Узнала из этого поста на Фейсбуке, о грядущих новшествах в российских школах. Скорее всего, в реальности на практике всё закончится черномырдинским «как всегда», особенно в глубинке, из-за нехватки квалифицированных кадров, которые могут такому обучать, недостатка финансирования и отсутствия методологии, но сама по себе инициатива кажется единственной здравой в бездне общего неадеквата российского образования. Я и мечтать не могла в свое время, чтобы меня учили 3D-моделированию или компьютерной графике в школе, я бы сказала «о*уеть, дайте две(С)»! Но тех представителей голубиного народа, которым надо, что все было «как при царе Ляксандре Ляксандровиче или тов. Сталине», этим не проймешь! Они будут спрашивать «А где молоток и напильник? Где лобзик, я вас спрашиваю? Почему бабы в классе? Кому в 21 веке нужна ваша робототехника и 3D-моделирование? Это же точно мало кому пригодится».
А молоток кому, простите, пригодится? Да, был такой исторический этап, когда умение самому изготовить, например, мебель имело ценность. Но в постиндустриальном обществе мебель делают на фабриках, доставляют на дом и собирают как конструктор из готовых деталей. На хера еще может быть нужен молоток? Гвоздь в стену вбить? А ничего, что она у 99% бетонная или кирпичная? Туда нельзя ничего вбить, можно только воспользоваться дрелью, саморезом и отверткой. Мы же не можем ориентировать массовое образование на отшельника, который живет на заимке, валит лес, мастерит из него табуретки, доит козу, стирает в ручье и пр. А если можем, то почему нужно концентрироваться на молотке, а не учить детей ткать или, скажем, делать сыр? Подковывать коня? Изготавливать глиняную посуду или каменные топоры? Ну мало ли какие еще навыки, которые 99% современных людей никогда не используют в повседневной жизни, можно засунуть в школьную программу по принципе «Не умеешь сделать каменный топор? Ну ты и потребитель!». Да большая часть представителей современного постиндустриального общества является именно что потребителями готовой продукции и это не обидно, а нормально и естественно.
То же самое и готовкой. Когда-то Россия была отсталой аграрной страной с преимущественно бедным крестьянским населением. То есть, это были люди, среди которых преобладал вопрос «чо пожрать», а не «как?». Кулинария вообще появляется у людей тогда, когда у них появляются продукты, чтобы их изводить. Вот как писатель Островский описывает свое путешествие по Волге: «Я полчаса пробегал по деревне, чтобы достать несколько яиц, да и то баба, у которой я купил яйца, не бралась сделать яичницу, а послала меня к живущей на другом конце деревни солдатке, которая, как женщина бывалая, по ее мнению, должна была знать эту премудрость». Понятен уровень жизни, если для них яичница - это что-то на богатом? Оттуда же: «Рыболовство в Торжке и его уезде самое незначительное, потому что рыбы в Тверце вообще мало, а хорошей почти нет» (то есть, всю рыбу повылавливали с голодухи, не смотря на запреты - это на Волге-кормилице, да). Естественно, к двадцатому веку все эти люди никуда не делись и их надо было как-то учить готовить, а непосредственное наблюдение работает лучше, чем повторение по книге «О вкусной и здоровой пище» или рецепту, переписанному у соседки. Сейчас у нас народились целые поколения людей, которые не знают, что такое голод (по крайней мере, не знают голода в том смысле, в котором это знали крестьяне 19 века), с детства наблюдают, как мама или папа готовят, и могут в любой момент забить в ютубе, как варить борщ. Зачем им школа-то для этого?
Сексизм автора и то, что он вменяет вину за разводы, как следствие неумения варить борщ, именно женщинам, я не хочу даже комментировать. Но могу вкратце сообщить, что гендерное деление на уроках труда было сталинским багом, результаты которого мы пожинаем до сих пор в виде подобных бытовых инвалидов, которые не умеют готовить и аристократически считают, что это должны делать за них женщины, ну чисто потому что в лохматом году он же научился держать молоток, сгондобил кривой скворечник и более, скорее всего, его даже в руки не брал.