Обыкновенный день

Mar 12, 2022 20:49



Понятно, почему многие не предсказали случившегося заранее и понятно, почему многие до сих пор готовы скорее поверить в идею биологического оружия с селективным принципом действия, разносимого перелетными птицами, чем в то, что происходит в реальности. Можно посмотреть фильм «Необычный день» 1977 года с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен о том, что происходит в отдельной голове при попытках осмысления происходящего. На экране Рим конца 30-х, охваченный всеобщим ликованием по случаю приезда немецкого фюрера. Звуковой ряд передает атмосферу счастья, которое действительно воспринимается, как счастье. Когда вам будут говорить, что в фашистских государствах все только и делали, что страдали под игом диктатуры, то нет, это не так - слишком многих людей, чтобы от этого схватиться за голову, реально это перло. Простая понятная черно-белая жизнь, внятные цели, чувство единства и отождествления себя со страшной силой под названием «Государство», мол «мы вместе в светлое будущее, а те кто не с нами, то и хрен с ними». С самого начала и до конца фильма слышны звуки топанья сапогами по площади, вопли толпы, военные марши и голоса дикторов радио, говорящих что-то о чувстве национального единения, и, конечно, речи самого знаменитого итальянского оратора того времени. Эту передачу слушает рано постаревшая, замотанная жизнью домохозяйка, которая не пошла вместе со своей семьей на празднование, потому что у нее много хлопот по хозяйству. Конечно, она - фашистка, как и все они, пламенно любящая своего дуче и верящая каждому его слову, уверенная в том, что место женщины на кухне, и что «мы-то нормальные люди», в то время, как кругом враги, которые только спят и видят, как бы покусится на их благополучие.

И вот такая героиня встречается с интеллигентным пожилым геем, бывшим радио-диктором, живущим по соседству. Большая часть дальнейшего пересказывать бессмысленно - содержимое обычных сетевых срачей, где она орет ему, как много стране дал дуче, а он скотина неблагодарная, которая только и делает, что ищет недостатки и против народа прет, правильно, что таких нытиков выгоняют с радио, а он ей отвечает «дело не в том, что я против фашизма, дело в том, что это фашизм против меня». К концу фильма в ней что-то ломается и она осознает, что вообще-то он прав во всем. Ее простой и понятный мир рассыпается на глазах. Она понимает, что национальная гордость - тлен и попытка убежать от реальности, ее «крепкая семья» - только иллюзия, что никаким счастьем там и не пахнет и вообще ничего у нее в жизни нет, кроме скворца в клетке и портрета дуче в серванте. Это самое чудовищное, конечно. Мы понимаем, что будет дальше. Героя вышлют на остров Сан-Домино, куда отправляли таких «извращенцев» и «дегенератов» (была такая практика в фашистской Италии), где он подвергнется лишениям, но хотя бы будет не один и, возможно, даже доживет до конца войны. А вот героине придется жить с осознанием всего еще долго, причем, причем, в полном одиночестве и отчужденности, уйдя во внутреннюю эмиграцию в своей же стране и даже семье. Очень не вовремя проснулась, уж лучше бы спала до 1945-го, если честно. Где-то за кадром осталось, что хваленные легионы Муссолини, бодро гарцующие по площади, оказались хороши только на парадах и их разъепывали в хлам кто ни попадя, но это так, уже рикошетом мысль прилетела.

У сегодняшних людей нет и того, что чувствовала эта домохозяйка в начале фильме. Ни всеобщего энтузиазма, ни виденья светлого будущего, ни планов, ни целей, ни средств, ни массовой сдачи обручальных колец в рамках «Золото для Родины» (Oro Alla Patria), ни союзников даже в виде такого омерзительного говна, как страны "Оси", ни идеологии, ни молодежной политики (то СССР они собираются повторить, то Штаты - да вы ж даже Италию 30-х не в состоянии скосплеить, чтобы это не выглядело настолько убого!). Одна только жажда жить в своей замкнутой постмодернистской вселенной, где все хорошо и мы типа крутые, и спать дальше. Только не будите. Ну окей!

мирсошелсума

Previous post Next post
Up