Когда была в гостях у маменьки, зацепила краем глаза кусок отечественного кино, где интеллигентного вида пара наряжала елку, и женщина, упрашивала мужчину подать в отставку, а то она волнуется за него. Мужчина отвечал ласково и важно, дескать, прости, Лиза, но есть такая профессия - Родину защищать (ну почти). Дальше идет текст, представляющий героев, где говорится, что мужчина - это великий князь Сергей Александрович Романов («образован, религиозен» - дословно в качестве основных характеристик персонажа, читается, как в «Семнадцати мгновениях весны»). По тому, как показан этот герой, я даже успела подумать, что это не тот Сергей Александрович Романов. Но нет, судя по сюжету, религиозный князь - это тот самый. Который московский генерал-губернатор, «князь Ходынский», один из самых результативных убийц РКМП и известный лбгт-активист. На месте гибели которого (разумеется, безвинной и прямо мученической), поставлен крест в мае года сего (кстати, на заметку любителям дикси - в демонтаже предыдущей его версии принимал участие лично Ленин). Сериал, вышедший в 2000 году, назывался «Империя под ударом». Почувствовав свою тему и годную почву для лулзов, скачала и посмотрела.
Что можно сказать? С исторической точки зрения смотреть очень интересно. Не с точки зрения истории России начала ХХ века, а с точки зрения современной истории - как и какой великодержавной фофудьей на дрожжах «историков» 90-х кормили народонаселение на рубеже веков (впрочем, на странице кино-театр семь страниц отзывов и большая часть из них положительные, так что народонаселение и само кушать радо по сей день). Если к юбилею 1917 года самое больше на что решились - это на передрачки россия-которую-мы-потеряшек по Матильдочке Ксешинской (был коитус или не было), то к юбилейному году 2000 вон разродились целой феерией.
С титров первой серии сообщается в закадровом тексте (закадровый текст - это вообще любимый конек создателей сабжа), что РКМП - просто невмоченная страна (самая шоколадная, самая развивающаяся и прочая-прочая), величайшее счастье - родиться на ее территории, когда еще кому так перло. Балы, красавицы, лакеи, юнкера и непременный русский балет. Есть только одна беда - террористы, тут можно и ноготь обломать, и хрустящей булкой подавится. Но и с террористами героически справится Охранное отделение в лице следователя по фамилии Путиловский (это 2000 год - даю маячок!). Техническое задание понятно - снять провластный сериал, связав тогдашних террористов с революционерами начала ХХ века (а че, они тоже больницы захватывали и объявляли пациентов заложниками?), «только президент нам поможет», «мочить в сортирах» и прочее. Очень неоднозначный такой месседж с учетом того, как там все закончилось. Но поскольку даже в те времена, когда слово «терроризм» ассоциировалось в первую очередь с взрывами жилых домов, люди, убивавшие прицельно высших государственных чиновников могли показаться широкой публике практически благотворительной организацией, авторам пришлось серьезно извратиться, насилуя историю («Штирлиц порол чушь...Чушь приятно повизгивала»). До такой степени, что они умудрились даже нарушить хронологию событий. Например, после серии про убийство князя Сергея идет серия, которая начинается с Кровавого воскресения (только она не про события января 1905, которые поданы в стиле «само собой» и адовой кары, а про самого Георгия Гапона). Из чего может показаться, что вначале убили набожного князя ни за хрен собачий, а потом было Кровавое воскресенье. Я даже успела подумать, что скачала перепутанные серии, но нет - именно так они и должны идти.
Вообще там впору поднимать вопрос не об отсутствии исторической достоверности, а об отсутствии какой-либо достоверности и логики в принципе. Ода Охранному отделению не получилась в первую очередь в силу того, что исполнители - актеры (Хабенский, Серебряков и т.п на общем фоне смотрятся какими-то марлонами-брандо, хотя непонятно ЧЕГО именно они играют), сценаристы, режиссер, художники, и сами не верили в свое дело, немного догадываясь, какую чушь городят.
Если рассказывать подробно о халтуре, то получится целый трактат. Для примера, чтобы был понятен масштаб безумия происходяшего, расскажу сюжет одной из серий: молодой журналист (дэбил) случайно попадает на место взрыва подпольной лаборатории и находит там полной список Боевой организации (видимо, писали тоже дэбилы). Журналист публикует репортаж о происшествии, но сам список решает приберечь на потом - вот, дескать, будет сенсация (когда будет? когда участники на пенсию выйдут?). Охранное отделение (дэбилы в квадрате), чуя неладное, вместо того, чтобы устроить шмон с дознанием, устанавливает слежку (либералы, наверное). Параллельно на него выходят эсеры-бомбисты (дэбилы в кубе), которые подсылают ему женщину, которая разговаривает инфернальным басом, в исполнении актрисы Апексимовой. Апексимова по косвенным признакам понимает, что список у журналиста, его соблазняет (зачем, блеать?) и приглашает на стрелку, где эсеры якобы собираются кого-то убить. Журналист приходит и тут выясняется, что убивать будут таки его самого (зачем, им же надо было список у него забрать или типа того?). Но агенты охранки срывают убийство. Дебил-журналист бежит к себе домой (куда же еще - на то он и дэбил), где его настигает еще один эсер, который под дулом пистолета отбирает у него список (а че, сразу так нельзя было сделать?) и заставляет написать записку о намерениях самоубийства (зачем, если охранка и так все поймет?). Тот, будучи дэбилом, такую записку пишет. Тут в квартиру врываются полицейские и начинается перестрелка. В сериале это выглядит так - люди в тесной комнате стреляются в упор и умудряются мазать. Показывают только куда летят пули (в картину на высоте трех метров, в подушку - вот как можно быть настолько дебильными и криворукими?). Итого - полицейский убит, террорист убит, журналист ранен. Вбегает невеста журналиста и начинает орать, типа выживет ли он? Один из агентов охранки квалифицированно ставит диагноз - выживет, неси только воду и побольше! Ведро, говорит, неси. Я уже приготовилась смотреть, как он собирается лечить огнестрельное ранение ведром воды, но этого, увы, не показали. Сломило меня уже на восьмой серии, когда Путиловский спас Столыпина, накрыв его своим телом от взрыва 30 килограмм динамита, а столыпинской дочке, которая находилась вообще в другой части дома, оторвало ноги. Дальше я смотреть просто физически не шмогла. Это какой-то бред даже в качестве детектива-экшена, акунинский «Статский советник» на этом фоне кажется уже почти шедевром.
Но, как и всякая некачественная пропаганда, основанная на умолчаниях и передергиваниях, фильм скорее ставит вопросы, чем отвечает на них. Прислуга Путиловского приходит с собрания, на которое ее вынудили пойти (прямо вынудили) и с возмущением вещает о том, что там ставили вопрос о пенсии и восьмичасовом рабочем дне (наглость то какая) и если так дело пойдет, то она в Америку уеду - это хорошая прислуга, правильная, знает свое место. Столыпин говорит, что только хочет дать народу землицу (ага, по два кубометра вглубь), возмущается террором и не понимает, кто может желать ему зла? Так чего этих бомбистов так прет? Не многовато вообще будет революционеров для России-которую-мы-потеряли? Что заставляло стольких людей, вполне благополучных и образованных, из хороших семей, рисковать жизнью и свободой, идти на каторгу или смерть? Массовое сумасшествие? Черная магия? Деньги Госдепа? Вот что? Там, конечно, таки проскальзывает тема еврейских (ну стопудов!) денег на теракты, но она тоже, как вы понимаете нечего не объясняет.
Допустим, убийце Сергея Романова, Ивану Каляеву (кстати, сыну полицейского) просто взяли и приписали явную психопатию, выраженную в постоянных истериках (это человек, о котором даже тюремный протоиерей писал: «Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина»). А также страсть к той же самой героине с басом - ну, конечно, бабы во всем виноваты, а кто же еще… С остальными то что? Вот есть Егор Созонов, убийца Плеве - мальчик из зажиточной старообрядческой семьи, воспитанный в монархическом и религиозном духе. У него какая мотивация? Ведь эта херь умалчивает, что Созонов был отчислен из института за участие в демонстрации в защиту отданных в солдаты студентов, после чего для него началась уже другие «университеты» в виде ходок по тюрьмам за участие в организациях вообще никакого отношения к террору не имевших. До тех пор пока находясь в тюрьме в Златоусте не узнал о расстреле рабочей демонстрации (более 80 фрагов), после чего для себя решил, что против лома нет приема, если нет другого лома («Когда я бежал из Сибири, я чувствовал, что за моей спиной стоят кровавые призраки, не оставлявшие меня ни днем, ни ночью, шептавшие мне: ты должен пойти. Когда я узнал, что творится в России, я чувствовал себя не вправе пользоваться благоденствием и мирным житием. Мирная деятельность отныне стала для меня невозможной»). Хорошо работало «либеральное» царское правительство (так озвучено в сабже), клепая себя врагов на ровном месте, что и говорить! Целые поколения выросли, которые хорошо знали о государственном и черносотенном терроре, и о том, как живет процентов 90 населения. Кстати, мы знаем о мнении Созонова подробно, потому что он не умер от взрыва, как показано в сериале - он принял яд в 1907 в Зарентуйской каторжной тюрьме, в знак протеста против физических наказаний и издевательств над политическими заключенными. «Слишком мягкое» царское правительство, «мало вешали», тюрьмы в санатории превратили...
Но двенадцать серий (ладно, я видела из них только 8) дифирамбии Охранке и РКМП о том, как «лучшие люди»(ТМ), истинные патриоты отечества и радетели за государство, ходят и недоумевают по вопросу «А нас то за шо?». Да вот за это же самое - за неумение честно на него ответить. Неудивительно, в общем, что 2017 дискурс свелся к Матильдочке - так оно безопасней.