Административные реформы в Латвии и на Украине или туда и обратно

Jul 30, 2020 19:19


С тех пор как я сел собирать информацию для предварительного доклада по теме административно-территориальной реформы в России, свой вариант которой как я надеюсь появится в течении года, внутри движения Романа Юнемана, Общество Будущее https://ob.community/, любые административные реформы на постсоветском пространстве, которые и в обычное время меня интересовали, теперь привлекают мое внимание как яркая комета, сияющая в ночном небе.

Теперь к сути, летом с разницей примерно в месяц 22 июня в Латвии, а затем 17 июля на Украине были приняты (в Латвии подписан президентом) финальные варианты законов о реформе административного деления на уровне районов (АТД-1 для первой и АТД-2 для второй соответственно). И там и там обсуждение шло с 2015 года, и там и там не обошлось без скандалов и недовольных. Про Украину довольно подробно писал sevabashirov вот тут https://sevabashirov.livejournal.com/404613.html. Но не сказать пару слов от себя я все же не могу.


Вначале вроде как предполагалось, что действующие административно-территориальные единицы за счет укрупнения, как бы поднимутся на пол уровня вверх. Это должно было создать цельную картину, когда укрупненные громады составляют большие районы, а те в свою очередь объединяются в дюжину или полтора десятка областей. Но с последним как-то не задалось. Так все время происходит, когда у власти в центре не хватает авторитета и сил сохранить целостность реформ и в игру вступает политический лоббизм.

Про громады говорить не могу, их слишком много, а времени разбираться с ними сейчас нет. Учитывая добровольный характер объединения, о результатах стоило бы написать книгу, или по крайней мере многостраничную брошюру. С районами получается нагляднее. Львовские крабы и Киевские угри с чрезмерно смещенными относительно географического центра нового района местами расположения администрации https://decentralization.gov.ua/news/12513#gallery-9 (все-таки не Иркутская область). Создается неприятное ощущение, что это все дешевый косплей административного деления царских времен. Мне не очень понятно, готовилась ли итоговая сетка с учетом передела областей и он в последний момент не случился, или этот бардак планировали изначально. Я склоняюсь к последнему, но тогда как объяснить районы численностью в 2,3 и даже 5 раз меньше минимальной установленной планки в 150 тысяч человек, впрочем это видимо история про группы интересов и их влияние.

Теперь к Латвии. Как известно в 2009 году там заменили двухуровневую систему, оставшуюся с советских времен и состоявшую из 26 районов и 7 республиканских городов в качестве АТЕ-1 и примерно 520 волостей/приходов как АТЕ-2, на одноуровневую из 110 краев и 9 республиканских городов. Изначально там планировали около 50 регионов, но помешала смена правительства, недовольство на местах и желание партий поиграть в джерримендеринг для контроля над местными советами. Кончилось это для тех партий довольно плохо.

Сделали как сделали и жили с ней 6 лет, пока не выяснилось, что денег на местах не хватает, от этого качественные услуги получать сложно и вообще давайте укрупнимся в те самые 50 регионов. Следующие 6 лет они это все обсуждали, ругались, судились и под шумок карантина пришли к окончательному варианту, опубликованному месяц назад. Хорошей хронологии я не нашел, но есть страница из латвийской википедии, кому интересно посмотреть ссылки на документы https://lv.wikipedia.org/wiki/Latvijas_administrat%C4%ABvais_iedal%C4%ABjums. Тут мы подбираемся к самому на мой взгляд интересному, к тому что меня немало удивило и вообще заставило писать этот пост.



Это моя карта, в оригинальном документе схемы нет, есть она в одной из газет откуда я ее и перенес с дополнительными пометками.
Зеленым обозначены республиканские города которые остаются независимыми муниципалитетами, их 7 из 9 (те же что и в советское время). Красные районы те, границы которых ПОЛНОСТЬЮ соответствуют советским границам этих районов, таковых 14 из 35. Желтые, практически совпадают с предшественниками из СССР, разница +/- 1 муниципалитет, таких 10 из 35. Синие полностью новые, из оставшихся 11 краев 8 это разрезанный бывший Рижский район. Здесь все понятно 150 тысяч нормально для Украины, а для Латвии это много (хотя тут они намельчили и изначально планировали только 6 кусков). Получается, что из 42 муниципалитетов 3/4 либо идентичны советским районам и городам, либо совпадают в значительной степени.



Таблица примерного числа населения в новых административных единицах. Валмиера и Екабпилс теперь центры соответствующих краев, а не отдельные уезды.
Из любопытного: единственный разрезанный край это Кекавский, его западную часть отдали Олайнскому краю, дабы тот перестал быть обладателем одного из двух в стране эксклавов (другой, это Раунский край) Причем разрезается не только край, но волость входящая в него, это кажется впервые. В Латвии теперь тоже будет несоответствие между статусом республиканского города и городского муниципалитета, вроде нашего город областного подчинения/городской округ, административное деление не везде совпадает с муниципальным (что особая глупость, с которой нам в России придется бороться). Число их увеличат с 9 до 15 и если для города с 25 тысячами жителей это нормально, то для Кокнесе где живет 2818 человек, как минимум странно.

В итоге у нас две страны с очень кривой реализацией, отличной идеи поменять совковую сетку административного деления. Только фазы разные, где-то только начали переход к новому, а где-то вернулись к тому с чего начинали. Хотя на Украине шанс отката ниже, за счёт того, что происходило укрупнение, а не измельчение районов. В заключение несколько напрашивающихся выводов.
  1. Административная реформа это долгая, нервная и дорогостоящая история. Изначально должно быть цельное виденье реформы и очень хорошие аргументы для его защиты. Иначе вмешается политика и все пойдет через задницу.
  2. Принцип семь раз отмерь один раз отрежь важен здесь как нигде больше. К сожалению, на оценку того как получше нарезать нужна уйма человеко-часов.
  3. Думать обо всем этом надо уже сейчас, а то желающие объединить Камчатку с Сахалином и Приморьем в один регион уже имеются, или устроить 15 макрорегионов. Потом времени прорабатывать реформу не будет и пойдем мы либо по пути лоббизма и отката к совку, как в Латвии, или еще хуже, как в Украине по пути идиотизма и бардака. Я не хочу для своей страны ни того ни другого.
  4. Делать это лучше коллективно, потому что, очевидные и замечательные с точки зрения одного человека возможности, под другим углом покажутся совершенной глупостью. И ответ на вопрос кто прав, а кто нет даст лишь всестороннее обсуждение. Поэтому, приглашаю тех, кому есть что сказать, присоединиться к обсуждению на базе Общества Будущее!

Заранее прошу прощения за ошибки и излишние нагромождения в тексте, если кто подскажет, как улучшить буду рад совету).

P.S. Есть у всего этого разглядывания Латвии приятный бонус, я начал учиться работать с векторной графикой.

P.P.S Благодаря данным от pachem обновлена таблица по населению самый маленький край не рядом с Ригой, хотя 9 лет без переписи это всегда недоставерно.

[Spoiler (click to open)]

Примерный список интересующихся: sevabashirov, acer120, doncunita, harding1989, hrecj, nikola_rus, mockingbird19, nozhi_vilochnik, oleg_lisowski, pachem, reissig, temur25, timbes5, wanderv, robert1995x, ffinoz, gvozdet, kireev, vybory_91, statistic_rus, olegka35, rigort, tom_nm


бардак, края, лоббизм, Латвия, совок, Украина, будущее, районы, административная реформа, Юнеман

Previous post Next post
Up