Самоосвобождение благодаря вИдению обнаженной осознанностью.

Mar 27, 2011 22:10

Гуру Падмасамбхава. Самоосвобождение благодаря вИдению обнаженной осознанностью.
Великий текст с глубочайшим смыслом. Тибетский буддизм, Дзогчен (Ати-йога, Великое Совершенство, Полная Завершенность). О природе сознания.

1. Здесь содержится «Самоосвобождение благодаря виде­нию обнаженной осознанностью: прямое введение в состоя­ние исконной осознанности» из цикла «Глубокое учение о самоосвобождении в изначальном состоянии мирных и гнев­ных божеств».

2. Поклоняюсь трикае и божествам, олицетворяющим не­отъемлемую светоносную ясность исконной осознанности.

3. Здесь я передам «Самоосвобождение благодаря виде­нию обнаженной осознанностью: прямое введение в искон­ную осознанность» из «Глубокого учения о самоосвобожде­нии в изначальном состоянии мирных и гневных божеств». Поистине, это введение в вашу исконную осознанность сле­дует созерцать надлежащим образом, о счастливые сыновья благородной семьи! САМАЙЯ ! ГЬЯ ГЬЯ ГЬЯ !

4. Эмахо! Именно эта единая (природа) ума объемлет всю сансару и нирвану. ! Хотя его неотъемлемая природа су­ществует изначально, вы ее не узнаёте. Хотя ее ясность и присутствие непрерывны, вы еще не встретились с ней лицом к лицу. Хотя ее возникновение нигде не знает помех, вы всё еще ее не постигли.
Поэтому цель этого (прямого введе­ния) - привести вас к осознанию себя. Все, что изложено Победоносными трех времен в восьмидесяти четырех тыся­чах врат к Дхарме, непостижимо (если не понимаешь ис­конной осознанности). Поистине, Победоносные не учат ничему иному, кроме этого понимания. Есть несметное множество священных текстов, число которых безгранично, как просторы небес, однако, если иметь в виду истинный смысл, есть три положения, которые познакомят вас с вашей исконной осознанностью. Это введение в проявленное из­начальное состояние Победоносных открывается следую­щим методом вхождения в практику, где не существует ни предшествующих практик, ни последующих.

5. Кьехо! ! Слушайте же, мои счастливые сыновья! Хотя то, что мы обычно называем «ум», повсюду ценят и много о нем рассуждают, все же его не понимают или понимают неверно, или понимают только с одной стороны. Поскольку его не понимают правильно, таковым, каков он есть сам по себе, возникает невообразимое количество философ­ских теорий и доводов.
Далее, поскольку обычные люди его не понимают, они не осознают своей собственной природы, а посему продол­жают блуждать среди шести уделов (перерождений) в трех мирах и от этого испытывают страдания. Таким образом, непонимание собственного ума - прискорбнейшее заблуж­дение. Хотя шраваки и пратьекабудды желают понять его с позиции учения об анатмане, они все равно не понимают его таким, каков он есть сам по себе. Есть еще и другие - те, кто из-за привязанности к собственным теориям и толковани­ям попадает в путы этих привязанностей и не воспринимает Ясный Свет.
Шраваки и пратьекабудды (умственно) омрачены своей привязанностью к субъекту и объекту. Мадхьямики (умственно) омрачены привязанностью к крайностям Двух Истин. Практикующие Крия-тантру и Йога-тантру (умствен­но) омрачены привязанностью к практике сева-садханы. Практикующие Маха-йогу и Ану-йогу (умственно) омрачены привязанностью к пространству и осознанности.
Что же касается истинного смысла недвойственности, то, разделяя (пространство и осознанность) на две <категории>, они впадают в заблуждение. Если две эти <составляющие> не станут одним целым без всякой двойственности, безуслов­но, не обретешь состояния будды. Если взять собственный ум, как и все другие, то сансара и нирвана нераздельны. Тем не менее, упорствуя в принятии и переживании привязан­ностей и неприязней, будешь и дальше блуждать в сансаре. Посему следует отринуть как свои активные дхармы, так и неактивные. Однако, поскольку здесь вам открыто само­освобождение благодаря обнаженному видению исконной осознанностью, нужно понимать, что все дхармы могут достигать совершенства и полноты в великом абсолютном самоосвобождении. А потому любую (практику, которую выполняешь) можно довести до завершения в Великом Со­вершенстве. САМАЙЯ ! ГЬЯ ГЬЯ ГЬЯ !

6. Что касается того проблеска осознанности, который зовется «ум», то, если даже кто-то скажет, что он существует, в действительности его нет. (С другой стороны) как источ­ник он есть первопричина разнообразия всего блаженства нирваны и всей скорби сансары. Что же касается его желанности, то его одинаково высоко ценят в Одиннадцати колес­ницах.
Что до его названия, то различные имена, которые ему дают, непостижимы (своим числом).
Некоторые назы­вают его «природа ума» или «собственно ум».
Некоторые тиртхики (еретики) называют его атман, или «индивидуальное "я"».
Шраваки называют его «учение об анатмане, или отсутствии индивидуального "я"».
Читтаматрины именуют его читта, или «ум».
Некоторые называют его праджняпарамита, или «совершенство мудрости».
Некоторые именуют его татхагатагарбха, или «зародыш состояния будды».
Некоторые именуют его махамудра, или «великий символ».
Некоторые называют его именем «единственное тигле».
Некоторые именуют его дхармадхату, или «измерение реальности».
Некоторые именуют его алайя, или «основа всего».
А неко­торые именуют его просто «обычное осознание».

7. Теперь, когда вас вводят (в вашу исконную осознан­ность), метод вхождения в нее предполагает три обстоятель­ства. Мысли в прошлом чисты и пусты и не оставляют за собой следов. Мысли в будущем новы и ничем не обуслов­лены. А в настоящем, когда (ваш ум) пребывает в своем соб­ственном состоянии, ничего не создавая, в этот миг осоз­нание само по себе вполне обычно.
И когда вы таким образом заглянете в себя обнаженно (без каких бы то ни было рассудочных мыслей), то, по­скольку существует только это чистое наблюдение, обнару­жится прозрачная ясность, без какого-либо наблюдателя. Присутствует только обнаженная явная осознанность. (Эта осознанность) пуста и безупречно чиста, она ничем не сотво­рена. Она подлинна и неподдельна, без какого бы то ни было двойственного деления на ясность и пустоту. Она не вечна и все же ничем не сотворена. Однако она не просто ничто или нечто исчезнувшее, ибо она ясна и присутствует. Она не существует как одно, ибо обладает ясностью и присут­ствует так, будто ее много. (С другой стороны) она не со­творена как множество вещей, ибо нераздельна и имеет еди­ный вкус. Исконная осознанность не происходит ни от чего вне себя самой. Таково подлинное введение в истинное состояние вещей.

8. В этой (исконной осознанности) трикая нераздельна и полностью присутствует как одно. Поскольку она пуста и нигде не сотворена, она - дхармакая. Поскольку ее светоносная ясность являет собой исконное прозрачное сияние пустоты, она - самбхогакая. Поскольку ее возникновение повсюду беспрепятственно и непрерывно, она - нирманакая. Эти три (каи), завершенные и полностью присутствую­щие как одно, и есть ее истинная сущность.

9. Когда вас таким образом вводят этим чрезвычайно дей­ственным методом вхождения в практику, (вы непосред­ственно обнаруживаете), что ваше мгновенное осознание себя есть именно это (и ничто иное) и что оно обладает неотъемлемой собственной ясностью, которая совершенно неподдельна. Как же можно говорить, что не понимаешь природы ума? Далее, поскольку вы медитируете, не находя никакого объекта медитации, как можно говорить, что медитация не удается?
Поскольку ваша явная исконная осознанность именно та­кова, как можно говорить, что не удается обнаружить соб­ственный ум?
Ум - это просто то, что мыслит, и все же, хотя вы иска­ли (мыслителя), как можно говорить, что не нашли его?
А значит, нигде нет того, кто был бы причиной (умствен­ной) деятельности. И все же, поскольку эта деятельность су­ществует, как можно говорить, что такая деятельность не воз­никает?
Если достаточно всего лишь предоставить (мыслям) успо­коиться в их собственном состоянии, не пытаясь никоим об­разом их изменять, как можно говорить, что не удается пребывать в состоянии покоя?
Если достаточно предоставить (мыслям) быть такими, ка­ковы они есть, не пытаясь ничего с ними делать, как можно говорить, что не удается ничего с ними поделать?
Если ясность, осознанность и пустота нераздельны и спонтанно совершенны, как можно говорить, что практи­кой ничего не достигнуто?
Если исконная осознанность саморожденна и спонтанно самосовершенна без каких бы то ни было предшествующих причин и условий, как можно говорить, что усилиями не удается ничего достичь?
Если возникновение обычных мыслей и их освобождение происходит одновременно, как можно говорить, что не удается применять противоядия?
Если ваша собственная мгновенная осознанность именно такова, как можно говорить, что ничего о ней не знаешь?

10. Нет сомнений, что природа ума пуста и не имеет никакой опоры. Ваш собственный ум невеществен, как пус­тое небо. Нужно наблюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.
Если не иметь никакого воззрения, которое непререкае­мо считает его пустым, нет сомнений, что саморожденное изначальное знание с самого начала ясно (и светоносно), как ядро солнца, которое саморожденно. Нужно наблюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.
Очевидно, что такое изначальное знание, или исконная осознанность, непрерывно, как течение большой реки. Нужно наблюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что разнообразные движения (возникаю­щие в уме) неуловимы; они - словно невещественные дуно­вения в воздушном пространстве. Нужно наблюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что, какие бы образы ни возникали, все они проявляются сами собой, как изображения в зеркале - самопроявления, которые просто возникают. Нужно на­блюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что все разнообразные качества вещей ос­вобождаются в свое собственное состояние, как облака в небе, которые сами рождаются и сами освобождаются. Нуж­но наблюдать свой ум, чтобы увидеть, так это или нет.

11. Нет явлений, отличных от того, что возникает из ума. Где медитирующий, отличный от самой медитации?
Нет явлений, отличных от того, что возникает из ума. Где совершающий поступок, отличный от самого поступка?
Нет явлений, отличных от того, что возникает из ума. Где хранящий обет самайи, отличный от самого обета?
Нет явлений, отличных от того, что возникает из ума. Где обретающий (плод), отличный от самого плода? Нужно глядеть на свой ум, наблюдая его снова и снова.

12. Если глядеть в небеса, что вне вас, и при этом нет никаких мыслей, испускаемых наружу, ! и если глядеть в свой собственный ум, что внутри вас, и при этом нет того, кто мышлением испускает мысли, тогда собственный тонкий ум становится прозрачно-ясным, ничего не испуская. Посколь­ку Ясный Свет собственной исконной осознанности пуст, он - дхармакая; и это подобно солнцу, восходящему в чис­том безоблачном небе. Хотя (об этом свете нельзя сказать), что он обладает определенной формой или обликом, тем не менее, его можно полностью познать. Смысл этого особен­но важен, независимо от того, был он понят или нет.

13. Этот саморожденный Ясный Свет, изначально не сотворенный (чем-то ему предшествующим), есть дитя осознанности, и все же не имеет родителей - вот чудо!
Это саморожденное изначальное знание ничем не созда­но - вот чудо!
Он не переживает рождения, не существует и причины его смерти - вот чудо!
Он явно виден, и всё же нет того, кто его видит, - вот чудо!
Хотя он блуждает в сансаре, это ему никак не вредит - вот чудо!
Хотя он зрит само состояние будды, это не приносит ему никакой пользы - вот чудо!
Он существует везде и в каждом, и всё же остается неуз­нанным - вот чудо!
Тем не менее, вы надеетесь обрести какой-то иной плод, нежели этот - вот чудо!
Он существует в вас самих (и больше нигде), и всё же вы ищете его где-то еще - вот чудо!

14. Как чудесно! Эта мгновенная исконная осознанность невещественна и прозрачно ясна - вот высочайшая верши­на всех воззрений.
Она всеобъемлюща, свободна от всего и лишена каких бы то ни было представлений - вот высочайшая вершина всех медитаций.
Она неизмышленна и невыразима обыденными слова­ми - вот высочайшая вершина всех линий поведения.
Ее не нужно добиваться: она с самого начала спонтанно самосовершенна - вот высочайшая вершина всех плодов.

15. Вот учение о четырех Великих колесницах, которые свободны от заблуждений. (Во-первых) есть Великая колес­ница безошибочного воззрения. Поскольку эта мгновенная осознанность прозрачно ясна и эта прозрачная ясность свободна от ошибок или заблуждений, ее называют колес­ницей.
(Во-вторых) есть Великая колесница безошибочной меди­тации. Поскольку эта мгновенная осознанность есть то, что обладает ясностью, и эта прозрачная ясность свободна от ошибок или заблуждений, ее называют колесницей.
(В-третьих) есть Великая колесница безошибочного пове­дения. Поскольку эта мгновенная осознанность есть то, что обладает ясностью, и эта прозрачная ясность свободна от ошибок или заблуждений, ее называют колесницей.
(В-четвертых) есть Великая колесница безошибочного плода. Поскольку эта мгновенная осознанность прозрачно ясна и эта прозрачная ясность свободна от ошибок или заблуждений, ее называют колесницей.

16. Вот учение о четырех Великих неизменных (важней­ших моментах, так называемых) «гвоздях». (Во-первых) есть Великий гвоздь неизменного воззрения; это мгновенное присутствие-осознание прозрачно ясно. Поскольку оно ус­тойчиво в трех временах, его называют гвоздем.
(Во-вторых) есть Великий гвоздь неизменной медита­ции; это мгновенное присутствие-осознание прозрачно ясно. Поскольку оно устойчиво в трех временах, его назы­вают гвоздем.
(В третьих) есть Великий гвоздь неизменного поведе­ния; это мгновенное присутствие-осознание прозрачно ясно. Поскольку оно устойчиво в трех временах, его назы­вают гвоздем.
(В-четвертых) есть Великий гвоздь неизменного плода; это мгновенное присутствие-осознание прозрачно ясно. ! Поскольку оно устойчиво в трех временах, его называют гвоздем.

17. Теперь касательно тайного наставления, в котором говорится, что три времени суть одно. Нужно отказаться от всех представлений о прошлом и оставить всё, чему мы сле­довали. Нужно отсечь все замыслы и надежды на будущее. А в настоящем нужно не хвататься (за возникающие мысли), а предоставить (уму) пребывать в состоянии, подобном небу.
Поскольку (в изначальном состоянии) медитировать не о чем, то нет и нужды медитировать, а поскольку здесь не на что отвлекаться, вы, не отвлекаясь, пребываете в состоянии устойчивой внимательности. В этом состоянии без медита­ции и без отвлечения вы наблюдаете всё с обнаженной осоз­нанностью. Собственная осознанность от природы сведуща, от природы ясна и ослепительно ярка. Когда она возникает, ее называют бодхичитта - пробужденный ум. Свободная от какой бы то ни было медитативной деятельности, она вы­ходит за пределы всех объектов познания. Ничем не отвле­каемая, она есть лучезарная ясность самой Сущности. Види­мости, по сути своей пустые, самоосвобождаются; ясность и пустота (будучи нераздельны) есть дхармакая. Поскольку ста­новится очевидно, что на пути к состоянию будды осуществ­лять нечего, в этот миг вы воистину узрите Ваджрасаттву.

18. Теперь касательно наставления, позволяющего исчер­пать шесть крайностей и ниспровергнуть их. Несмотря на то, что существует океан многообразных воззрений, которые не согласуются между собой, этот «ум», ваша собственная исконная осознанность, в действительности есть саморож­денное изначальное знание. А значит, наблюдатель и про­цесс наблюдения не есть две (разные вещи). Когда вы смот­рите и наблюдаете, пытаясь найти того, кто смотрит и на­блюдает, то, поскольку вы ищете наблюдателя и не нахо­дите, в это время ваше воззрение исчерпывается и ниспро­вергается.
Таким образом, хотя это конец вашего воззрения, для вас самих это начало. Воззрение и тот, кто им обладает, нигде не обнаружены. Даже вначале не впадая в крайность пустоты и небытия, ваше присутствие-осознание в этот миг стано­вится прозрачно ясным. Именно таково воззрение (или об­раз видения) Великого Совершенства. (Поэтому) понима­ние и непонимание - это не две (разные вещи).

19. Хотя существует великое многообразие практик меди­тации, которые не согласуются между собой, ваше обычное присутствие-осознание обладает прямым проникновением. Процесс медитации и тот, кто медитирует, - не две (разные вещи). Когда ищешь медитирующего, который медитирует или не медитирует, то, поскольку, ища этого медитирую­щего, его нигде не находишь, в это время медитация исчер­пывается и ниспровергается.
Таким образом, хотя это конец вашей медитации, для вас самих это начало. Медитация и медитирующий нигде не обнаружены. Не подпадая под власть заблуждения, сонливо­сти или возбуждения, ваша мгновенная осознанность стано­вится прозрачно ясной, и это неизменное состояние устой­чивого созерцания есть сосредоточение. (Поэтому) пребы­вание в состоянии покоя или не пребывание в нем не есть две (разные вещи).

20. Хотя существует множество видов поведения, которые не согласуются между собой, ваше саморожденное изна­чальное знание - это Единственное Тигле. Поведение и тот, кто себя ведет - это не две (разные вещи). Когда ищешь того, кто себя ведет, действуя или бездействуя, то, посколь­ку, ища деятеля, нигде его не находишь, в это время поведе­ние исчерпывается и ниспровергается.
Таким образом, хотя это конец ваших поступков и пове­дения, для вас самих это начало. Ни тот, кто ведет себя, ни поведение изначально не существовали (как отдельные реаль­ности). Не подпадая под власть иллюзий и унаследованных склонностей, ваша мгновенная осознанность есть несотворенная природная ясность.
Когда ничего не принимаешь и не отвергаешь, а просто предоставляешь всему быть таким, как оно есть, не пытаясь его изменить, только такие поступ­ки или поведение чисты. (Поэтому) чистые или нечистые действия не есть две (разные вещи).

21. Хотя существует великое множество плодов, которые не согласуются между собой, природа ума, то есть исконная осознанность, есть (не что иное как) спонтанно совершенная трикая. Обретенное и тот, кто обретает, недвойственны. Когда ищешь плод и того, кто его обрел, то, сколько ни ищи обретшего (плод), его не найдешь. В это время плод исчерпывается и ниспровергается.
Таким образом, хотя это конец созревания вашего плода, для вас самих это начало. Оказывается, ни созревания, ни того, кто обрел плод, не существует. Не подпадая под власть привязанностей и неприязней или надежд и страхов, ваше мгновенное присутствие-осознание становится спонтанно за­вершенной природной ясностью. Поймите, что трикая полностью проявлена в вас самих. (Поэтому) само по себе это есть созревание плода изначального состояния будды.

22. Эта исконная осознанность свободна от восьми край­ностей, таких как этернализм, нигилизм и остальные. Поэто­му мы говорим о Срединном пути, на котором не впадают ни в одну из этих крайностей, и говорим об исконной осознан­ности как о внимательном присутствии. Поскольку пустота обладает сердцевиной - исконной осознанностью, то ее именуют татхагатагарбха, то есть «зародыш, или сердцевина, состояния будды».
Если понять ее смысл, она выйдет за пределы всего остального и превзойдет его. Поэтому ее именуют пра- джняпарамита, то есть «совершенство мудрости».
Поскольку она не может быть постигнута разумом и с са­мого начала свободна от всех ограничений (в виде понятий), то ее именуют махамудра, то есть «великий символ».
В зависимости от того, понимают ее конкретно или нет, она есть основание всего - всего блаженства нирваны и стра­дания сансары, а потому ее именуют алайя, то есть «основа всего».
Поскольку, пребывая в своем собственном пространстве, она вполне обычна и никоим образом не исключительна, эту осознанность, которая присутствует и прозрачно ясна, именуют «обычное осознание».
Сколько имен к ней ни прилагай, пусть все они хорошо придуманы и красиво звучат, - но если иметь в виду ее ис­тинный смысл, то это просто мгновенное присутствие-осоз­нание и ничто иное.

23. Желать чего-то иного помимо этого - все равно что, держа слона (при доме), искать его следы в других мес­тах. Если даже попробовать измерить вселенную мерной лентой, не удастся объять ее целиком. (Точно так же) не по­няв, что всё происходит из ума, невозможно обрести состоя­ние будды. Не узнавая эту (истинную осознанность как та­ковую), вы станете искать свой ум где-то вне себя. Если ищешь себя повсюду (только не в себе), разве сможешь когда- нибудь найти себя? Это похоже, к примеру, на то, как дура­чок, забредя в многолюдную толпу и растерявшись, прихо­дит в смятение от этого зрелища - он не узнаёт самого себя и, хоть ищет повсюду, постоянно ошибается, принимая других за себя. (Так и) вы, не видя естественного состоя­ния - истинного положения вещей, не знаете, что видимое происходит из ума, а потому вас снова швыряет в сансару. Из-за непонимания того, что в действительности ваш ум - это будда, <облака неведения> скрывают нирвану.
Что касается сансары и нирваны, (то различие между ними вызвано просто) соответственно, неведением или осоз­нанностью. Но в этот единый миг (чистого осознания) в действительности между ними нет подлинной разницы (с точки зрения их сущности). Если вы начинаете восприни­мать их так, будто они существуют где-то в другом месте, от­личном от вашего собственного сознания, то это, несомнен­но, заблуждение. (Следовательно) заблуждение и не-заблуждение в действительности обладают единой сущностью (ко­торая суть природа ума). Поскольку потоки ума живых су­ществ не превращаются в нечто такое, что разделяется над­вое, то неизменная, неисправленная природа ума освобож­дается благодаря тому, что ему просто предоставляют пребы­вать в его (исконном) естественном состоянии. Если не осознаешь, что коренная ошибка или заблуждение берут на­чало в уме, не сумеешь правильно понять истинный смысл дхарматы (природы реальности).

24. Рассмотрите, что является самовозникающим и само­рожденным. Что касается таких видимостей, то сначала они должны откуда-то возникнуть, в промежутке они должны где-то пребывать, и в конце они должны куда-то уйти. Тем не менее, когда вглядываешься (в суть вопроса), это похоже, к примеру, на то, как ворона глядит в колодец. Когда она уле­тает от колодца, (ее отражение) тоже исчезает из колодца и не возвращается. Так и видимости возникают из ума: они возникают из ума и освобождаются в ум. Природа ума, которая (обладает способностью) обо всем знать и всё осоз­навать, пуста и чиста. Как и у неба над нами, ее пустота и ее ясность с самого начала нераздельны. Саморожденное изна­чальное знание становится проявленным и, повсеместно ут­вердившись как светоносная ясность, оно и есть дхармата, природа реальности. Несмотря на то, что свидетельство ее существования - это всё воспринимаемое бытие (которое проявляется как внешнее), вы осознаёте ее в своем уме, и этот последний и есть природа ума. Поскольку она облада­ет ясностью и осознанностью, ее считают подобной небу.
Однако, хотя мы и используем пример неба, чтобы обо­значить природу ума, в действительности это только мета­фора, сравнение, односторонне обозначающее вещи. По­мимо того, что она пуста, природа ума от природы обладает осознанностью; она повсеместно ясна. Небо же лишено ка­кой бы то ни было осознанности: оно пусто, как пуст безды­ханный труп. Поэтому небо не передает истинного смысла «ума». Итак, не отвлекаясь, просто предоставьте (уму) пребы­вать в состоянии бытия, как он есть.

25. Далее, если взять разнообразие видимостей, выражаю­щих относительную истину, то в действительности ни одна из этих видимостей не создана и потому они снова исчеза­ют. Все вещи, всё воспринимаемое бытие, всё в сансаре и нирване - это всего лишь видимости (или явления), воспри­нимаемые единой природой человеческого ума. В любом конкретном случае, когда ваш (внутренний) поток ума претер­певает изменения, начинают возникать видимости, которые вы будете воспринимать как внешние перемены. Следова­тельно, всё, что вы видите, - это проявления ума. К тому же все существа, населяющие шесть миров перерождения, воспри­нимают всё своим особым кармическим видением.

26. Тиртхики, то есть чужаки, видят всё с позиции двой­ственности: противопоставления этернализма и нигилизма. Каждая из девяти следующих друг за другом колесниц видит всё исходя из собственных воззрений. Таким образом, всё воспринимается многообразными способами и может быть объяснено многообразными способами. Поскольку, дер­жась за эти разнообразные (видимости, которые возникают), вы начинаете питать к ним привязанность, возникают ошиб­ки. И всё же, если взять эти проявления, которые вы осозна­ёте в своем уме, пусть даже эти воспринимаемые вами про­явления действительно возникают, если вы не держитесь за них, то это состояние будды. Сами по себе проявления не ошибочны - ошибки происходят от привязанности к ним. Если же знаешь, что все вещи, за которые хватаются мысли, есть ум, они освобождаются сами собой.
Всё, что видится - лишь проявление ума.
Пусть вам ви­дится вся внешняя неодушевленная вселенная - она всего лишь проявление ума.
Пусть вам видятся все живые существа шести миров - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видится счастье людей и блаженство дэвов в раю - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся страдания трех дур­ных уделов - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся пять ядов - символы неведения и страстей - они все­го лишь проявления ума.
Пусть вам видится исконная осоз­нанность, иначе саморожденное изначальное знание, - она всего лишь проявление ума. Пусть вам видятся добрые по­мыслы на пути в нирвану - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся препятствия, чинимые демонами и злыми духами, - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся боги и другие благие достижения - они всего лишь проявле­ния ума.
Пусть вам видятся разные виды чистоты - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся (переживания) пре­бывания в состоянии однонаправленной сосредоточенности без каких бы то ни было рассудочных мыслей - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видятся цвета - отличитель­ные признаки вещей - они всего лишь проявления ума.
Пусть вам видится состояние без каких бы то ни было отличи­тельных признаков и умопостроений - оно всего лишь про­явление ума.
Пусть вам видится недвойственность одного и множества - она всего лишь проявление ума.
Пусть вам ви­дятся нигде не сотворенные бытие и небытие - они всего лишь проявления ума.
Нет таких видимостей, про которые можно сказать, что они не берут начало в уме.

27. Благодаря не знающей препятствий природе ума про­исходит непрерывное возникновение видимостей. Как вол­ны и воды океана, которые не есть две (разные вещи), всё, что бы ни возникало, освобождается в естественную природу ума.
Хотя в нескончаемом процессе обозначения вещей име­нами ум получает множество разных имен, с точки зрения истинного смысла, он не существует иначе, как одно. К тому же это единственное не имеет никакого основания и корня. Но, хотя оно и одно, невозможно искать его в ка­ком-то конкретном направлении. Нельзя рассматривать его как нечто имеющее какое-то местоположение, ибо оно ни­чем не сотворено и ни из чего не сделано. Нельзя рассмат­ривать его и как нечто пустое, ибо существует прозрачная лучистость его светоносной ясности и осознанности. Нельзя рассматривать его и как разные вещи, ибо пустота и ясность нераздельны. Мгновенная осознанность обладает ясностью и присутствием. Хотя деятельность существует, нет осознания исполнителя действия. Хотя переживания не имеют какой бы то ни было изначальной природы, они пе­реживаются по-настоящему.
Если практиковать таким образом, всё освободится. Бла­годаря способностям чувств всё будет постигнуто прямо, без вмешательства рассудка. Хотя семя кунжута служит причи­ной растительного масла, а молоко - причиной сливоч­ного, однако растительное масло не получишь без отжима, а сливочное - без сбивания, так и все живые существа, хоть они и обладают подлинной сущностью состояния будды, не обретут состояния будды, если не будут заниматься прак­тикой. Практикуя, даже пастух может обрести освобожде­ние. Даже не зная объяснений, он может последовательно утверждаться в переживании. (Например) после того как человек имел подлинное переживание вкуса сахара у себя во рту, ему не нужно, чтобы этот вкус ему объяснял кто-то другой.
Не понимая этой (исконной осознанности), даже пандиты могут впасть в заблуждение. Пусть даже они чрезвычайно учены и сведущи в толковании Девяти колесниц, <их речи> будут похожи на распускание слухов о местах, которых они не видели воочию. Что касается состояния будды, то они не приблизятся к нему даже на миг. Если понимаешь (искон­ную осознанность), все твои заслуги и грехи освободятся в свое собственное состояние. А если не понимаешь, любые благие и дурные дела, которые совершаешь, будут накапли­ваться в виде кармы, ведущей, соответственно, к перерожде­нию в небесной обители либо к перерождению в дурных уде­лах. Если же постигнешь это пустое изначальное знание, то есть свой собственный ум, последствия заслуг и грехов ни­когда не осуществятся, как ручей не может брать начало в пустом небе. В состоянии самой пустоты объект заслуги или греха даже не создается. Поэтому проявленная само­осознанность начинает видеть всё обнаженно.
Это самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью обладает величайшей глубиной, и посколь­ку это так, следует близко познакомиться с самоосознаннос­тью. Глубоко запечатано!

28. Как чудесно! ! Что касается этого «Самоосвобождения благодаря видению обнаженной осознанностью: прямого введения в исконную осознанность», то на благо живых существ, принадлежащих к последующим поколениям гря­дущих времен упадка, были сложены все мои тантры, агамы и упадеши, пусть по необходимости краткие и сжатые. И хотя ныне я их распространяю, всё же они будут сокрыты как драгоценные сокровища, дабы тем, чья благоприятная карма созреет в будущем, удалось с ними встретиться.
САМАЙЯ ! ГЬЯ ГЬЯ ГЬЯ !

Этот текст, являющий собой введение в подлинную ис­конную осознанность, или состояние мгновенного присут­ствия, озаглавлен «Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью». Его составил Падмасамбхава, учитель из Уддияны.
Пока сансара не опустеет от живых существ, да не будет забыт этот великий труд, (имеющий целью) их освобожде­ние!
САРВА МАНГАЛАМ.


  

квантовая физика, йога, тибет, дзогчен, недвойственность, сознание, буддизм

Previous post Next post
Up