"Кровавая барыня"//2018

Mar 05, 2018 21:18

image Click to view


Как я и предполагала, история Дарьи Салтыковой, кинематографична в той же степени, как и история маньяка Спесивцева. Сложно снять не только драму о «внутреннем мире» такого героя, но даже приличный триллер-детектив про поиски маньяка, ибо поскольку Специвцев пускал жертв на харчик, то убийства даже не сводили в серию и обнаружили его чисто случайно. Вот с Салтычихой то же самое - это все слишком грязно, мерзко и отвратительно. Поражение человеческого по всем фронтам - и в образе главной героини истории, и в рабской покорности жертв, и в бездействии властей. Причем, в отличие от маньяков 20-21 века, ее случай, по всей видимости, не был особо исключительным - жалобы на жестокое обращение текли рекой и запарывали людей насмерть многие (хотя своими руками и с огоньком удовольствия в глазах, наверное, мало кто). В том, что она была вообще наказана, сыграла роль близость к Москве и то, что «незаконно» взошла на престол императрица, желающая прослыть либералкой и народной заступницей. Умная немка явно пыталась легитимизировать власть, поэтому подрядила следователей, не связанных с влиятельными родами, и устроила показательный процесс с явно читаемым месседжем «закатать могу любого». Растягивать на 16 серий тут нечего. Поэтому авторы попытались сделать свой вариант фильма «Кровавая графиня Батори» Якубиску. Именно оттуда и готический образ главной героини, и колдунья, и тема борьбы за власть, и история «невозможной любви».



Проблема в том, что по поводу Батори есть апологетическая версия, что она стала жертвой клеветы и междоусобных разборок, и именно от нее отталкивается Якубиску. С Салтычихой такой вариант не прокатит - это у нас почти нарицательное имя для барского самодурства и никто ее вину под сомнение никогда не ставил. Поэтому первые серии «а-ля Батори», про несчастное детство утонченной и красивой героини (кстати, поздравим авторов «Хождения по мукам», ибо так ужасно снимать красавицу Снигирь - это умудрится надо), замужество с нелюбимым, страдания и борьбу за жизнь, раздражают, ибо кажутся оправдательными. «Как тяжело жилось на Руси крепостникам». Потом это раздражение уходит, ибо забываешь о ком сериал вообще, а в итоге из Даши начинают лепить натуральное чудовище. Но приходит раздражение другого типа. Сложно смотреть кино без единого положительного героя, а уж главная героиня просто монстр. Никого не жалко, никого - мразь на мрази и мразью погоняет. Вначале в силу внешности симпатизировала Сергею Салтыкову, которого часто называли по-простому, как у нас в Люберцах, "Серегой" (иногда еще и "Сергеем Николаевичем", хотя он "Васильевич" всегда был, если это вообще тот человек), но в итоге и он оказался чмом - травить любимую женщину есть чистой воды чмошничество, кем бы она не была. С другой стороны, героиня такова, что на ее фоне кажутся истинными гуманистами и он, и дядюшки, которые на нее охотились из корыстных соображений, и кто угодно, вне зависимости от мотивации. Есть еще крепостные, которым по идее нужно сочувствовать, но это изначально безнадежно и они мрут, как мухи. Остаются дети, но начинаешь думать, что из них в такой атмосфере тоже вырастут взрослые и это страшно.

Тут надо было определиться, какие чувства они хотели вызвать у зрителя, на какие мысли навести. И в зависимости от этого, или убрать ее постоянные страдания, переживания «Ах, что я делаю, в кого я превратилась, кругом враги» и драматические подробности, делая просто хоррор про Салтычиху-маньяка. Или сделать ту же драму в том же антураже 18 века «балы, красавицы, лакеи, юнкера» про вымышленную женщину трудной судьбы, без горы трупов за плечами. А так получилось слишком много всего. В итоге, когда Дарья Николавна стала производить фраги в промышленных количествах, я сломалась и решила не досматривать. Концовка немного предсказуема. Тем не менее, кое-что понравилось:

- показ классового общества, где все держится на страхе и подавлении. Аристократы, ясно дело, в гораздо лучшем положении, чем крепостные, но и ими управляют при помощи подавления и кнута, хоть и не буквально. Сцены, где Салтычиха специально женит своих крепостных, как ей захотелось, совмещены со сценой, где Екатерина по приколу устраивает шуточное венчание Сергея и какой-то фрейлины, чтобы его унизить. Императорский сынок, который ездит на дворянах, как на лошадка и ведет себя так, что вспоминается фильм «Игрушка». Все несвободны, все должны знать свое место, все должны чувствовать власть. А власть развращает.
- как меняет человека униформа и повышение статуса - о-па, и бывшие крепостные уже готовые терзать себе подобных и делать, что угодно по приказу, а то заранее стараться угодить. «У нас новая власть и эта власть мне по душе». Авдотья, которая выслуживается и рвет за хозяйку, как псина - это, конечно, кадр (и актриса, и сам персонаж).
- как виктимное поведение, просьбы о милосердии и страх только провоцируют агрессию. «Судьба у тебя такая - в страхе жить».
- персонажи периодически обращаются к Богу, как будто Бог, как Зона, должен выполнять любые желания вне зависимости от того, дрянной человечек или хороший его об этом просит. То есть, у них такие же представления о Боге, как они сами - как о Большом Барине, у которого можно что-то выпросить, бухнувшись на колени, произвести необходимые действия, подмазаться, подкупить. А другим представлениям то взяться?
- показ дворянства, как абсолютно прогнившего института, съехавшего от власти, скуки, попыток съесть друг друга и эгоизма. Отдельно зачет Митрофанушке и его маме. Диалог "вспомнишь говно, вот и оно" особенно, 18 век, фигли!

В целом, если сабж сократить хотя бы 8 серий, убрав бесконечные повторения одного и того же, то он бы стал даже смотрибельным. Об уровне исторической достоверности молчу - она стремится к нулю, но не для этого снимали, о чем честно говорят в титрах

наше, сериалы

Previous post Next post
Up