У нас тут в Пушкинском музее выставка «Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века». Если сходить прямо в эти выходные, то можно успеть еще и оно того стоит - теме отведено целых пять залов. Причем, там не только работы самого Пиранези, но и его влияние на искусство этой страны.
Уж очень пробило творчество итальянца 18 века граждан молодой Советской России. Вот это понравилось - о том, откуда взялся образ лестницы в фильме про броненосец:
«Буа считает, что с определенного времени архитектура начинает учитывать параллакс - от греческого parallaxis - «изменение». Параллакс - это изменение вида объекта в зависимости от позиции наблюдателя в пространстве. Центральной фигурой в открытии параллакса он считает Пиранези, которому Эйзенштейн посвятил знаменитое исследование. В «Темницах» Пиранези, как считал Эйзенштейн, уже заключена монтажно-параллаксная цепочка, толкающая зрителя в экстатическом движении от одной точки зрения к другой:
«Природа самих архитектурных фантазий, в которых одна система видений перерастает в другие; где одни планы, бесконечно раскрываясь позади других, мчат глаз в неведомые дали, а лестницы, уступ за уступом, растут в небеса или обратным каскадом этих же уступов низвергаются вниз. Ведь экстатический образ лестницы, перебрасывающейся из одного мира в другой, с неба на землю, мы знаем еще по библейской легенде о сне Иакова, а патетический образ стихийного низвержения человеческих масс по врастающей в небеса одесской лестнице мы знаем по собственному opus’у»
здесь Click to view
Константин Мельников, проект здания Наркомтяжпрома
Сергей Нанушьян Триумфальная колонна Победы в ознаменование 30-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции