Хотелось, конечно, завершить тему Минска вторым постом, но он и так раздулся до неимоверности, поэтому под кат можно заглядывать только стойким любителям прогулок по музеям, остальным - противопоказано категорически. В общем зреет ещё один пост, окончательный, о вечере поэзии, а пока - картины. По приезду в Минск долго рассчитывали свой максимум - хочется всё, но как уложиться в три дня? Поэтому, многие пункты отпали сразу. Ограничились центром, хотя были мысли изначально и выехать из города в этнографическое поселение. Прогулялись в музей современного исскуства - честно говоря, рассчитывали на большую экспозицию, оказалось - нет. Совсем немного времени там мы провели. Очень приветливая женщина, смотрительница музея, долго с нами беседовала, рассказывала, куда мы ещё можем попасть в условиях цейтнота. Под конец разговора посетовала, что, мол, Минск уж не тот, стал шумным и многолюдным. Да уж... Объективно говоря, спокойнее города (из сопоставимых по размеру) мы ещё не встречали. Можно пройти весь центр, держа друг друга за руку, неспешным шагом, никто не толкнёт, не обгонит.
В музее была выставка кукол Анны Балаш, впечатляет такое количество изящных и загадочных барышень в одном месте...
Там же, в центре, много всего интересного расположено близко друг к другу, можно успеть за день обойти несколько музеев, но мы решили не спешить. Сходили в усадьбу художника Валентия Ваньковича. Небольшой, даже по современным меркам скромный дом, с тёплой атмосферой внутри. Конечно, на каждом шагу остро ощущается, сколько всего утрачено, вырвано с корнем за время проносящихся над страной войн и политических катаклизмов. Но всё равно - место живое и тёплое. Средоточие уюта - красавица печь, поневоле позавидуешь дворянам))
Вообще, этот особый уют кажется навсегда утраченным, стандартная безликость - вот бич современной обстановки.
А сама усадьба выглядит такой крохотной и беззащитной, просто удивительно, как она смогла уцелеть.
Национальный художественный музей - вот наша основная цель. Забегая вперёд - по совокупности впечатлений понравился больше всех, посещённых за последнее время. Особо хочется отметить вежливость и деликатность служительниц, а так же их доброжелательную готовность к помощи, в случае необходимости. Большой контраст в сравнении с той же Третьяковкой, где нас со Светланой обхамила экскурсовод детской группы, самым базарным и неожиданным образом, просто потому, что с её ракурса обзора ей померещилось, что мы дотрагиваемся до экспоната. Дала, так сказать, детям наглядный урок, как должны вести себя взрослые культурные люди. Экспозиция очень большая и достойная, обойти за один раз вряд ли получится, у нас не получилось, хотя ходили до закрытия. К основному зданию, и без того огромному, пристроена новая, современная часть, а планируется ещё одна пристройка. Тематические выставки не требуют отдельных билетов, их можно посетить сразу же, а можно оставить на потом.
Чем хорош беларусский язык - всё совершенно понятно и не требует перевода. Вот, к примеру, история обряда "Свечи", зародившегося в годы преследований религии:
А вот и сами свечи, поражающие размерами. Глаза - из монеток, можно судить о величине всей свечи.
Публиковать фото экспонатов - занятие, отчасти глупое, сам раньше никогда не понимал людей, фотографирующих картины в музеях. А потом озарение пришло, ведь это очень удобно, в том плане, что можно потом устроить вторую экскурсию, виртуальную, дома не спеша почитать в интернете поподробнее про то, что заинтересовало, поискать хорошие репродукции.
Хохотушка работы Архипова, просто чудо:
Задумчивая украинка у плетня, хороша до умопомрачения. Опять же, уже дома из интернета узнали, что писал её Репин, оказывается, с племянницы художника Николая Ге.
Портрет Морозова кисти Серова, совершенен.
Нежно обожаемая нами, Светой особенно, Серебрякова:
Мечта, просто мечта:
"Бандит" Тропинина. Как романтичен, чертяка. Не тот, ох не тот вид у нынешних его коллег, может потому и суров к ним закон))
Ах, как пышно он живёт и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой, которая и служит ему мастерской, некуда деваться от расстрела коммунистов в Баку... Сам Бродский очень мил. Чтобы покупать картины, чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать расстрелы и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией...
И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка в портретах, в декоративных панно Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.
К. Чуковский. Из дневника. 1926.
Это сказано об Исааке Бродском. Великолепный пейзажист, всё, что написано им до революции, дышит талантом и очарованием. Полотно "Сказка" стало итогом периода, в который Бродский живет на Капри в гостях у М.Горького, который собрал вокруг себя кружок из выдающихся русских художников. 1910-1911год.
Чудная майолика Обера, именно так и выглядит порядочная Баба-Яга!
Жанровые картины - обожаю. Пусть кто хочет твердит, что это не столь высокое искусство, остаюсь при своём мнении. Вот Маковский, "Приезд учительницы", по ней же можно фильм снять!
Журавлёв, "Приезд извозчика на родину". Тоже весьма драматичный сюжет, вне времени, на все века. Не устаревающий, я б сказал))
Богданов-Бельский, "Новая сказка", умилительны грязные пяточки юных читателей.
Мастер Коненков, "Красавица в кокошнике", задумчива и прекрасна:
Глебов - "первопечатник Франциск Скорина", вечная гордость беларусов
Диалог сквозь века. Бакенбарды у меня пока ещё скромнее, так ведь я и помоложе буду))
Тут же переходим на выставку графики Арлена Кашкуревича, к сожалению, в прошлом году он скончался, впрочем, прожив долгую и очень плодотворную жизнь. Кому интересно о нём почитать, вот ссылки:
http://www.zolotoe-pero.by/works/134,
http://www.bel-art.by/authors_kashkurevich_a.php Когда мы, уже перед закрытием музея, обнаружили вход в новый корпус, стало понятно, что его осмотр придётся перенести на будущее. Поэтому просто быстро пробежали через залы, чтоб оценить размер того, что не успели пройти. Западноевропейская живопись, современная Беларусская...
В холле нового корпуса целый день продолжалось паломничество пар новобрачных - молодые семьи спешили провести фотосессию. Очевидно, для этих же целей там стоит красный рояль, выполняет роль красивого аксессуара. Хотя, возможно, на нём время от времени музицируют посетители, не буду утверждать, теряюсь в догадках. Кстати, особо смелые и не боящиеся новаций фотографы, вполне могут подобрать ракурс, в котором кроме рояля в кадре будет присутствовать и кающаяся Мария Магдалина)) Никаких намёков, голые факты.
На удивление мало соцреализма, ожидал в разы больше. А ему отвели скромную часть экспозиции.
Завершить обзор хочется вот такой картиной, если правильно запомнил фамилию художника - Казаков, "Декабрь"
Своеобразный тест на "деревенскость", тот, кому она не понравится, скорее всего, до мозга костей горожанин)) А я от неё в восторге)))
Эх... Как поёт Пикник! -
"Да я не граф Кентский, А так - деревенский."