ЧИТАТЬ НА САЙТЕ С развитием подходов, технологий и материалов, дающих возможность творческого выражения, границы концептуального искусства расширяются все больше. Свет и цвет в digital-шоу, лепестки или песок в саморазрушающихся со временем композициях. Художественный рециклинг, когда вторую жизнь получают отслужившие свое предметы или их обломки. Сценический перформанс.
Современные мастера задействуют любые средства, чтобы бросить зерно или поставить один свой кирпичик в общем деле - заставить обратить внимание на проблемы, которые порой стали настолько глобальными, что не видны простому глазу. Иногда это «кирпичик» в прямом смысле слова, поскольку уровень реализации задумки неважен, да и чем понятнее и завлекательнее, чем ближе массам, тем даже лучше. Взять, например, яркие детали известного любому ребёнку конструктора Лего.
«Как только последний кирпичик со звонким щелчком прочно займет свое место, в мире наследия ЮНЕСКО станет чуточку радостнее». Сделать посильный вклад, привнести хоть немного улыбки в окружающую действительность - с этой целью в 2003 году стартовал многолетний проект, сквозная тема которого была определена через игру слов: Piece of Peace. Произошло это ровно тогда, когда стали все чаще происходить события, ставящие под угрозу мир и экологию. И мысли людей безотносительно их местонахождения оказались направлены на достижение одной общей цели - сохранение стабильности и безопасности.
18 лет проекта - это 4 «тома» и множество глав-выставок, которые объехали почти всю Японию, от Токио (2-21 октября 2003) до Окинавы. В рамках 1-й части (начиная с 2003 г.) экспозиции были поставлены в 13 регионах Японии. 2-я часть (с 2008 г.) охватила 14 регионов в пределах страны. В 2012 году отмечалось 40-летие подписания Конвенции о всемирном наследии, поэтому с 2013 года мероприятия начали проходить и за рубежом: помимо 31 японского региона экспозиции были представлены в Китае, Сингапуре, Гонконге, на Тайване в рамках юбилейного мирового турне.
Последняя глава проекта, 73-я, закрылась 12 декабря этого года в Осаке. На церемонии открытия выставки президент Lego Japan, Ацуси Хасэгава, отметил, что возможности Lego безграничны. За все время выставки Piece of Peace посетило в общей сложности 3,7 млн человек, и маленькие разноцветные кирпичики, соединяющиеся в миниатюру, стали своеобразной аллегорией «круга мира», связующими звеньями в котором становятся мысли каждого отдельного человека.
Еще более емко звучит фраза на японском языке, поскольку в нем стираются различия в написании двух ключевых слов, и омонимия заставляет задуматься о подтексте: ピースは多いほうがいい («Чем больше piece/peace, тем лучше».)
На момент августа 2021 года в мире зарегистрировано 1154 объекта наследия ЮНЕСКО. Экспонаты на выставке знакомят с традициями и историей, показывают первозданные красоты дикой природы, напоминают о трагических событиях и явлениях, которые не могут повториться и поэтому не должны исчезнуть из памяти человечества.
Экспозиция поделена на несколько географических зон и один дополнительный небольшой зал, в котором выставлены концептуальные работы, также выполненные с использованием конструктора, но напрямую не связанные с наследием ЮНЕСКО
На пояснительных табличках к экспонатам, помимо данных о количестве использованных кубиков и потраченных на работу часов, указаны и имена «строителей» - авторов, принявших участие в проекте, и это не только японцы. Прежде чем приступить к работе, авторы предварительно составляли списки того, что в принципе возможно построить из деталей конструктора, учитывая форму и цвета. Чтобы окончательно определить объект, необходимы были консультации посольств соответствующих стран: работа не должна была затронуть, например, религиозных чувств, требовалось согласие на то, что именно данный конкретный объект будет представлять страну. Несложно догадаться, насколько физически сложной и кропотливой была работа: авторы признаются, что порой не чувствовали кончиков пальцев, что приходилось прикладывать много усилий, чтобы конструкция не утратила равновесия.
Цифровые данные впечатляют. Например, экспонат «Якусима» в зоне «Япония» - это 15 000 кирпичиков и 10 дней (240 часов) работы. С их помощью автор попытался передать торжественное великолепие криптомерии «Якусуги», возраст которой, по разным источникам, равен от 3000 до 7000 лет. Детали необычной формы на стволе - это растения-эпифиты, растущие на коре дерева.
На создание горы Фудзи, вошедшей в список ЮНЕСКО в 2013 году, ушло 21500 деталей и около 144 часов работы. Основная задача автора заключалась в том, чтобы в небольшом масштабе наиболее ярко передать величие горы.
Замок Химэдзи первым в Японии был внесен в список наследия ЮНЕСКО в 1993 году. Используя 20 000 деталей, автор экспоната за 240 часов попытался передать не только сложное черепичное покрытие, но и каменную кладку стен.
В 1994 году более чем 2000 памятников древней столицы Киото в список внесены 16 храмов и 1 замок. На выставке представлен один из них - терраса Храма чистой воды, для создания которой потребовалось 35 000 кирпичиков и около 744 часов работы: изображены не только само здание, но и поддерживающие террасу опорные столбы, а также показан склон горы Отовасан, на котором расположилась вся конструкция.
Кроме того, здесь же выстроены святилище Ицукусима (12 000 деталей, 240 часов), Священные места и дороги паломников в горах Кии - пагода в монастыре Коясан (8000 деталей, 480 часов), курган императора Нинтоку из группы курганов Модзу-Фуруити (15 000 деталей, 168 часов), памятники промышленной революции Мэйдзи - остров Гункандзима (6000 деталей, 360 часов), храмы, сады и археологические памятники Хираидзуми (16 000 деталей, 240 часов). Материальную форму приобрели объекты Нематериального культурного наследия - театр Кабуки (12 000 деталей, 35 часов), японская кухня (1200 деталей, 40 часов), ряженые намахагэ из фольклорных празднеств, в ходе которых демоны посещают людские поселения (4000 деталей, 120 часов).
Горная железная дорога Нилгири в Индии, египетские пирамиды, линии и геоглифы Наска и Пальпа, Амальфитанское побережье, Ангкор-Ват, Гавайский вулканический национальный парк, мавзолей Тадж-Махал, Саграда Фамилия… Выставка в наглядной, доступной и увлекательной даже для маленьких детей форме позволяет что-то повторить или же узнать вновь: какие-то памятники знакомы абсолютно каждому из нас, а какие-то менее на слуху у широкой массы посетителей.
LOVE EARTH PROJECT - это отдельная зона, где основная идея - «Сокровища, которые хочется оставить для будущего». Мастера, работающие в самых разных жанрах как в Японии, так и за ее пределами, поделились своим видением мира.
Работа Construction художницы Риэ Хосокаи, известной под творческим псевдонимом Daisy Balloon и работающей с надувными шарами - попытка осмыслить самосознание. «Мы боимся отличаться друг от друга, но в этом также путь к самосознанию. Когда-то самосознание мыслилось как целостное, но в современном мире, где идет тенденция к раздроблению целого, самосознание ждет такая же участь. По этой причине человек сейчас стремится восстановить свое самосознание, распространив его за пределы себя самого. Захватывая других людей в границы своего самосознания, мы научились раскладывать вещи на базовые составляющие. Это позволяет увидеть что-то новое в том, чем мы все обладаем. И это новое знание кажется внезапным открытием, но на самом деле оно уже закодировано в нашей вселенной, и мы продолжаем строить новое из самых базовых строительных деталей. Что в итоге даст нам этот процесс? Чтобы ответить на вопрос, необходимо по-прежнему смотреть за пределы самих себя».
Хосокаи Риэ, Construction
Художница Риса Сато и ее работа «Под большим облаком-грибом». «Облако-гриб не остается, исчезает бесследно, а под ним - живой мир, который в любой момент может стать «наследием». «Всемирное наследие», которое сотворила природа, «всемирное наследие», которое, состязаясь, создал человек. Так или иначе, в какой-то момент что угодно может стать тем или иным. Я пытаюсь представить, почему это все нужно оставлять». Улыбка персонифицированного облака в какой-то момент перестает казаться игрушечно-кроткой - нет, она скорее самодовольная, и это заставляет поежиться. Наверное, таков и был замысел автора.
Сато Риса, «Под большим облаком-грибом»
«Мой цвет - цвет Лего. Желтый. Принять собственную индивидуальность означает принять и других людей и как следствие думать с заботой о них и об окружающем мире», - утверждает художница Хироко Такахаси, основательница проекта Hirocoledge.
«Чтобы создать произведение искусства, нужен всего один человек. А чтобы сохранить его для будущего, нужна целая деревня», - сообщает открытая, устремленная навстречу этому миру «Девушка в горошек» иллюстратора Джефри Фулвимари, ученика Энди Уорхола.
Модель многоквартирного дома - города в городе. Мечтательные коты как напоминание о том, что в Токио все меньше и меньше мест, где они лениво бродят по улицам, а ведь именно такие места - где есть коты и старики - лучше всего пригодны для жилья. «3W» - WWW всемирной сети, которая, возможно, есть крупнейшее изобретение человечества. Используя самые разные сюжеты и фрагменты действительности, художники пытаются дать свои ответы на наиболее актуальные вопросы о наследии человечества.
К сожалению, как это нередко сейчас происходит, выставка оказалась заключительной в рамках почти 20-летнего проекта. Немного наивная на первый взгляд - это же всего лишь яркий детский конструктор! - она на самом деле действительно объединила людей вне зависимости от их национальности, страны проживания, возрастной категории, заставив с неподдельным интересом посмотреть на то, что вроде бы и так понятно каждому.
«Спасибо, что вы были с нами все эти 18 лет! До новой встречи! Peace!» Глава закрылась, но … ピースは終わらない («piece/peace не кончается!»).
Текст и фото:
Татьяна Кудоярова, PhD
Переводчик, гид по Кансаю
Другие статьи автора:
Выбираем иероглиф 2021 года в музее в Киото! Лучшие японские кисти Хакуходо: любовь с первого прикосновения Зубные феи? В Осаке берут выше - зубные боги! Туманы Кумано - японское место силы не от мира сего Храм Конгодзи в Киото: оставьте свои прихоти обезьянам