А.Ю. Низовский
Усадьбы России. От Петербурга до Саратова. М.: Вече, 2005 "Доброезжая пара, страшно измученная, и телега вся в грязи от глинистой дороги, наконец, остановились. Пустынный широкий двор, не засаженный во всю ширь ни кустом, ни деревом и лишь местами обнесенный перильчатой решеткой, принял нас на свою зеленую мураву.
Наше появление произвело обычное оживление. Парадное крыльцо с навесом, точь-в-точь как в тысяче других помещичьих усадеб того времени, распахнуло перед нами свои широкие сени. Деревянный, крашенный по тесу, дом с фасаду был предлинный и старинной постройки. Мы приехали".
Приехали! И вот уже навстречу автору приведенного выше отрывка - Николаю Бицыну - спешит сам хозяин усадьбы, Константин Сергеевич Аксаков...
В 1843 году его отец, известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 -1859), тогда уже немолодой, приобрел небольшое подмосковное имение Абрамцево Дмитровского уезда, на речке Воре, в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры.
"Это маленькое имение в 50 верстах от Москвы по дороге к Троице, - писала дочь нового хозяина усадьбы, Вера Сергеевна Аксакова, - в 12 верстах не доезжая Троицы Сергия. Кажется, тут все есть, хоть в малом виде, все, что нам надобно, дом довольно поместительный, сад, местоположение прекрасное: речка, лес, пруды".
Левый приток Клязьмы - р.Воря
© Путеводитель по России
https://russo-travel.ru/landmark/podmoskove/muzey-usadba-abramtsevo/ В выборе местоположения усадьбы сказалась семейная традиция Аксаковых.
Еще до рождения Сергея Тимофеевича его дед, Степан Михайлович Аксаков, мечтая о внуке, советовал своей молодой невестке молиться о даровании сына преподобному Сергию Радонежскому, и дал обет окрестить внука именем великого угодника, что и случилось. Таким образом, Сергей Тимофеевич Аксаков с самого рождения своего как бы находился под особым покровительством св. Сергия Радонежского. И когда встал вопрос о том, где же купить подмосковную усадьбу, сомнений никаких не было: конечно же по Ярославской дороге, поближе к монастырю преподобного Сергия!
По письменным источникам Абрамцево известно с 1755 года. До 1782 года оно принадлежало роду Головиных. Скромный одноэтажный, обшитый тесом барский дом с мезонином, под красной крышей, выкрашенный в зеленовато-серую краску, был построен еще в 1770-е годы. С. Т. Аксаков писал в 1849 году, что "дому около 80 лет". Дом стоит на высоком крутом берегу речке Вори. Вниз, к реке, террасами спускается старинный парк, разбитый прежними владельцами усадьбы в конце XVIII столетия.
За рекой, в конце специально устроенной просеки, открывался вид на древний Покровский Хотьков монастырь, куда семейство Аксаковых часто ездило на богомолье.
Очень понравилась С. Т. Аксакову и близость речки Вори, на берегу которой он, страстный любитель рыбалки, просиживал целыми часами.
"Идут это, бывало, Сергей Тимофеевич с длинным, предлинным чубуком, - вспоминал об этом бывший камердинер С. Т. Аксакова Ефим Максимыч. - В чубуке сигарка дымится, на глазах у них зеленый зонтик из тафты надет, который они от слабости глаз носили, а я за ними кресло ихнее складное тащу, удочки и всякую снасть. Сядут на бережку удить, я им червячков насаживаю, рыбу с крючка снимаю, и все это молча, чтобы рыбы не пугать. Строго они к рыболовному делу относились, настоящий были охотник; в дождик иной раз и то под зонтиком уживали".
В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, "в свои младые годы": "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука", "Воспоминания", а также широко известные "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Записки об уженье рыбы".
И здесь же родились его поэтические строки, посвященные Абрамцеву:
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес,
Опять осенняя погода!
Но мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она -
Люблю я это время года!
Люблю я звонкий свист синицы,
Скрип снегирей в моих кустах,
И белые гусей станицы
На изумрудных озимях.
(С.Т. Аксаков. Послание к А.Н. Майкову. Абрамцево, октябрь 1857 год)
На протяжении по крайней мере пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживленных бесед и споров выдающихся людей того времени. В гостях у Аксаковых бывали И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, М. Н. Загоскин, М. С. Щепкин,Т. Н. Грановский, братья И. В. и П. В. Киреевские, С. П. Шевырев,М. П. Погодин. Весь культурный быт аксаковской усадьбы оказался обращенным к литературно-общественным интересам эпохи, он был сосредоточен вокруг них - и распорядком дня С. Т. Аксакова, и составом его гостей, и характером застольных разговоров, и атмосферой вечерних досугов.
Близкая дружба связывала хозяина усадьбы с Н. В. Гоголем. Впервые Гоголь приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня. Во время этого посещения Гоголь читал хозяевам усадьбы первую главу из второго тома "Мертвых душ". Впоследствии он еще четырежды побывал в Абрамцеве. В мезонине абрамцевского дома есть комната, которая многие годы спустя продолжала именоваться Гоголевской. Два окна просторной комнаты выходят на широкий двор усадьбы, пруды и старинную дубраву.
Уже упоминавшийся старый камердинер Аксакова Ефим Максимыч так вспоминал об одном из приездов Гоголя в Абрамцево:
"Зимою дело было, и гостил у нас в Абрамцеве Николай Васильевич Гоголь да Щепкин Михаиле Семенович, что на Императорском театре играл. И собирались они вместе в Москву ехать, а меня барыня тоже с ними с поручением послали. Дорогу после оттепели морозом хватило, и по закраинам здоровые раскаты образовались. Вот, не успели мы до Яснушки доехать, где дорога к мосту под гору идет, сани-то у нас раскатились да с размаху в бок и ударились. Михайло Семеныч - толстый, круглый он был - из саней выкатилися и в сугробе увяз, а Николай Васильевич, легонький да худенький, за грядку удержался и ну хохотать, да так, что и мы с кучером подхватили, удержаться не могли. Михайло Семеныч в тяжелой шубе из сугроба вылезти не может, барахтается и ругается, на чем свет стоит, а мы, на Николая Васильевича глядя, хохочем и остановиться не можем. Потом уж только с собой совладели и господина Щепкина из снега вызволили".
Несколько позже, в 1850-х годах, частым гостем аксаковской усадьбы стал И. С. Тургенев. Неоднократно бывал в Абрамцеве А. С. Хомяков.
Обстановка абрамцевского дома времен Аксаковых сравнительно хорошо сохранилась. Меблировка комнат, книги в обширной библиотеке, предметы быта несут в себе характерные черты русского усадебного быта середины ХIХ века. Один из постоянных посетителей Абрамцева, художник Э. Д. Дмитриев-Мамонов, оставил множество зарисовок и портретов владельцев Абрамцева, их друзей и единомышленников.
С.Аксаков диктует свои сочинения дочери Вере © Путеводитель по России
С. Т. Аксаков умер в 1859 году. Старший его сын Константин Сергеевич Аксаков не смог перенести утраты горячо любимого им отца и спустя два года скончался за границей от скоротечной чахотки. Мать с больной Любовью Сергеевной постоянно жила в Москве. Усадьба постепенно пустела, и в 1870 году дочь С. Т. Аксакова Софья Сергеевна продала Абрамцево крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову.
Портрет Саввы Мамонтова - работа И. Е. Репина
Савва - выходец из тобольской купеческой семьи, сын одного из основателей Московско-Ярославской железной дороги и организаторов первых нефтяных бакинских разработок - Ивана Мамонтова. Закончив московскую гимназию и Горный институт в Петербурге, Савва активно участвовал в бизнесе отца при его жизни и после его смерти.
© Путеводитель по России
Первое знакомство С. И. Мамонтова с Абрамцевым состоялось ранней весной 1870 года, когда он, вознамерившись купить какое-нибудь небольшое имение под Москвой, приехал смотреть абрамцевскую усадьбу. При этом Мамонтов уже был не только наслышан о семействе Аксаковых, но и много общался с людьми, приверженными аксаковскому дому, его крепким жизненным устоям, он ощущал свою собственную близость этим устоям, и поездка в Абрамцево только подтвердила его ожидания:
"В усадьбе нашли мы старого Аксаковского слугу Максимыча, который и стал нам показывать все прелести Абрамцева... По дому раскиданы кое-какие Аксаковские вещи, старая мебель, даже как будто какой-то дух старика Аксакова, рассказы старого слуги - все это прибавило прелести, и вопрос о покупке был уже, кажется, решен".
Взявшись обустраивать старую усадьбу, Мамонтовы постарались сохранить этот "дух старика Аксакова", крайне бережно отнесясь к среде обитания бывших владельцев усадьбы. Приводя в порядок обветшавшие постройки и возводя новые, вырубая засохшие деревья и насаждая новые, они бережно восполняли утраченное и приумножали красоту имения.
Беседка старая над пропастью видна.
Вхожу. Два льва без лап на лестнице встречают.
Полузатертые чужие имена,
Сплетаясь меж собой, в глазах моих мелькают.
Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую, что там, в лесу, мне будет грустно.
Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.
А. Фет