Понятное дело, что по поводу «Дюнкерка» уже бодаются все военные эксперты нашего села интернета - трусость французов, позор англичан,
«а че ж ты, сука, в танке не сгорел?», как летали самолеты, правильная ли форма у солдат и другие очень-очень важные для восприятия детали. Холмогоров уже заметил, что там ни разу не упоминается Гитлер и это неспроста (мол, поди симпатизирует то Нолан фюреру, не хочет лишний раз марать имя, подняла голову фашистская гидра!). Но, мне не нравится ни один фильм автора, кроме «Помни», только я не могу не оценить, что «Дюнкерк» - военное кино не про духовность, «символизм», «плохой щаловек Сталин Черчилль или хороший», православную магию с паучками и самонаводящейся бомбой, а про нормальных живых людей с нормальными реакциями и реалистичным поведением, которые просто хотели выжить. Это уже немало.
Click to view
«Вы молодцы! - Но мы же нечего не сделали, мы только выжили! - Это уже немало!»
Вот не ожидала от Нолана с его претенциозными «интеллектуальными блокбастерами» такой простой и внятной истории. О том, как выжить и не ссучиться. О том, как простить себя и других. О том, как важно вести себя рационально в иррациональных условиях (всегда нравился мотивационный лозунг британской пропаганды времен Второй мировой - «Keep Calm and Carry On»). 400 тысяч человек в лимбе, у которых одна задача - вернуться домой. Про техническую сторону умолчу, про звук и музыку написал каждый первый. Оно просто сжимает нервы и сердце, причем без всякой демонстрации кишок и мяса. Зацепило, да (это я, как почти хейтер Нолана, между прочим, пишу!)
До просмотра испугало, что очень много говорилось о гуманизме в фильме. Но там на самом деле, как-то без особых соплей. Кто-то вообще заметил, что герой Кеннета Браны в какой-то момент приказывает больше не принимать раненых (потому, что носилки с раненым занимают много места, а он должен спасать боеспособную часть армии) и отталкивает тонущий линкор с людьми, потому что линкор может завалить мол, который приказано держать любой ценой. И он прав, разумеется. Можно много говорить о том, что каждый человек - ценность, но когда дело идет о больших величинах и нивелировании всех ценностей, то остается только здравый смысл и холодная голова. С ура-патриотизмом там тоже не особо (ну какой патриотизм - наваляли им, причем конкретно), но когда приплывают дредноуты и слышишь «Что это? Это - Родина», то испытываешь какую-то странную радость (хотя я не то, чтобы в восторге от англичан, тем более, тогдашних) от узнавания культурного кода: «Родина - это то, что не оставляет».