![](http://s018.radikal.ru/i526/1708/39/b65bc8e675dc.jpg)
Сожалею, что видела плохой американский ремейк с Шэрон Стоун и Изабель Аджани, поэтому заранее знала разгадку, о которой в финале просили не сообщать тем, кто еще не смотрел. Впрочем, это небольшая потеря. Есть роман Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», который лег в основу произведения, но Клузо сильно изменил интригу, а во всех его фильмах, которые я видела, гадать о том, кто убийца как-то не приходилось. У Клузо не бывает убийц-одиночек - у него обычно в той или иной мере виновны почти все. Это добродетель сама по себе, а порок всегда коллективен.Тоталитарно и смертельно само общество, но не потому, что таково по своей природе, а потому что состоит из людей, которые толкаются локтями, наступают на пятки, стоят на пути и мешают друг другу. По отдельности они маленькие и хрупкие, но все вместе превращаются в адскую машину.
![](http://s013.radikal.ru/i323/1708/9f/3199ccc1232d.jpg)
Интересно, что изменен социальный статут директора, который третирует и учеников, и свою больную жену. В романе его происхождение умалчивается. В фильме из разговора за обедом можно узнать, что он из низов и его самого жизнь не баловала. И естественно, что богатство жены и зависимость от нее формируют в нем вовсе не чувство благодарности, а причину для ненависти.Так постоянно выворачивая социальные роли «жертва» и «преступник», Клузо вырисовывает темный мир, грозящий утянуть на дно не только даже религиозную виктимную Кристину - окончательно решается она не столько благодаря уговорам подруги, сколько после того, как муж начинает разговаривать с ней в свойственной ему неподражаемой манере. «Умри дорогая, только побыстрей»
![](http://s010.radikal.ru/i312/1708/a2/2123f2ad078a.jpg)
Хороши не только исполнители главных ролей - холодная Синьоре, омерзительный до блевоты Мёррис и невротичная Вера Клузо (ее обычно считают слабой актрисой, которую протащил в кино знаменитый муж по блату, но по-моему зря и в «Дьяволицах» это хорошо видно). Прекрасна каждая деталь, все работает на напряжение - бьющий по нервам шум воды, скрипучие двери и половицы, «мальчик-лгун», сплетничающий друг о друге преподавательский коллектив. Старенький следователь в отставке - смесь Порфирия Петровича и лейтенанта Коломбо. Там, где осталось место только для дьявольщины, ему одному остается сыграть роль и вытесненной за скобки совести, и профессионального экзорциста.