Веер (из нем. Fächer) - небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч.
Складные веера были завезёны в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая...
Веер,состоящий из 11 картин.
Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности - они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти.
Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII-II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями.
Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров из различных материалов...
Елизавета I Тюдор, прозванная "покровительницей вееров":
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен...
Франция была признанной законодательницей моды в веерном деле еще с XVII века. Во Франции в это время бытовал афоризм: «веер в руках красавицы - скипетр на владение миром».
Мадам де Сталь писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер».
«Полезный эфир», «ширма справедливости» - определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.
Форма, размер, декор веера, сюжеты и орнаменты, которые изображали на экране и остове, изменялись в соответствии со временем и стилем, господствующим в это время в искусстве.
Форма веера и материал, из которого его изготовляли, также часто подчинялись моде.
Расцвет расписных вееров приходится на время правления Людовика XIV и Людовика XV.
В XVII веке были распространены сюжеты китайские и «версальские»: цветы, пейзажи, греческие мифы, галантные и любовные сцены.
В начале XVIII века на веерах изображали пасторали, сюжеты из Библии, аллегории (как в составе сюжетной росписи, так и в виде самостоятельных мотивов), часто сюжеты, напоминающие картины Ватто, Буше, Фрагонара (исполнение росписей даже приписывали этим художникам).
Французские веера часто снабжались хитроумными механизмами, например, были телескопически выдвигающимися, на внешних ребрах могли быть заводные механизмы; кроме того, существовали веера с отделениями для хранения мелких вещиц.
Во время Великой французской революции вместо обычных для Франции амуров и цветов на веерах появились портреты прославленных революционных деятелей (Мирабо, Робеспьера, Марата и др.) и изображения текущих событий (например, открытие Генеральных штатов Франции). Республика вводит веер из грубой материи с рисунком заступа и грабель, фригийского колпака и топора, под которыми выставлен девиз: «Смерть или свобода».
После революции веер возвращается в свое русло, в начале XIX века переходит к сентиментальным аллегориям. Плакучие ивы, храмы дружбы, урны и т.п. вышиваются на веерах шелком. Часто используются кружева, бисер, золотое и серебряное шитье.
В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.
Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков.
Специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения. Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов....
Обучение веерному языку
Открою веер черный с серебром,
Игра закончилась, пора себе признаться,
И эта связь туманным миражом
Уже не будет в стеклах отражаться...
Джеймс (Жак-Жозеф) Тиссо. "Тип красоты"
За ширмой перьев спрячу глаз печаль,
Скрывая слезы, наберусь терпения...
Мой веер - очень важная деталь
Моей защиты - перевоплощение...
Джеймс Тиссо. "Калькутта"
Игрушка, неотъемлемая часть -
Оружие для женского кокетства,
И взмахами его, скрывая страсть,
Для флирта - неожиданное средство...
Джеймс Тиссо " Политичная леди"
Искусство веера - признание в любви,
Без слов и писем - дуновеньем ветра,
Сияньем глаз, изгибами брови,
Отточено в веках до миллиметра...
Берта Моризо "Дама с веером"
Раскрытый веер - "я тебя люблю",
Полураскрыт, опущен - "невозможно"...
С наклоном головы - "благодарю",
Закрытый - "я в сомненье, осторожно"...
Фредерик Лейтон "Девушка с веером"
Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки...
И рукоятью - жест перед собой...
Закрою веер в знак моей разлуки...
(Бойкова Марина)
Ф. Винтерхальтер "Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной"
Имеет веер и цветовое значение:
- Белый - невинность...
- Чёрный с белым - нарушенный мир;
- Чёрный - печаль;
- Розовый с голубым - любовь и верность;
- Красный - радость, счастье;
- Вышитый золотом - богатство;
- Жёлтый - отказ;
- Шитый серебром - скромность;
- Зелёный - надежда;
- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
- Голубой - постоянство, верность;
Есть даже точная фразовая информация:
- "Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.
- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, урожденная княжна Белосельская-Белозерская.
- "Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу
- "Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
- "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
Франц Ксавер Винтергальтер. "Императрица Елизавета Австрийская"
- "Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
- "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
- "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
- "Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.
Огюст Ренуар "Девушка с веером"
Веера стиля модерн (конец XIX - начало ХХ века) отличались необычайной фантазией, вкусом, изяществом. Делали их из страусовых перьев, с перламутровым или черепаховым остовом. По существу, это была лебединая песня веера.
Существовали веера-лорнеты, веера -театральные бинокли, веера-ручные вентиляторы...
Парфюмеры пропитывали веера духами, владельцы ресторанов дарили своим клиентам веера-меню, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты.
Всё это было в XIX веке, существовало ещё и в начале XX. Но веер с его вычурной натурой не смог пережить последующие затем общественные катаклизмы и практически исчез из обихода.
А ЖАЛЬ…..
Edoardo Tofano"Дама с веером"