на курорте. Мои родители путешествующие по Селигеру несколько лет назад рассказали одну очень любопытную историю: из монастыря выходит монах, навстречу ему две девушки в купальниках. Монах им говорит- «в таком виде в монастырь нельзя». Девушки остановились, и одна другой говорит- «ну вот, так и думала что нас без платков в монастырь не пустят!» …мда. Но сейчас на дворе ноябрь и все курортники и курортницы работают, сидят дома, или же уехали в теплые края. Так что можно будет свободно смотреть на местные святыни, вдохнуть полной грудью свежий воздух, отдохнуть от большого муравейника (Москвы), пообщаться с деревенскими бабушками-старожилами, и конечно же побывать в мекке древнерусской архитектуры - церкви Рождества Иоанна Предтечи в Ширково.
ДОРОГА
Про всю дорогу от Москвы до Ширково, подробно рассказывать не буду. Скажу только что от МКАДа около 400 км. Расскажу лучше про последний грунтовый 20 километровый участок дороги до самой деревни. Качество грунтовки, как не удивительно для России, вполне неплохое, а какие виды по сторонам… это просто сказка. Пришлось пару раз остановиться и сфотографировать всю эту красоту.
Кстати когда мы уже подъезжали к Ширково, выпавший было снег быстро растаял.
В самом конце пути дорога пересекает небольшой деревянный мостик, весьма неплохо отремонтированный, за мостиком начинается сосновый лес с очень красивым мхом и лишайником. Дорога спускается вниз , затем поднимается в гору, и взгляду открывается безумно красивая панорама из двух храмов и часовни. Тишина, благодать, и не души…
Вернувшись из отпуска домой было принято решение подробно ознакомится с историей и архитектурой этого замечательного памятника: простроить 3d модель для изучения внутренней структуры и пропорций , сделать архитектурно- исторический анализ.
ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, АНАЛОГИ
Храм Рождества Иоанна Предтечи- уникальнейший памятник древнерусской архитектуры. Некоторые исследователи считают что храмов подобного типа было достаточно много, но тем не менее науке достоверно известно только о существовании всего 3 церквей подобного типа, из которых до нашего времени дожил только храм в Ширково (самый молодой из них). Так, известно о существовании подобной церкви в середине XVII века в Нило- Столобенской пустыни ( изображение церкви можно увидеть на одной из икон преподобного Нила с видом Ниловой Пустыни). Подобный деревянный храм был также в Торжке, он известен по изображению, выполненному в 1664 году голландским путешественником и географом Николаем Витсеном, а так же по рисунку 1673 года шведского инженера Эрика Пальмквиста.
Рисунок церкви в Торжке. Николай Витсен 1664г.
Рисунок Эрика Пальмквиста 1673г. Церковь изображена на дальнем плане справа.
Все эти три храма находились недалеко друг от друга и делались по образцу один с другого. Строительство храма Иоанна Предтечи в Ширково связано с двумя преданиями. По одному преданию, церковь была построена в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где и возвели церковь. Нынешний храм - скорее всего второй от основания погоста. Он построен в 1694 году (в 1697 году установлен иконостас, и эта дата иногда встречается как дата постройки храма) при священнике Кирилле Авдееве, дьячке Семене Сазонове, уже известном нам по Новосоловецкой пустыни пономаре Парфении Авдееве и просвирнице Акулине Федоровой. Как было обычно в те времена, священник Кирилл Авдееев сначала был дьячком (в 1678 году числится в дьячках), а в 1690 году он был рукоположен во священника. Брата его, пономаря Парфения (в иночестве монаха Петра) можно уверенно записать в число плотников, рубивших церковь - человек, который мог почти в одиночку строить на острове в преклонных уже годах монастырь, явно умел хорошо обращаться с плотницким инструментом…
Благотворителями постройки выступили окрестные помещики, в частности, Мирон Акимович Панафидин: на его средства был устроен иконостас. А среди благотворителей более раннего времени следует назвать помещика Ивана Павловича Лошакова, который вложил в церковь в 1637 году хранившееся в ней до 1950-х годов напрестольное Евангелие…
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Храм Ширкова погоста высотой 45 метров, на 8 метров выше знаменитой Преображенской церкви в Кижах. Несмотря на это деревянный храм стоит не на фундаменте (земля здесь промерзает, и глубоко!), а на мощных валунах. Между храмом и землей находится подклет, образующий изолирующую воздушную прослойку: фундамент не "плывет", а тепло в храме удерживается. В качестве гидроизоляции использовали березовую кору. Высокие технологии!
Известно, что в XVII в. В России применялось несколько видов сажени. При строительстве храма в Ширково была взята самая распространенная сажень, та, которой чаще всего пользовались плотники - простая, или ручная, определяемая расстоянием между большими пальцами раскинутых рук. Иными словами, это катеты плотничьего наугольника (152,7 см), гипотенуза которого -косая сажень (216 см). Друг с другом они соотносятся, как сторона и диагональ квадрата, а как раз с построения квадрата на земле и начинали разбивку плана древние зодчие. Размер четверика храма в Ширково 8Х8 сажен.
Диагональ квадрата, превращенная в сторону нового, большего квадрата, описанного вокруг меньшего, давала удвоенную площадь. По этому принцину в Шрково был размечен нищевник, так как его сторона как раз равняется гипотенузе четверика . Для разметки оклада северные мастера, кроме плотничьего наугольника, имели мерную веревку, узлами разделенную на простые сажени. Ее же использовали когда делали второй и третий ярус церкви. Зодчие каждый ярус отступали внутрь четверика по одной сажени с каждой из сторон. В итоге получилась очень любопытная композиция: ширина четверика 8 сажен, второй ярус имеет ширину 6 сажен, третий - 4 сажени, диаметр барабана- 2 сажени.
Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой на круглой шее. Внутренняя сложная конструкция срубов видна лишь с чердака: в интерьере храма плоский потолок призван задерживать тепло.
Интересно решено соединение четвериков 1 и 2 ярусов: идет чередование бревна и небольшого бруска.
Композиция Иоанно-Предтеченской церкви, особенно ее первого яруса, необычайно живописна. Насыщенный светотенью, с мощными выносами бревенчатых консолей галереи, низ церкви создает впечатление могучей конструктивной напряженности. Горизонтальные членения нищевника подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов, решенных по сравннию с живописным первым ярусом более плоскостно, как бы графично.
Контрастность эта не случайна. Вызываемый ею эффект восприятия памятника строго рассчитан и в решении частностей, и в общем объемно-пространственном решении памятника. Если первые два этажа его, выполненные из толстых бревен, соединены способом «в обло с остатком», то верхние из более тонкого леса - «в лапу», и их угловые стыки тщательно заглажены.
Нищевник опоясывает основной объем памятника с запада, севера и юга, опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. С запада вынос нищевника больший (5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и конструктивными опорами крыльца. Интерьер памятника решен в традиционных формах древнерусского зодчества: стены тесаны топором из бревен большого сечения со скругленными углами, глухой, набранный из плах по балкам-матицам потолок, как в древнерусских клетских церквях, пол из массивных плах.
В интерьере хорошо сохранились только великолепно выполненные тябла (балки для установки икон) первоначального иконостаса. Живопись на них традиционна: мягкий, изящный орнамент из повторяющихся очень крупных и обобщенных волют. К сожалению все старинные образы исчезли в 1950-1970-х гг.
В храме было сделано достаточно много лавок для старых и немощных богомольцев. Если наличие лавок вдоль стен нищевника- довольно обычное явление в деревянном зодчестве, то устройство лавок в четверике встречается достаточно редко. Резьба их опушных повторяла резьбу подзоров на фасаде.
ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ ХIХ В ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В
За время cвоегo существования деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по центральной оси церкви была пристроена колокольня, а чуть позже в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а трепетные переливы осинового лемеха на куполе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. На обшивке были нарисованы псевдоокна...
Вот что об этом записано на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня... обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.»
В XIX столетии на Ширков погост приезжали путешественники, которые хотели увидеть уникальный деревянный храм. Еще в 1887 году писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Впервые ее зарисовал А.А. Виноградов в 1877 году, а знаменитый русский художник А.Л. Рябушкин сделал рисунок «Храм Иоанна Предтечи на Ширковом погосте», который хорошо передал архитектуру памятника, а также облик крестьянского поселения и его жителей.
В 1901 году всего прихожан было 2692 человека. Возможно и это отчасти спасло древний храм: смысла расширять деревянную церковь не было. Надо было строить большой каменный храм. Его и возвели, по проекту тверского епархиального архитектора А.П. Федорова (один из лучших проектов этого архитектора), назначив подушный сбор среди всех прихожан и собрав за шесть-семь лет нужную сумму.
В 1903 году из Санкт-Петербурга в Ширково приехала представительная комиссия, чтобы изучить деревянный храм. Академиком архитектуры В.А. Щуко, архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере были проведены обмеры храма и выполнены чертежи и фотографии. Помогал им владелец усадьбы Ивановское Алексей Николаевич Вараксин. В 1913 году в обращении в Императорскую Археологическую комиссию прихожане со свя¬щенником Ильей Голубевым, церковным старостой Гавриилом Коровкиным писали: «В погосте Ширково, что на Волге, 19-ти верстах от ея истока, нахо¬дится относящийся ко второй половине ХVII века замечательный памятник старины - храм во имя Св. Иоанна Крестителя. Стиль церкви-древнерус¬ский, оригинальной постройки с многочисленными на все фасады двухскатными крышами, в несколько ярусов. А само здание сооружено из бревен и балок непомерной толщины... Прихожане по мере сил и возможностей ремонтировали и поддерживали свой храм по сие время. Однако неудобства, выражающиеся в том, что ввиду отсутствия в оном печей, молящимся зимой приходилось присутствовать при Богослужении не иначе, как в тулупах и рукавицах, заставили приложить все усилия для постройки нового каменного храма. При этом расходы настолько поколебали приходской бюджет, что о поддержке старой церкви нечего стало и думать. Поступить по установленному обычаю, т.е. продать ее на снос дабы на вырученные деньги улучшить новый храм - невозможно: это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины. Между тем на ремонт как выяснилось из осмотра сведующими людьми, потребно от 1200 руб. до 1500. Взять же их прихожанам и без того обремененным постройкой нового храма, положительно негде. Посему покорнейше просим Импе¬раторскую Археологическую комиссию принять в свое ведение церковь, как одну из археологических древностей Тверской губернии».
Археологическая Комиссия обратилась в Священный Синод с прошением, в котором говорится: «Императорская Археологическая Комиссия препровож. при сем копии ходатайства причта и прихожан из Села Ширково Осташковского уезда и фотогр. снимок, считает долгом обратить внимание Святейшего Синода на эту церковь, требующую ремонта, как выдающихся художественных достоинств...»
Но начавшаяся в 1914 году первая мировая война, революционные события, гражданская война отодвинули решение охраны редкого памятника старины до лучших времен.
Лишь в 1930-е годы Ширков погост посетил прославленный исследователь древнерусского искусства и архитектуры Петр Дмитриевич Барановский.
Он создал в Москве музей в Коломенском, сохранил от разрушения сотни памятников архитектуры, благодаря ему древний Ярославль сохранил свой историчес¬кий облик, храмы, монастыри и историческую застройку. Он обратил внимание общественности на древний памятник, но вскоре началась Великая Отечественная война.
ВОЕННЫЙ ПЕРИОД
К середине октября 1941 года почти все села, деревни и хутора Пеновсого района были оккупированы немцами. Здесь действовали 3-я Ударная армия под командованием генерала М.А. Пуркаева и 4-я Ударная армия генерал-лейтенанта А.И. Еременко, впоследствии прославленного маршала Советского Союза.
Великие чудеса героизма проявили воины Красной Армии, им помогали и партизаны. Здесь, в непроходимых верхневолжских лесах и болотах, колхозник из деревни Бельково Никита Александрович Александров повторил славный подвиг Ивана Сусанина. Весь советский народ знал имя легендарной партизанки Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Она родилась в маленькой верхневолжской деревушке Руно.
Советским войскам противостояли части 9-й и 16-й немецких армий. В состав немецких войск входила дивизия СС «Мертвая голова», которая отличалась особой жестокостью. Во время оккупации Пеновского района в 1941 году немецко-фашиаскими захватчиками в подклете церкви Иоанна Предтечи содержались советские военнопленные, а также и гражданское население. Многие из них умерли от голода и издевательств.
В боевых действиях в Пеновком районе принимал участие один из лучших пилотов немецкой авиации Ганс Ульрих Рудель, совершивший за время войны 1941-1945 годов 2350 боевых вылетов; этого не достигал ни один из летчиков в мире. Ганс Рудель бомбил Пеновский район, к счастью, он не разрушил Храм Рождества Иоанна Предтечи, понимал, видимо, что это христианская святыня.
И.Э. Грабарь, помещая фотографию церкви в послевоенное переиздание своего альбома «История русского искусства», писал о деревянном храме Ширкова погоста в прошедшем времени - он не мог поверить, что храм, после всех безбожных акций, да к тому же находившийся на линии фронта, мог сохраниться. Но случилось невероятное: храм уцелел!
ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ
У деревянной ширковской церкви длинная реставрационная история. К 60-м годам ХХ столетия с запустением вceгo Ширкова погоста деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви.
Знаменитый архитектор-реставратор А.В. Ополовников в 1960 году вновь «открыл» его для русского искусства. Под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального облика памятника архитектуры. Вел архнадзор Анатолий Иванович Кустов.
Проект был, но специалисты Осташковского реставрационного участка не смогли организовать работу. Долгое время ссылались на то, что в Пеновском районе нет леса, необходимого для замены старых бревен, а они были из сосны диаметром 80 сантиметров. Древние строители использовали сосну без подсека, то есть те деревья, из которых не гнали смолу, она как камень-янтарь укрепляла древесину, была антисептиком и предохраняла от гниения. Не было на реставрационном участке опытных плотников, словом - одни неразрешимые проблемы. Рухнула глава, была разобрана (без обмера!) колокольня, которая была пристроена в 30-40-х годах XIX века, а реставрационные леса, стоявшие вокруг здания много лет, привели к резкому ускорению разрушения сруба. Если бы не дощатая обшивка 1876 года, может быть не такая эстетичная, но принявшая на себя главный удар сырости от лесов, возможно, реставрировать стало бы уже нечего.
Как -то в Ширково приехала Мария Евдокимовна Калинина, которая работала в Осташкове заместителем редактора газеты «Заря коммунизма». Это был опытный журналист, честный и умный человек. Много просчетов увидела она в работе реставраторов, а после поездки опубликовала статью «В защиту ширковского чуда». Всколыхнулась общественность, стали искать выход из сложившейся крайне сложной и ответственной ситуации.
Начали с того, что решили пригласить начальником реставрационного участка опытного строителя Алексея Алексеевича Ковалева, возглавлявшего одну из больших строительных организаций Осташкова. Никто не думал, что он оставит престижную должность и возглавит небольшой реставрационный участок. Другого решения Алексея Алексеевича быть не могло: человек он рисковый, бывал в разных переделках во время Великой Отечественной войны, когда разминировал проходы во вражеских минных полях для обеспечения наступления наших частей. Но главное - родился он в деревне Жуково неподалеку от Ширкова, в ширковской церкви его крестили.
В деревне прошли детство и юность Алексея Алексеевича. Практически детства у него не было: с малолетства нянчил брата, а в восемь лет ел свой трудовой хлеб - был помощником отцу. Он сделал сыну топор по руке, и пошли они вместе рубить и корчевать лес. Отцу выделили землю под хутор семь гектар, ее-то и расчищали от деревьев и камней, построили дом, завели хозяйство, пчелиную пасеку.
У Алексея Ковалева-старшего руки были золотые: он умело выполнял всю крестьянскую работу, знал столярное, слесарное дело, даже за ветеринарной помощью к нему обращались соседи. Алексей-младший был пра¬вой рукой своего отца. В 1930-е годы отца Алексея Алексеевича раскула¬чили, он отбыл большой срок в тюрьме. К сожалению - типичная судьба трудолюбивого и успешного крестьянина в XX веке.
Алексею Алексеевичу Ковалеву, было все под силу: он, как и его предки, понимал, что самое главное - любить Отечество, родную землю, делать добро. Поэтому и Осташковский реставрационный участок, возглавляемый А.А. Ковалевым в 1970-1980-е годы стал лучшим в России. Он нашел в Пеновском районе нужную для реставрации деревянного храма в Ширкове сосну толщиной 80 сантиметров и высотой 18 метров. Заготовку древесины производили зимой, а весной сплавляли по Волге в Ширково. Нашел А.А. Ковалев и хороших специалистов, даже древодела, который сделал из осины тончайший лемех для главки храма. Начальник Осташковского реставрационного участка внес и принципиальные изменения в проект реставрации, убедив всех специалистов в правильности своего решения. Правда не все эти решения были удачными, например покрытие ярусного щипцового покрытия металлом и стяжка основного четверика металлическими стержнями сложно назвать удачным решением, но это уже нюансы.
Самое главное к 1977 году реставрация все же завершилась с полной заменой нижней части сруба и воссозданием утраченной еще в начале XIX века галереи-нищевника…
Три века стоит на пеновской земле деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. И кажется, что плывет она, вознесенная в небо, отражаясь в воде живописного озера Вселуг, словно корабль. Радуют глаз ее отточенные конструкции, неповторимые своей легкостью, плавностью, утонченностью линий.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи не является действующей. Лишь раз в год 7 июля в день Рождества Иоанна Предтечи проводится праздничный молебен и крестный ход.
Литература:
1. Барсегян Т.В. Земля Истока... Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001.
2. Барсегян Т.В. Нилова пустынь. Монастырь и мир. Изд. 1-е, 2-е. М., 1999,2005.
3. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. М., 1978. Изд. 2-е. 1984.
4. Исаков В.З. Озеро Селигер. М., 1985.
5. Куксинская Т.В. Селигерские земли. 1-е, 2-е изд. М., 1981,1988.
6. Минаков И.П. Край селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Энциклопедия населенных пунктов Осташковского района Тверской области. Изд. 2-е. Ржев, 2008.
7. Озерецковский Н.Я. Путешествие на озеро Селигер. СПб., 1817.
8. Покровский В. Историко-статистическое описание Тверской губернии. Исто¬рический очерк губернии, ее территории и народонаселения. Тверь, 1879.
9. Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. М., 1906.
10. Успенский В.П. Историческое описание Нило-Столобенской пустыни Твер¬ской епархии Осташковского уезда. Изд. 1-е, 2-е, 3-е. Тверь, 1867,1876,1886.
11. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.
12. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.
13. Кольцов А.Д. Край наш Пеновский. Краеведческие записки. 1999 год. Москва, 1999.
14. Ширков погост. Архитектурные памятники Верхневолжья. Рекламный проспект. Тверь, 1994г.
15. Официального сайта Тверской епархии.
16. И.Э. Грабарь. «История русского искусства».
17. М.В Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. Петроград, 1916.
18. М.И. Мильчик; Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура русского севера. Ленинград, 1981.
19. Т.В. Барсегян. Верхневолжский Ольгинский монастырь и его окрестности. ГЕОС, 2011.
20. Газета «Комсомольская Правда» от 20 мая 1983 года.