Политика литературных премий.

Nov 21, 2024 09:41

В "The Bookseller" Bénédicte Eustache задается вопросом: что нам говорят о литературном ландшафте лауреаты книжных премий, выбранные в этом месяце?:

"И снова наступило это время года! В издательской индустрии ноябрь всегда ждут с нетерпением: это время литературных наград. От Букеровской премии в Британии до престижной Гонкуровской премии по другую сторону Ла-Манша всем интересно, кто станет лауреатом, что будет играть решающую роль для продаж и задаст тенденцию в предстоящем году. В 2024 году награды во Франции и Великобритании достались книгам, которые были совершенно разными.

Букеровская премия 2024 года была присуждена Саманте Харви за ее «космическую пастораль» "Orbital" - медитативную историю экипажа астронавтов, которые со своей станции на орбите Земли наблюдают 16 последовательных восходов солнца в течение 24 часов. Роман называют «эфемерным», «завораживающим» и «прекрасно поэтичным».
На другом конце спектра Гонкуровская премия досталась Камелю Дауду за его роман «Houris». Это история женщины по имени Дон, которая потеряла голос, когда вооруженные люди перерезали ей горло и убили ее семью во время гражданской войны в Алжире. Ее голосовые связки повреждены без возможности восстановления, и она отмечена на всю жизнь шрамом в форме улыбки на шее. Будучи беременной, она рассказывает своему будущему ребенку историю своей жизни, на каждом повороте усеянный безумием и зверствами.
Стоит отметить, что другим фаворитом на Гонкуровскую премию был Гаэль Фай, чей второй роман - «Jacaranda» - исследует столь же темную область: геноцид в Руанде, свидетелем которого Фай стал лично, будучи ребенком, выросшим в Бурунди. В тот же день, когда Дауд получил Гонкуровскую премию, Фай был награжден премией Ренодо, немного менее дружественной к СМИ, но столь же престижной.

Может показаться, что нет ничего общего между поэтической космической одиссеей и несколькими репортажами о политических беспорядках. Однако я предполагаю, что в мире, который становится все более небезопасным, эти решения отражают потребность в чем-то радикально новом, в том, чему может помочь только вымысел: в надежде.
Эти три романа связаны твердой верой в человечество. В "Orbital" наблюдение за миром на расстоянии делает политические распри несущественными, поскольку раскрывается хрупкость Земли. Это чувство испытывают многие из тех, кто побывал в космосе, включая 93-летнюю суперзвезду "Звездного пути" Уильяма Шетнера. В космосе астронавты всех национальностей живут бок о бок, разделяя заботы о своих семьях, испытывая благоговение перед окружающей их красотой и одинаково думая в своей почти мистической сплоченности.
В "Houris" и "Jacaranda" надежда также заключается в способности человека выйти за пределы конфликтов, которые, казалось, невозможно преодолеть. Несмотря на свое прошлое, Дон дает жизнь своему ребенку в этом мире - акт надежды и доверия, если таковой когда-либо был. Милан, главный герой романа Фэй, исследует скрытую историю своей семьи в годы геноцида, показывая, что знание и понимание могут стать первым шагом к стойкости. Парадоксально, но, несмотря на тяжелые темы, обе эти книги кажутся светлыми.
В то время, когда мнения по всему политическому спектру вопросов становятся все более жесткими, эти книги подключают всех к разговору и отказываются советовать нам, как мы должны мыслить. Это само по себе является замечательным достижением.

Означает ли это, что нынешняя тенденция в литературных премиях - это добрые намерения с ванильным привкусом? Совсем наоборот. Написание этих книг потребовало от авторов смелости: в Алжире, где письменные работы, посвященные гражданской войне, строго запрещены, издателю Дауда не разрешили посетить Алжирскую книжную ярмарку, поскольку "Houris" забанены в стране. Несколько лет назад сам Дауд стал объектом фетвы после того, как он раскритиковал религиозный режим, существовавший в Алжире. "Houris" - прекрасный пример того, что раскопки забытых историй требуют смелости, даже - или, может быть, особенно - если вы предлагаете проблеск надежды.

Аналогичным образом, присуждая Саманте Харви Букеровскую премию, жюри заявило, что книга «не ищет ответы, а задает вопрос, что бы мы хотели исследовать». В условиях все более экстремальных публичных дебатов важно рассматривать вещи в перспективе, выходящей за рамки партийных взглядов и сектантства. Что объединяет победителей этих трех премий в этом году, так это литературная и интеллектуальная смелость идти по менее исхоженному пути.
Поскольку многие люди чувствуют, что мы приближаемся к концу политического, общественного и экологического цикла, становится ясно, что нам нужно переосмыслить то, как мы думаем и живем. Награды этого года показывают нам, что в литературном мире нет недостатка в свежих идеях. Поскольку нам нужно переосмыслить нашу жизнь на столь многих уровнях, художественная литература предлагает нам возможность мыслить нестандартно и переформатировать то, что, как нам казалось, мы знаем наизусть. Вот почему нашим политическим лидерам срочно нужно снова начать читать художественную литературу - и это говорю не только я.

Вот почему, если вы действительно хотите что-то изменить, я предлагаю вам отказаться от «Государя» Макиавелли и вместо этого перечитать любимую художественную литературу - будь то "Orbital", «Джейн Эйр» или «Очень голодная гусеница»."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Пр:Букер, Стр:Великобритания, Жанр:Исторические, Пр:Другие, Стр:Франция, Жанр:Политика, Пр:Гонкуровская, Жанр:Классика, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up