(no subject)

Dec 07, 2007 19:07


Кто-то написал, что в Иркутске нет политической жизни. В каноническом смысле ее сейчас нет нигде в России. Что я имею в виду под «каноническим» смыслом: тот вид политической борьбы, сложившийся при Ельцине и который можно охарактеризовать формулой «борьба мерзавцев с оппозицией». К этой борьбе мы все и привыкли, чего-то в этом роде, кстати, ждали и от последних думских выборов. На федеральном уровне все возможности для подобной борьбы давно «зачищены», все проценты под партии распределены заранее, а избирательные листы по-моему просто спускают в мусоропровод.

А вот на региональном и, особенно муниципальном уровнях, некоторое подобие политической борьбы изредка наблюдается. Правда кардинально изменилась сама модель борьбы - теперь ее можно сформулировать, как «борьба одних мерзавцев с другими». Причем коллизии эти бывает весьма и весьма причудлива.

Два года назад мы имели удовольствие наблюдать борьбу за пост мэра Иркутска между председателем местного отделения «Единой России», действующим мэром Владимиром Якубовским и депутатом ГосДумы, членом «Единой России», бывшим вице-губернатором Александром Дубровиным. При этом сама партия поддержал в этом нелегком выборе действующего мэра, а его оппонента чуть не исключила из своих рядов. А вот только что назначенный губернатор региона Александр Тишанин публично поддержал Дубровина, не побоявшись вступить в расхождение с руководящим ядром (чуть не написал «ЕдРом») партии (впрочем он тогда еще в ней не состоял). В результате Дубровин выборы проиграл, а Тишанин вскоре после этого вступил в партию и выжил Якубовского с поста руководителя местных «единороссов», заменив главным федеральным инспектором Константином Зайцевым (о котором разговор ниже).

(Кстати, на тех же выборах был еще один интересный момент. Корме Якубовского с Дуровиным там баллотировались еще два кандидата, которых можно вполне охарактеризовать, как «молодых реформаторов». Один из них, причем был руководителем местного СПС. Так вот, в сумме эти два либерала набрали больше голосов, чем вышедший победителем  действующий мэр. Если бы они догадались объединиться тогда, то с треском уделали обоих состязающихся членов «руководящей и направляющей» партии. Впрочем, история, как известно, сослагательного наклонения не имеет. А жаль. Второго такого шанса, боюсь, уже не будет.)

Вторая коллизия случилась примерно через год после описываемых событий и являлась ее логическим продолжением. Выживанием Якубовского из руководителей «ЕдРа» Тишанин не ограничился, а вскоре представил в наше Законодательное Собрание законопроект «о межбюджетных трансфертах», краткая суть которого заключалась в стремлении отобрать у муниципалитетов (т. е. у Якубовского) максимум денег. Законодательное Собрание, состоящее, как водится практически из одних «единороссов» этот законопроект дружно провалило подавляющим большинством голосов. Так губернатор, назначенный лично Президентом с подачи Якунина, второй раз крупно сел в лужу. И ни Путин, ни Якунин не помогли.

Наконец, самый свежий эпизод, как две капли воды похожий на первый, но с иным финалом. 2 декабря дружно продули выборы мэры двух самых близких территориально к Иркутску городов - Шелехова и Ангарска. Оба действовавших до 2 декабря мэра были поддержаны «Единой Россией». Оба соперника, также члены «Единой России», были из нее показательно исключены. И выиграли выборы. Особенно интересно завернулись события в Ангарске. Действующего мэра Евгения Канухина, бывшего руководителя концерна «Каравай», практически контролировавшего всю розничную продовольственную торговлю в городе, поддержал лично Константин Зайцев, руководитель иркутской «Единой России». Губернатор же вновь поддержал оппозицию - представителя «Ангарской нефтехимической компании»(АНХК) Михайлова (как зовут запамятовал). Кроме губернатора и АНХК Михайлова поддержали оба других градообразующих предприятия - АЭХК (тот самый, где международный ядерный центр будет) и СУЭК. А вот теперь пора вернутся к Зайцеву. Дело в том, что этот товарищ некогда избирался депутатом Государственной Думы III-го созыва, как раз с поста Коммерческого Директора АНХК. Комбинат тогда еще принадлежал, как мы знаем «ЮКОСУ», то есть Ходорковскому. Ходорковского в 2003 году посадили, а Зайцев выборы в ГосДуму IV-го созыва проиграл. В качестве компенсации получил место федерального инспектора по Иркутской области. Это что-же получается: при Ходорковском Зайцев был его выдвиженцем. А теперь, когда АНХК принадлежит «Роснефти», т. е. Сечину, Зайцев выступает против мнения комбината? И губернатора заодно. На кого же он работает? Тут знаете, разные подозрения нехорошие могут возникнуть. Пора кое-кому призадуматься об этом.

Понятно, что нам, как сторонним наблюдателям, всей подоплеки этой каши не разглядеть. Но и того, что видно достаточно, для того чтобы утверждать: политическая жизнь в Иркутске все-таки есть. Правда вступление в СПС поучаствовать в этой борьбе действительно не поможет (хотя и не больно надо-то), это точно. Но я вступаю в эту партию не для того, чтобы через нее реализовывать какие-то свои политические амбиции. Просто это то, что я сам могу сделать, чтобы помочь ей удержаться на плаву. Чтобы, если завтра власти поднимут необходимый барьер для партий до 100 тыс. человек, у СПС были эти сто тысяч. И я в том числе.

Previous post Next post
Up