Goodnight, sweet prince

Feb 15, 2014 16:57



На этой неделе уже много обсуждали это, но, кажется, мало обратили внимания на то, что все произошедшее с жирафом Мариусом наглядно демонстрирует то, что самые проницательные поняли уже давно. Принципы функционирования современного мира, европейские ценности, особенности либеральной модели и то, какое место там занимают права.

Всеобщий зоопарк, представляющий цивилизацию 21 века, не интересует ничья жизнь, зато они могут эффектно декорировать ее финал и обеспечить соблюдение всех прав. Вкратце в чем суть, для тех, кто не в курсе - молодой жираф по кличке Мариус дорос до определенного возраста и животное имеет право на полноценную половую жизнь. А тут выясняется, что подходящей ему пары нет ни в зоопарке Копенгагена, ни во всех остальных зоопарках, входящих в «Программу по разведению и охране здоровья жирафов» - все тамошние женские особи из той же популяции, что и Мариус. То есть это будет близкородственной связью, запрещенной европейскими правилами и чреватой рождением болезненного потомства. Отдавать его в другие зоопарки не входящие в программу или в заповедники - нельзя, потому что они не уверены, что там будут соблюдены все стандарты и правила содержания таких звериков. Кастрировать они его тоже не могут, ибо никакой полноценной половой жизни, на которую он имеет право, жирафу, понятное дело, после этого точно не светит. Плюс звучало такое мнение - они боятся, что когда Мариусу вкатят наркоз, он может упасть с высоты своего жирафьего роста и покалечиться. Поэтому Мариуса просто убили выстрелом в голову из пневматического ружья - гуманно, в точном соответствии со законам и на потребу публике, сделав из этого целое шоу для школьников, а потом, скормив мясо львам (европейская рациональность, хозяйственность и рациональный подход были просто на подъеме). То есть по сути Мариус был убит ради соблюдения собственных прав, умер потому что в законе было написано как-то так. «Умер за Идеал», как написал кто-то в комментах. И вот это и есть самое важное в этой истории.

Этот идеал, формировавшийся веками все углубляющейся секуляризации общественного сознания и морального релятивизма, на самом деле очень прост, ясен и прекрасен - построить Царствие Небесное еще здесь, на Земле. Все идет от эпохи Возрождения и Просвещения - все эти утопии и разговоры о том, что человек есмь пуп Земли, которому все по силам. Если объявлено, что нет ни греха, ни Божьего воздаяния, ни античного Рока, ни Необходимости, заповеди отменили, а за гробовой доской, как было объявлено, нас нечего не ждет, то остается только строить Рай здесь и сейчас по своим лекалам, чертежам и точным директивам. Так Высший Разум предпочли низшему, а Закон заменили на законы, права и правила. Чтобы все были счастливы и никто не мучился. Это плохо? Отнюдь. И я всецело ЗА всю полноту прав и свобод - социальных, политических, экономических и индивидуальных. Проблемы возникают с очень избирательным пониманием права. Например, когда вымышленное или реальное несоблюдение этих прав, становится поводом для узаконивания насилия - войн, эмбарго и прочих санкций против государств. Я когда-то писала пост про медицину на Кубе. Это пост привел к длинному холивару (более холиварным оказался только пост про майдан) и я, заинтересовавшись темой, поучаствовала еще во всяких сетевых обсуждениях о жизни на Острове Свободе и открыла удивительные вещи, значительно расширяющие представления о человеческой природе. После того, как оппонентам не удается доказать, что высокий уровень медицины и прочих важных для жизни показателей (продолжительности жизни, рождаемости, социального обеспечения и так далее), не является выдумкой левых, а реально очень высокие, тем более, для стран Латинской Америки, в ход идет тяжелая мозговыносящая артиллерия. Про несвободу прессы и печати, про бесправие и ужасную несвободу личности в условиях тоталитарного совка, про то что на Кубе нет интернета и айпадов (вот вам крест - я не шучу! причем отсутствие айпадов объясняется наличием совка, а не режимом эмбарго, например). И этим оправдывали все экономические санкции против Кубы. Хотя нормальный человек бы задумался - если Куба, благодаря тому, что пошла по другому пути, нежели все соседние капиталистические государства, реально увеличивает продолжительность жизни людей, может это стоит ограничения в других правах? Кто сказал вообще, что право на жизнь, на жилище, на пищу, на медицинское обслуживание не важнее, чем какие то другие «права человека» (зачастую эфемерные, надо сказать)? По идее то лучше совмещать, однако современная глобальная политика своими вмешательствами только усложняет жизнь т.н. «странам третьего мира», а защитники ее даже не задумываясь о том, какие права приоритетней, орут дурниной о том, что за свои права и умереть можно. Прямо как в случае с Мариусом - «если твоя жизнь не соответствует нашим стандартам о ней, то лучше умри». Так вот здесь я вместе с жирафчиком Мариусом возражаю против таких делов.

Кто-то там поражался нелепой гибели жирафчика, а между тем, как-то до этого же все смотрели убийство Каддафи на экранах и бомбардировки страны, а многие якобы цивилизованные люди даже зело одобряли и призывали глад, мор и войну на те страны, «где не соблюдаются права человека». Пусть лучше дохнут люди пачками, пусть лучше война, но так жить нельзя! За нашу и вашу свободу, короче. В истеричной тональности, с апломбом и уверенностью в своей «прогрессивности» и том, что эта прогрессивность всегда права. Дескать «ну мы то лучше знаем, что вам все нужно», при том, что никаких коллективных «мы» и общих желаний такие люди не признают по определению. И вот на гибели этого жирафчика все взвыли - в этом смысле он умер не напрасно, а столкнул людей с собственноручно сконструированным ими Абсурдом. Что жизнь как таковая нынче менее важна, чем законы, обычными людьми сформулированные. Все кто читал Кафку, тот поймет. Даже если кто-то не читал и не может объяснить словами сам, но не почувствовать это хотя бы на уровне подсознания, «подкожно», просто невозможно. Вот это ваша система координат, где нет понятий добра и зла, этики, морали, милосердия, никаких рефлексий, а есть только Стандарт и слепой Закон, как чиновники на службе Его Величества Абсурда. Это пневморужье для забоя скота как-то напомнило фильм братьев Коэн «No Country for Old Men», где с таким же по дорогам разъезжал этакий убийца новой формации («новый человек») и валил случайно оказавшихся рядом. Зачем? Да незачем. Потому что так решила монетка - аверс или реверс. Главное это не попасть по пресс закона и или объявить законом себя, а там делай, что хочешь. Вот это «право сильного», это цена утилитарного отношения к жизни, это наш абсурдный мир, а другой мы сами себе обрезаем.

****В качестве посткриптума вставлю еще одно фото. Выбирала специально наименее шокирующее, чтобы чувствительных не потревожить. Обратите внимание на средний возраст зрителей шоу. Поди викингов растят, которые за социальные идеалы кого хочешь грохнут…



*Дело не в том, что детям рано смотреть на убийство животного как таковое, дело в нарушении естественного хода вещей. Я помню себя в детстве - меня, городского ребенка, когда я попадала в деревню, не смущал убой скота. Ну, смешно на самом деле возмущаться смерти коровы, не отрываясь от котлет? Зато меня смутило первое посещение зоопарка - то, что дикие животные в клетках. Но родители мне объяснили, что их там кормят зато, лечат, они там в безопасности, это ради сохранения их жизни и я как-то приняла эту логику, как здравую. Не нарушающую логику - тех едят, на этих смотрят и берегут, земля круглая, порядок есть. Какие выводы можно сделать в таком возрасте из посещения зоопарка, когда там убивали жирафчика во имя закона и соблюдения его прав - мне даже сложно представить.

за жисть

Previous post Next post
Up