Новые мысли по поводу йоги.
Я в конце прошлого года закончила курсы преподавателей - стандартные 200 часов. Жду когда ко мне прилетит мой сертификат из Сан-Франциско, потому как училась я по программе
It's Yoga, созданной ныне покойным Ларри Шульцем, который в свою очередь был учеником ныне тоже покойного Паттабхи Джойса, отца-основателя аштанга йоги, а пока даю классы в двух местах по два раза в неделю.
В Никарагуа с йогой непросто - здесь, конечно, нет никаких специализированных школ, а есть несколько спортклубов, которые дают йогу как фитнес-класс наравне со степом, аэробикой и зумбой, и есть несколько групп преподавателей, возникших по доброй воле и на голом энтузиазме этих самых преподавателей. К одной из таких групп я и принадлежу. У нас есть зал, который мы арендуем у ассоциации карате, там и проводятся занятия. И поскольку у нас есть только зал, да и то в определенные часы, речь не идет о делении классов по уровням подготовки, о каких-то вводных классах и т.п., а просто каждый преподаватель дает урок в том стиле, который ему или ей ближе. Мой класс, например, называется аштанга, но название это, мягко скажем, не отражает реальности, поскольку давать первую серию классической аштанги на уроке я не могу - среди тех, кто ходит на мои занятия нет таких, кто бы осилил все асаны этой последовательности, а работать в стиле Майсора, когда учитель вводит студента в асаны постепенно, и студент не может двигаться по серии дальше, пока не освоит ту асану, что ему не дается - такое здесь никому не интересно, потому что люди хотят заниматься йогой, и я даю им то, что они сделать в состоянии.
Периодически на занятиях появляются новички, те, кто про йогу только слышал и кто не имеет представления, что это такое и с чем его едят, или хуже - те, кто считают йогу некоторым подобием класса растяжки и дыхания. И тут начинается моя внутренняя дилемма. С одной стороны у меня уже есть устоявшаяся группа тех, кто практикует несколько месяцев, кто уже понял, как нужно ставить ноги в вирабхадрасане А, а как в вирабхадрасане Б, и им не интересно слушать по десятому разу о положении бедер в этих асанах - им интересно углубляться в позу, им хочется, чтобы направляли их дыхание и взгляд, короче, им интересно идти дальше. С другой стороны новичкам словосочетания "дыхание уджаи" или "сурья намаскар А" не говорят вообще ничего, и им нужно объяснять и показывать, чтобы они хотя бы не получили на занятии вреда, потому что говорить о пользе от одного класса не приходится. Но мне обидно, что мои усилия в 9 случаях из 10 напрасны, поскольку второй раз человек не придет - от одного занятия в смешанной группе у него сложится впечатление, что йога это скучно, местами тяжело, но большей частью просто странно и неудобно.
А как мне объяснить, что ни за один, ни за два раза нельзя почувствовать то, что может тебе дать йога? Как объяснить, что йога требует терпения и постоянной практики в течение долгого времени, и что только со стабильной и регулярной практикой начинают приходит результаты? У меня всего несколько минут перед началом занятия, и за эти несколько минут нужно узнать, есть ли у новичка травмы, если да - то дать рекомендации по поводу класса, сказать пару слов о дыхании, и вперед!
Теперь мне гораздо яснее откуда у большинства людей, которые йогой не занимались или занимались ею в спортклубе, такое странное, а иногда враждебное отношение к ней, и мне от этого грустно. Но как говорил Паттабхи Джойс - Practice, and all is coming. Другого нам все равно не остается)