Jul 11, 2007 18:11
10:57pm Saturday, Jun 9 | Edit Note | Delete
Это один из моих старых блогов
Идея, которую я все-таки решилась воплотить, созрела у меня давным давно. Ест ьу меня особенность, которая очень для меня важня - я умею искренне восхищаца другими людьми, причем не обязательно реальными и ныне живущими - просто личностями, и личностями по большому счету - творческими. Восхищение одними длица неделю, другими -м есяц, а некоторыми - всю мою жзинь. Вот о таких личностях - о моих истинных кумирах - я хочу здесь рассказать. И для этого есть еще одна пирчина.
Занимаясь когда-то теорией музыки, мне всегда хотелось написать одну книгу - где ярко интересно и доступно будут рассказаны только самые яркие и самые интересные истории о самых моих любимых композиторах. Вряд ли то что буду писать здесь полностью передаст эту идею - ибо писать буду не только о музыкантах, но обо всех сразу - тем более что это будет очень кратко - но это путь к исполнению моей давней цели. Итак, не судите строго, буду выкладывать по мере вдохновения) приятного просмотра)
Часть первая. Вечная любовь
Изуродованный труп, который был опознан только по ранению в руке....галантный вальс, знакомый с детства...ярчайший талант, раздавленный государственной машиной...щемяще красивая и кажущаяся нереальной история любви...все это ОН - Александр Сергеевич Грибоедов. Для меня это практически живой, осязаемый человек - настолько хорошо я себе представляю его, чувствую его внутренний мир, ощущаю трагедию его жизни. Человек, в семнадцать лет ставший трижды доктором наук, знавший 15 языков, овладевший всем чем только можно - математикой, химией, биологией, композиторством, юриспруденцией, дипломатией, и конечно же, литераторством, был, по единодушному признанию современников - самым образованным и самым скромным представителем литературного Олимпа. Никогда не выпячивая себя, не стремясь к славе и признанию, он просто жил, просто постоянно саворшенствовался, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Не боюсь признаться, что с тех самых пор, как жизнь этого человека потрясла меня впервые, он всегда был для меня чем то вроде путеводной звезды, моим кумиром, примером Мужчины с большой буквы - талантливого, умного, благородного, удивительно разностороннего, а главное - любящего так, как дано не многим, несмотря ни на что. Он был старше Нины почти в два раза, она была дочерю его друга, но эта девушка просто сразила его - мудростью, интеллектом, красотой, гармонией... Они поженились - и сразу же после свадьбы он уехал в Персию - зная, что уезжает на верную смерть.Он вернулся оттуда... в наглухо закрытом гробу - в изуродованном трупе трудно было узнать того изящного красавца, который покорил сердце княжны Чавчавадзе. Его не просто убили - восставшим мало было просто смерти российского посла - нужно было назидание. Назидание получилось как нельзя более красноречивым - три дня труп гениального писателя таскали за собой привязанным к седлу лошади по всему городу...
Нина, 17-летняя вдова, так и не вышла больше замуж. Всю свою жизнь она посвятила памяти своего мужа - публикуя его труды, вспоминая ....и помня...
Не знаю, почему именно он: в истории много было талантливых людей, много незаурядных личностей. Но именно Грибоедов навсегда оставил след и в моей памяти. Наверно еще и потому, что он просто оставался человеком, просто творил, просто любил во времена, когда все это было непозволительной роскошью. Собственно, непозволительным - в той или иной степени - это будет всегда - вопрос только в том, готов ли каждый из нас никогда не сходить с выбранного пути...
Часть вторая. Ангел во плоти.
Никогда не сажусь играть или слушать Шопена просто так, потому что хочется чтото послушать. На его музыку нужно настроить душу, нужно чтобы каждая струнка ее, каждый нерв ощутил состояние полета, торжества света и гениальности, гармонию в высшем ее воплощении...
Для меня Шопен не просто гениальный композитор, классик, интересная личность - для меня он воплощение всех светлых высших сил на земле, живое доказательство существования внеземного света, он - Ангел, посланный когда-то на Землю, чтобы навсегда посеять в наших душах зерна истины.
Может быть это все звучит восторженно и пафосно, но по другому трудно описать те чувства, которые будит во мне ОН. Судите сами - как еще можно объяснить эффект, который вот уже столетие с лишним производят на слушателей его произведения? Помню, услышав в первые его «Жемчужины» (Прелюдии для фортепиано), я в первые же поняла, что такое состояние прострации - ощущение было такое, что душа приподнялась над землей и вот-вот улетит … Эти маленькие, ничем с виду непримечательные вещи - несложная гармония, незамысловатые мелодии, обычная форма - производят на любого без исключения человека эффект во сто раз сильнее, чем огромные оперы, симфонии и сонаты. Когда я прикасаюсь к этим нотам, у меня неизменно дрожат руки - ощущение такое, что прикасаешься к душе великого гения, этого печального и светлого юноши с разбитым сердцем…
Ее он любил всю жизнь- любил, когда был маленьким мальчиком и наслаждался ее красотой, любил, когда пришлось покинуть ее, изуродованную и униженную, любил, когда полез в петлю, пытаясь покончить с собой, с мыслей о НЕЙ он уходил из этого мира. По сути в жизни Федерика была только одна великая и страстная любовь - все свое сердце он отдал своей Родине, многострадальной Польше, с которой был разлучен на долгие годы. Именно это великое неразделенное чувство и придает всем его произведениям столь явный трагичный и одновременно одухотворенно возвышенный оттенок. Никакая любовь к женщине - будь то неразделенное чувство к польской красавице Марии Вадьзинской, или бурная страсть к Жорж Санд (Аврора Дюдеван) не выдержала испытания временем в сердце Шопена, а любовь к родной Польше он пронес через всю свою жизнь. Хотя, и эти женщины оставили свой след в истории - не будь Марии в жизни Шопена, не было бы и попытки самоубийства, а значит, не было бы того самого похоронного марша, под который до сих пор по всему миру хоронят людей самых разных национальностей. Именно трагичность и неопределенность отношений с Авророй и сподвигли Шопена на ряд величайших его произведений, вдохновили на новые творческие искания, вдохнули в него новые силы на борьбу со страшной болезнью--Она пережила его на 26 лет - современники утверждали, что единственная вещь, которая могла заставить ее плакать были звуки вальсов Шопена…
Но никто и ничто не сравнится с тем, как преданно, искренне и раболепно Шопен любил свою Родину, свою мать, которая для него ассоциировал все, что связано с домом, счастливым детством, родной Польшей. Сегодня, видя как искреннее и восторженно любят поляки Шопена, понимаешь, что те великие чувства, которые он испытывал к своей Родине, не остались безответными - просто ответ запоздал...Так принято в этом мире, что распознать в человеке ангела мы можем только после его смерти...
Часть третья. Крик души.
Как сейчас помню - мне 13 - сестра сажает меня впритык к огромным колонкам и говорит: "Слушай, сначачала не понравиться, но нужно прислушаться" - и включает "Нирвану". И все... Мир с той самой минуты изменился для меня навсегда. Конечно - откуда было 13-летней девочке знать, что в этом мире кроме ее уютной комнатки, благополучной семьи и ласковых родителей сущствует столько боли, ненависти, агрессии и...?
Вот это ЧТО-ТО, что трудно передать словами, и зас тавило в тот момент меня прислушаться к доносившимся из динамиков крикам повнимательнее. Это сейчас, имея за плечами 12 лет музыкального образования, могу сказать что все дело в волшебной гармонии (с), а тогда...
Тогда я просто испытала шок, потом восторг, потом - потом влюбленность, которая с годами переросла в страсть и восхищение... восхищение длиною в жизнь...