Это снова про Пустыню. Ещё одно продолжение того, что показал чуть ранее. Ссылки на два предыдущих эпизода - ниже. Да, и повторюсь - тема эта достаточно специфическая, и может быть интересна далеко не всем, учитывайте это, пожалуйста. И снова получается, что будет ещё хотя бы одно продолжение, хотя когда я начинал это записывать, предполагал, что объём будет раза в три-четыре меньше. Но я рад, что всё так получается.
Начало,
продолжение-1Ниже и "под катом" - продолжение-2. В тексте будут встречаться ссылки на более ранние записи, некоторые из них помогут разобраться в деталях нынешнего рассказа...
* * *
…говорят ещё, молодой господин - и среди тех людей, кто говорит это, много людей достойных и заслуживающих доверия - что по рождению своему Нонар знатного рода. И отец, и мать его принадлежали к семьям, что породнились давно, и среди членов рода как отца его, так и матери, было в достатке и тех, кто служил при дворах государей - и даже самого дирфата* - занимая видные должности… и тех, кто снискал славу на полях сражений - и управляя армиями, и сам управляясь с мечом... Были в роду его и те, кто врачевал недуги и раны правителей, и слава о них ходила от города к городу... Были те, кто распоряжался деньгами - и семьи, и рода - и дела их говорили за себя сами - огромные караваны, снаряжавшиеся на эти деньги, везли товары через пески, принося немалые прибыли и преумножая и без того огромные запасы золота и драгоценностей, принадлежавшие семье...
Говорят, род Нонара был прославлен во многом... Во многом, чем сообразно заниматься людям их положения… Но было, как говорят, и одно исключение… Говорят, мой господин, что до рождения того, кто станет известен потом, как бредущий по пескам, не было среди членов рода ни одного, кто подвизался бы на поприще магии… Говорят, что старейшины рода, собравшись однажды на свой ежегодный совет, как того требуют традиции, решили, что будет неплохо для всех, если кто-либо из членов той или иной семьи свяжет судьбу свою с таким занятием, как познание Мира через искусства, доступные лишь избранным. Решили они, что для чести рода будет не лишним, если кто-либо познает сии тайные искусства и принесёт роду славу в этом занятии…
Рассказывают, что старейшины приняли решение отдать в обучение магам первого мальчика, что родится в течение года после совета, ибо призывали они на помощь себе одну из гадалок, что славилась искусством своим, и таково было её предсказание - тот ребёнок сможет познать все тайны ремесла мага, кто будет рождён первым, едва члены совета разъедутся по своим домам...
И ровно через год, когда вновь собрались они, каждая семья поведала о появившихся на свет отпрысках, и был найден тот ребёнок мужского пола, что появился на свет раньше прочих. Его-то, когда исполнилось ему три года, и отдали в обучение…
Деньги и слава рода позволили выбирать, кто станет учить ребёнка. И выбор пал, говорят, на Жрецов Озера, чья слава не нуждалась в подтверждении… Говорят, что мальчика, отлучив от родной семьи, отдали в руки жрецов, и те стали его новой семьёй, дабы познал он с самого раннего возраста все премудрости и тайны их ремесла.
Говорят, молодой господин, гадалка оказалась права, и мальчик впитывал знания так быстро, как горячий песок поглощает вылитую на него воду. Шли годы, и мастерство его росло, и менялись его учителя, передавая ученика друг другу, дабы познавал он новые тайны... И род его, неустанно следя за успехами его, исправно, год за годом, щедро благодарил жрецов, преподнося им богатые подарки… Проводя большую часть своего времени в обучении, ребёнок был лишен возможности навещать свою родную семью, однако родители его - что не противоречило договору со жрецами и решению совета рода - навещали его, и приезжали они к нему обычно в канун праздника Пятой Луны…
Никто однако же, мой господин, не называет точно, сколько лет было этому мальчику, и в какой год произошли некие события, что изменили и его судьбу, и судьбы его родных. Рассказчики сходятся на том, что был он к тому времени уже не ребёнком, но ещё не в тех летах, что позволяли бы называть его мужчиной. Но познавший уже многое, он желал познать больше, и в том находил поддержку среди жрецов, и хоть возрастом не превосходил он учителей своих, но знания его были под стать зрелому мужу…
…рассказчики, мой господин, не называют ни точного времени, ни возраста, но все они говорят, что юноша этот был страстно увлечён изучением мира демонов, и способами, позволявшими видеть этот мир всякому, кто пожелал бы того... И говорят ещё, что тот, кто был учителем его в том ремесле, сам страстно желал познать все секреты и тайны сего настолько глубоко, насколько это только возможно… Говорят, это был один из лучших магов Озера, чьё искусство вхождения в мир демонов не знало себе равных…
…не спрашивай меня, молодой господин, как было имя учителя его, я не смогу дать тебе ответ. Дальше из моего рассказа ты поймёшь, отчего это так…
Так вот… рассказывают, что они вдвоём - учитель и его ученик - смогли создать некий ритуал, что был никому до них неизвестен. И что создать его они смогли, опираясь на знания, полученные из древних рукописей, что хранились при одном из плавающих храмов Озера. Говорят, свитки эти были доступны очень немногим. Говорят, часть из них передавала слова Старца… Проверить сейчас это невозможно… Но я забегаю вперёд…
Хотя рукописи эти и держались в глубокой тайне, однако слава учителя и богатые подношения рода юноши помогли открыть двери тайных хранилищ... Никто не знает точно, как это им удалось, но… Но никто не сомневается, что это произошло…
Говорят, что после того, как заклинания стали известны им, ждали они ещё почти два года, прежде чем приступить к ритуалу, ибо нужно было не только знать слова, но и должно было прийти сообразное время для его проведения. Кроме того, понадобилось им нечто, что достать быстро было невозможно. И вещью этой был песок… но не простой… Песок с краёв Бесконечного Горла**. Да, мой господин, именно оттуда, из мест, где мало кто решается побывать. Оттуда, где, как говорят некоторые, мог появиться наш Мир… Оттуда, как говорят другие, где Мир может исчезнуть…
…из тех двух лет, один год они ждали, пока те, кто согласился добыть этот песок, столь нужный им, - и тут пригодилось золото рода юноши - смогли привезти его в том количестве, которое было надобно… И тогда, дождавшись нужного им времени, они и приступили к своему ритуалу…
Никто не знает, что произошло, и произошло ли так, как того хотели эти двое. Но те, кто рассказывает эту историю, говорят, что они оба - и учитель, и ученик - обрели дар, которого жаждали. Но каждый из них - и учитель, и ученик - заплатил за это сполна. И нельзя сказать, что та цена была для них выгодной…
Никто и никогда с тех пор более не видел того, кто учил Нонара.
Сам же Нонар, обретя дар видеть и познавать оба мира, вернулся к жрецам. Говорят, что они, увидев, ЧТО произошло с тем, кто был отдан им в обучение, и услышав рассказ его о том, ЧТО он смог постичь вместе с учителем своим, пришли в ужас. Ибо вместе со способностью видеть, приобрёл он и другое, что устрашило их… Тогда и было принято ими решение сокрыть всё это в тайне. Оттого, говорят, сейчас мы знаем не всё, но лишь малую часть той истории. И никто сейчас не сможет рассказать об этом, кроме самого Нонара. Но уста его, как говорят, мой господин, запечатаны клятвой молчания…
Дабы всё оставалось в тайне, имя учителя Нонара было предано забвению, и сейчас никто уже не знает его… Дабы секреты заклинаний, что были добыты учителем и его учеником из древних рукописей, не могли достаться уже никому, рукописи эти были запечатаны в каменные сосуды и похоронены в глубинах Озера*** с наложением заклятий, которые не позволят разыскать их…
Что же касается Нонара… О да, мой молодой господин, эта мысль, как рассказывают, приходила в голову жрецам Озера - убить того, кто знает всю правду, чтобы тайна не вышла наружу, и секреты ритуала остались в мраке неизвестности. Но они не смогли этого сделать. И вот почему…
Как рассказывают, и о чём я уже упомянул вскользь, кроме способности видеть и мир людей, и мир демонов, юноша приобрёл и другое…
Говорят, мой господин, что с тех пор, как произошли события, о которых я тебе сейчас рассказываю, повязка на лице его скрывает не глаза и не раны… Говорят, то, что осталось на лице его, нельзя назвать ни тем, ни другим.
Говорят, глазницы его с тех пор наполнены водой из озера Шам, и вода в них то темна, как в безлунную полночь, то играет бликами, словно освещает её солнце…
И ещё говорят, что нет в глазницах его дна, что стали подобны они Бесконечному Горлу, песок с краёв которого теперь лежит по краям их… Что стали его глаза, как два бездонных колодца…
Говорят, когда снята повязка с глаз его, любой, попавший под «взгляд» его, исчезает как из мира людей, так и мира демонов, и никто не в силах сказать, ЧТО происходит с тем несчастным****… Потому и не смогли жрецы убить его, ибо не было у них силы, способной справиться с ним. Оттого и страшились они, что достанься этот дар не одному, но многим, никто бы из них не мог предсказать, к чему это приведёт…
Говорят, они предлагали Нонару самому уйти из жизни, но отвечал он им отказом. Говорят, обменял он молчание своё на обещание, что никто впредь не станет покушаться на жизнь его, и слово в том ему было дано… Рассказывают, мой господин, что тогда же он и покинул учителей своих, ибо уже никто не имел желания учить его, ибо страшились они его, и желали его изгнания…
…да, молодой господин, ты снова прав, и я рад, что ты видишь это. По той же причине беспрепятственно ходит он и средь песков, что кишат демонами, и не страшится их, ибо не только люди, но и порождения Мрака ничем не защищены от «взгляда» его…
Ещё рассказывают, что не вернулся он и в семью свою, ибо не хотел порочить имя рода. Одни говорят, что сказался он им мёртвым через некоего гонца, что принёс эту весть родителям его, и что сделал он так, дабы не искали его. И говорят, что вот тогда принял он имя Нонар, ибо по рождению было оно иным… Другие говорят, что сам род не принял его, хотя и возвращался он в дом свой, но не нашёл там пристанища… И одни говорят, что род его продолжил путь свой, а другие - что с уходом его, и род его потерял былую славу… Но я не знаю, мой господин, что здесь правда, что - нет…
…говорят, что с тех пор и стала Пустыня домом его. И с тех пор чёрная повязка обвила лицо его, и никто больше не видел его глаз…
Но, мой господин, и это не всё, что рассказывают о нём. Позволю я себе поведать и другую историю…
...и колыхался полог, под которым сидели учитель с учеником, и свежие яства, что успели расставить слуги, манили к себе их взоры… И Аш-Итир, степенно оглаживая бороду, ждал, пока наполнят его чашу прохладным баскадом*****. Одна из наложниц, та, что была ближе всех к юноше, неторопливо взбивала подушку, бросая хитрые взгляды на своих подруг и нарочито шумно вздыхала, поправляя одежды… Из-за стен дворца доносился невнятный шум города, и редкие облака, пробегая в небе, бросали тени свои на горячие каменные плиты террасы, на которой расположились люди…
---------------------------
* Дирфат - верховный правитель Оазиса (и города, и всего оазиса, как местности) и благословенного озера Шам.
Оазис - самый большой из всех известных обитаемых людьми оазисов Пустыни. Также это и одноименный город-государство, расположенный на его территории. Зачастую при разговорах, употребляя это название (Оазис), не делают различия между оазисом, как физическим местом, и самим городом. Город занимает лидирующее положение в Пустыне и стоит во главе своеобразного содружества нескольких городов-государств. При том, что в каждом городе свой правитель (ноарфат) и свои законы, существует целый ряд договоренностей (некоторые закреплены официально, другие являются, по сути, негласными традициями и соглашениями), которые строго соблюдаются каждым городом.
** Бесконечное Горло (Бездонное Горло или Глотка, названия могут варьироваться) - самая большая и знаменитая бездонная пропасть, расположенная в
"Месте, у которого нет названия". У неё нет дна, и любой предмет или существо, упавшие в неё, навсегда исчезает из Мира.
*** Имеется в виду Великое озеро Шам.
**** Собственно, вариации именно этой легенды о Нонаре всплывали в середине вот
этого эпизода ...
***** Баскад - слабоалкогольный напиток, приготавливаемый из вина, фруктов и небольшого количества молока.
...позволю себе также снова дать ссылки на другие истории по этой же теме, которые я показывал много раньше:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7)