И захотелось мне помечтать...
рассказывает
http://le-ra.livejournal.com/113988.html на тему о том, каким хотелось бы видеть энергоснабжение в будущем. Сразу оговорюсь, это именно мечта, способная в любой момент разбиться о прозу сложных экономических и политических ограничений. Но все же...
О том, что уголь жечь до бесконечности нельзя, я долго распространяться не буду. Даже если его еще много, лишний углекислый газ и прочая попутная гадость в атмосфере никому не нужна. Атомные станции - тоже не выход, в термоядерные я пока не верю. Вертяки - да, хорошо, но птичку жалко (
http://le-ra.livejournal.com/113901.html).
Я думаю/надеюсь, что в недалеком уже будущем самыми перспективными направлениями будут геотермальная и солнечная энергетики. Кроме чисто технических сложностей основная проблема этих двух видов в том, что источники и места их добычи плохо сочетаются с местами потребления. То есть для успешного развития нужен высокий уровень глобализации. Чтобы покрыть потребности Европы нужно было бы развернуть огромных размеров солнечный парк где-нибудь в Сахаре, и оттуда по кабелю гнать ток на север. А нa Сицилии и в Исландии - по мощному электролизному заводу, и оттуда по трубе или танкерами везти в ту же Европу сжиженый водород (машин то меньше не станет, но будут они с топливными элементами, ну и некоторый процент с моторами, работающими на синтетическом горючем вроде растительного масла или этанола.
В уютном климатизированном купе второго класса скорого поезда ICE (IntraContinentalExpres) Тунис-Кейптаун сидел пожилой мужчина в светлых тонких брюках, рубашке с коротким рукавом и стоптаных штиблетах - типичный европейский пенсионер самого неспокойного возраста. На столике перед ним лежала жидкокристаллическая планшетка со свежим номером журнала "der Spiegel" на дисплее. Дата наверху страницы показывала 10. февраля 2056 года. Поезд плавно разгонялся вдоль магнитного полотна, но до крейсерских 450 кмч было еще далеко. Старик оторвался от экрана и посмотрел в окно. Вдоль железнодорожного полотна бесконечными рядами простирались солнечные фермы - ряды блестящих на солнце квадратов на тонких ножках. От каждого в грунт уходил тонкий кабель. Человек знал, что под слоем песка эти паутинки сливаются вместе, сплетаются в толстые кабели, тянущиеся на север, исчезающие в водах Средиземного моря и выныривающие уже на северных его берегах. Солнечная энергия, трансформированная в электричество, гнала вперед и поезда недавно открытой железнодорожной линии, пронизывающей черный континент с севера на юг.
Иногда между рядами солнечных батарей мелькила фигурка замотаного в черный бурнус туарега на флегматичном неторопливом верблюде. С набором инструментов в седельных сумках, вооруженный щупом-детектором и щеткой на длинной палке вместо традиционного ружья, кочевник-техник неспеша патрулировал свой участок энергопарка, сметая пыль и проверяя напряжение в отдельных элементах. За все время существования сахарского энергопарка никому так и не удалось найти адекватной замены кораблям пустыни и их всадникам. Чем дальше на юг, тем реже становились ряды батарей, наконец вдалеке поеазалось странное сооружение, напоминающее шагающий карьерный экскаватор или фабрику-комбаин из фильма "Дюна". Подобно сооружению на пустынной планете эта установка действительно поглощала песок, медленно двигаясь вдоль внешнего ряда солнечных коллекторов. И Это действительно была фабрика - в ее недрах, разогреваемый все той же энергией солнечных лучей песок плавился, зонной плавкой превращаемый в чистый силициум, из которого тут-же отливались и устанавливались на свои места все новые секции солнечных батарей. Рядом с громадой ползучего завода крохотные фигурки людей совершенно терялись и из окна поезда различить их было не легко. Старик откинулся на спинку сидения и снова принялся листать газету. Мельком просмотрел сообщение о том, что с достройкой последней линии парка SaharaSol-27 наконец то остановят АКВ Нанси, последний на европейском континенте ядерный реактор. Политики в Брюсселе опять будут ломать голову о том, куда девать сотни тонн слаборадиоактивного бетона из защитного слоя реактора, драть глотки о необходимости специальных хранилищ и "могильников" и не соответствии существующих шахт современным требованиям. И опять никто ничего путного не придумает, все свалят кое-как и где-нибудь, попутно разгоняя демонстрантов с маршрута следования груза. Пенсионер почесал в затылке - все это всегда было так, сколько он себя помнил. Правда, похоже, этот раз действительно последний! Не верится даже...